Вторая конференция по сознанию животных

Коротко обо всех моих проектах – на моей странице на портале proza.ru, коротко о каждом из них – в Предисловиях к ним.

Эта заметка о второй конференции «Как изучать и понимать не-человеческое сознание?» (3-9.05.24, Катманду, Непал) серии международных собраний учёных, посвященных сознанию животных (anyminds.org), которая была инициирована российскими учёными и началась в прошлом году тоже в начале мая в Дхарамсале (Индия), где находится резиденция Его Святейшества Далай Ламы XIV, в которой он принимал участие [1]. Научным организатором этой конференции является академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин (директор института перспективных исследований мозга, МГУ им. М.В. Ломоносова), оргкомитет – он же и Ю. Жиронкина (директор фонда «Кошка ветра» гуманного и ответственного отношения к животным, Москва), Н. Иноземцева (замдиректора того же фонда).


Я очень рад, что в это тяжелейшее для России время организаторы этой международной научной конференции смогли её провести. В качестве докладчиков в ней участвовали 24 учёных из 12 стран помимо России: Австралия (2), Англия (7), Канада (2), Италия (2), Франция (1), Израиль (1), Япония (1), Германия (2), Южная Африка (2), Швеция (1), США (2), Индия (1).  От России кроме К.В. Анохина на ней выступал академик РАН, директор института высшей нервной деятельности П.В. Балабан и А. Смирнова (МГУ им. М.В. Ломоносова). 11 докладчиков подписали Нью-Йоркскую Декларацию о сознании животных (19.04.24, университет Нью-Йорка), включая К.В. Анохина.


Об этой конференции я узнал из интервью А.Я. Каплана [2], который в двух словах так обрисовал ситуацию с сознанием у животных. Для буддистов всё просто: сознание у животных есть, потому что они воспринимают окружающий мир и страдают. Мы можем говорить, что сознание есть у всех животных, но при этом надо понимать, что это разные сознания, человеческое основано на языке, равного которому нет у животных. Как узнать о сознании, например, кошки? С ней же не поговоришь [2]. Каплан привёл изящный эксперимент с зеркальным тестом, который состоит в том, что некоторые животные, глядя в зеркало, понимают, что это они, а не другое животное их вида. Рыбкам ставили на бок метку так, чтобы они видели её в своём отражении в стенке аквариума. После этого рыбки подплывали к камешку и терлись о него боком, чтобы стереть метку. Но когда метка была не видна, но чувствовалась ими тактильно, то она их не смущала. Академик РАН П. Балабан выступал на прошлой конференции и рассказывал о сознании виноградной улитки…


На сайте конференции читаем о ней:


«Первая конференция по сознанию животных, прошедшая в Дхарамсале 1-5 мая 2023 года, охватила широкий круг вопросов – от глобального буддийского разделения мира на разумных и неразумных существ до обзора феноменов осознания и сознания в различных биологических таксонах, обсуждения теорий сознания и его нейробиологических механизмов, связанных с моральными и этическими проблемами и политикой в области сознания животных.

На этой вводной конференции были освещены два важных вопроса:

1. Спектр явлений, относящихся к области сознания, сегодня заметно расширяется. В будущем это может привести к переосмыслению многих ранее известных фактов поведения животных как проявлений сознательных процессов.

2. В то же время, все еще существует значительная неопределенность в эмпирических исследованиях, тестах и выводах о сознании у различных видов животных. В значительной степени это определяется неоднозначностью теоретических представлений о сознании, его эволюционных и нейронных основах, а также отсутствием обоснованной программы научного изучения сознания в животном мире.

Вторая конференция Animal Consciousness призвана сделать шаг в направлении развития такой программы. Его темой будет "Как изучать и понимать нечеловеческое сознание", и его главная задача - максимально продвинуться в ответе на вопрос, какие подходы, эксперименты и тесты необходимы и возможны сегодня для научного исследования нечеловеческого сознания.

Термин “нечеловеческое сознание" появился в названии конференции потому, что задачи выявления и изучения потенциального сознания у различных видов животных и в искусственных системах сталкиваются сегодня с рядом схожих проблем, и эти две области могут дополнять друг друга. С этой целью на конференции соберутся не только эксперты в области сознания животных, но и в области искусственного интеллекта.

Формат конференции будет включать как выступления с предложениями о том, как изучать и понимать нечеловеческое сознание, так и работу в междисциплинарных секционных группах. Участники обсудят теоретические, поведенческие и нейробиологические подходы к изучению сознания и представят свои предложения на общих сессиях по подведению итогов. Конференция будет считаться успешной, если она произведет заметный сдвиг в эмпирических подходах к изучению нечеловеческого сознания».


В отличие от первой конференции у этой есть сайт, на котором размещены материалы предыдущей конференции, а также программа по дням этой конференции с названиями докладов. Насколько успешна эта конференция я, разумеется, не могу судить, но я рад, что на приглашение К.В. Анохина и его оргкомитета откликнулись учёные из разных стран и приехали в Катманду (Непал), чтобы поделиться своими мыслями о сознании у животных и ИИ. 


[1] Кукаров А.Ю. Загадочная конференция о сознании животных в Дхарамсале. Моя страница на портале proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. В какую игру играет А.Я. Каплан. Моя страница на портале proza.ru.


Рецензии
Автокомментарий

На конференуцию откликнулся Московсский Центр исследования сознания при МГУ им. М.В. Ломоносва (hardproblem.ru), обозначив её резонанс в СМИ: "Агентство "РИА Новости" уже опубликовало несколько репортажей о конференции. В первом из них нейропсихолог Николас Хамфри рассказывает, что думает о сознании животных, человека и ИИ.
В другом репортаже Константин Анохин делится мнением о Нью-Йоркской декларации о сознании животных и о дальнейшем изменении этических норм по отношению к животным.
Также опубликовано небольшое интервью с Никола Клейтон, британской психологом и экспертом в области поведения животных.".

В материале РИА Новости от 25.04.24 говорится: «Декларация о сознании животных, опубликованная Нью-Йоркским университетом на минувшей неделе, включает три основных тезиса. Первый – о сильных научных аргументах в пользу присутствия сознательного опыта у млекопитающих и птиц. Второй – что эмпирические данные указывают также на существование реальной возможности наличия сознательного опыта у всех позвоночных (включая рептилий, амфибий и рыб) и многих беспозвоночных (включая, как минимум, головоногих моллюсков, ракообразных и насекомых). Третий тезис гласит, что поскольку существует реальная возможность наличия сознательного опыта у животного, безответственно игнорировать это при принятии влияющих на животное решений. Документ завершается призывом учитывать риски и угрозы благополучию (животного – ред.) и опираться на научные свидетельства при выработке ответов на них».

Нью-Йоркская декларация о сознании животных была объявлена на конференции "Новая наука о сознании животных" в Нью-Йоркском университете 19 апреля 2024 года. На конференции её подписали 287 учёных, среди них крупнейшие специалисты, как по сознанию человека, так и различных видов животных. К.В. Анохин подписал Декларацию, в списке подписантов его подпись пятая, я, конечно, не просмотрел всех 287 подписантов, но почти уверен, что из российских учёных он один.

Разъяснение авторов Декларации: "Что такое сознание? У этого термина множество значений. Нью-Йоркская декларация о сознании животных акцентирует внимание на одном важном значении, которое иногда называют “феноменальным сознанием” или “чувствительностью”. Вопрос в том, какие животные могут испытывать субъективные переживания. Это может включать в себя сенсорные переживания (скажем, ощущение определенного прикосновения, вкуса, вида или запаха), а также переживания, которые кажутся хорошими или плохими (скажем, переживание удовольствия, боли, надежды или страха)".

Наряду с феноменальным сознанием учёные различают когнитивное, познавательную способность, которая, конечно, есть не только у людей.

Александр Кукаров   02.06.2024 09:40     Заявить о нарушении
Автокомментарий.

Академик РАН с 2022 г. П.М. Балабан (1951 г.р.) участвовал в приёме российских учёных у Его Святейшества Далай Ламы XIV (Интервью: Павел Балабан: Сознание у животных, человека и ИИ, устройство памяти | Подкаст «Ноосфера»), на которой зародилась идея научных конференций о сознании у животных, а также участвовал в двух прошедших конференциях. На первой он рассказывал об эмоциях улиток и интервьюер попросил его уточнить, как учёные такое могут понять. Ответ: известен феномен самостимуляции у крыс - если крысе в нужное место мозга ввести электрод, который она сама может активировать, то она забудет обо всём и будет нажимать на соответствующую педаль, пока не умрёт от голода. Очевидно, что её нравится это дело, что мы понимаем, как переживание удовольствия, положительной эмоции. Аналогичный участок, состоящий из 200 нейронов, есть и в теле улитки.

Интервьюер также спросил П.М. Балабана об основополагающей для буддизма (и не только для него) идее о порождении сознания сознанием (в частности, это касается реинкарнации, добавлю я), которую не принимает современная наука. Такой ответ я услышал впервые. П.М. Балабан сказал, что если посмотреть некий аналог индивидуального сознания у разных животных, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы, то не понятно, зачем эволюции порождение сознания сознанием, для этого достаточно живого организма.

Может быть, эта буддийская «механика» работает не на уровне отдельного организма, а в их сообществах? Больших, чем те, что нужны только для размножения.

Александр Кукаров   17.08.2024 22:43   Заявить о нарушении