Храм твой, Господи. Новый Иерусалим

              Церкви в честь Воскресения Христова
   
        К западу от Москвы на Истре стоит Ново-Иерусалимский монастырь с храмом Воскресения, возведенного в честь Святого Гроба Господня, что в Святой земле, на родине Христа, в Палестине.
   История Ново-Иерусалимского монастыря, Главной Обители русской  православной церкви, такова:
   Существует предание, что, живший в 17 веке   патриарх Никон, задумал  построить  в излучине реки Истры, близ села Воскресенского, грандиозный монастырь с храмом, повторившим бы монументальный ансамбль Иерусалимского храма Воскресения  в Палестине.  И место для монастыря он избрал лично, пленившись  красотой ландшафта, в какой-то мере напоминавшим расположение  монастыря в Палестине. Отсюда название: «Новый Иерусалим».   
     Изначально монастырь назывался «Воскресенским, что на  реке Истре», а Ново-Иерусалимским его нарек царь Алексей Михайлович, согласовав это с Никоном.    Сейчас  это комплекс: Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и Воскресенский Ставропигиальный  мужской монастырь. Ставропигиальным монастырь называется потому, что входит в ведение Патриарха Московского и всея Руси.
    Таких монастырей на русской земле около двадцати.
    Когда Никон задумал строительство монастыря, он стал собирать буквально по крупицам все сведения о Палестинской святыне, а сам потом какое-то время прожил в Святой  земле, в Иерусалиме.
    Деревянную модель храма Святого гроба Господня из Палестины привез в Россию иерусалимский патриарх Паисий, а русский паломник Арсений  Суханов доставил точные обмеры этого храма.
   Однако огромный Ново-Иерусалимский храм Воскресения существенно  отличается от оригинала  и повторяет его только в общих чертах.
   Русские мастера создали глубоко- самобытный ансамбль. Над украшением храма работали мастера, свезенные со всех губерний России: Смоленские каменщики,  Архангельские резчики по дереву и многие другие. Храм богато украшен изразцами, в которых присутствуют различные яркие композиции и мотивы, несущие определенный символический смысл: «Павлинье око»-красочное оперенье павлина, считавшегося у христиан священной птицей, пальмовые листья, отсюда название –паломник, цветы граната, которыми встречали Иисуса в Иерусалиме.   
  Архитектурный ансамбль монастыря создавался много лет, с 1658 по 1685 г.г. Сам Патриарх Никон, по навету вызвав гнев государя Алексея Михайловича , был сослан и не увидел своего детища в готовом виде. Вернулся он в монастырь только после смерти: в монастыре есть маленькая усыпальница, гробница «непоколебимого» Никона, как его называли.
    В конце 17 века, в 1690-х годах, по указу Петра Первого монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Над главными воротами была сооружена надвратная церковь с колокольней в форме восьмерика на четверике. Строительством церкви, стен и башен руководил известный русский зодчий,  крепостной графа Татищева, Яков Бухвостов. 
    В 1723 году рухнул грандиозный каменный шатер собора, а в 1726 году храм пострадал от пожара. В развалинах собор простоял около двадцати т лет, а в 1749 году императрица Елизавета Петровна решила восстановить его и поручила архитектору В. Растрелли разработать проект  собора в новом, пышном стиле  барокко, характерном для середины 18 века.
   Растрелли удалось создать блестящий по своей архитектуре и декоративной отделке храм, производящий впечатление пышного дворца. Стены  храма были окрашены в голубой  цвет и декорированы лепными украшениями и майоликой. Находившаяся в центре храма кубикула ( копия пещеры, куда после снятия с креста, обвернутого плащаницей, пропитанной алое и смирной, положили тело Иисуса), была скрыта деревянным резным золоченым футляром, напоминающим беседку в стиле барокко. Кубикулу окружала величественная колоннада-ротонда. Над оформлением приделов собора работали известные архитекторы: Казаков, Воронихин, Витберг.
   Один из приделов подземной церкви был восстановлен сыном великого полководца А.В. Суворова А.А. Суворовым, в память погребенной здесь его матери. В церковь ведут тридцать три ступени, по числу лет, проведенных Иисусом на земле. По преданию, римская императрица Елена, мать императора Константина, отправилась в Палестину, чтобы отыскать крест Господень, брошенный в некую пещеру. В той пещере, где его нашли, забил живоносный источник. Подземная церковь так и называется: «Константина и Елены».
    Более всего потрясает в храме воскресения Заалтарный обход, который как бы символизирует последний путь мытарств Иисуса перед распятием. Там располагаются три маленькие церкви, в которых оставлены символы издевательства над Иисусом: бичевания особой плеткой с несколькими хвостами, глумлением над ним, как над «царем иудейским», и «коронованием» Иисуса терновым венком.
      И его последний  путь на Голгофу. В верхней церкви, куда надо подниматься по крутой лестнице, стоит распятие: натуральный кипарисовый крест из Иерусалима. Скала у подножия креста с трещиной, куда стекала священная кровь Иисуса. А вокруг распятия рама, на которой изображены все символы предательства: кошелек Иуды, предметы страданий, копье, губка с кислым вином, отведав которого Иисус прошептал: «Свершилось» и умер. Т.е. свершилось то, для чего он был послан  на землю: умереть ради людей и искупить их грехи.
   Монастырь находился под особым покровительством русских царей. Богатые вклады и подарки делало  монастырю и русское купечество. В монастыре есть даже особое кладбище, где хоронили вкладчиков. В ризнице монастыря берегли дорогие ткани, шитье. Изделия из драгоценных металлов. 
    В июле 1919 года монастырь был упразднен,   а его имущество национализировано. В 1921 году в нем был открыт художественно- исторический музей.
    В декабре 1941 года, отступая под натиском русской армии, немецко-фашистские захватчики уничтожили монастырь, взорвав крепостные стены, соборы, башни, а территорию заминировали. Фотографии того времени ужасают- от монастыря  и главного собора остались руины. Чудом, почти сохранилась   кубикула. Данные  о варварском разрушении  фашистами Ново-Иерусалимского монастыря были включены в обвинительный документ в Нюрнбергском  процессе. В конце сороковых годов над восстановлением монастыря работали известнейшие архитекторы.
    С 1944 года Ново-Иерусалимский монастырь является действующим мужским монастырем, помогает жить людям, оказывает помощь бедным,  заключенным, учит детей в Воскресной школе. Надо сказать, что акции благотворительности и помощи продолжают традиции со времен патриарха Никона.
  Храм восстановлен только частично. Голубеет шатер Растрелли, купаются в небе золотые купола, а внутри храма работы непочатый  край. Но как птица Феникс из пепла возрождается национальное сокровище.
   Обнимает высокий холм красавица  река-Истра, и стоит на том высоком холме величественный старинный Ново-Иерусалимский монастырь, далеко виден шатер огромного главного собора, и горит его золотая глава, как путеводная звезда для паломников, которым несть числа, спешащих в это Святое место.
                Помните, у Гумилева: Храм твой, Господи, в небесах,
                Но земля тоже Твой приют.
                Если, Господи, это так,
                Если праведно я пою,
                Дай мне , Господи, дай мне знак,
                Что я понял волю твою.               


Рецензии