Храм твой, Господи. Новый Иерусалим
К западу от Москвы на Истре стоит Ново-Иерусалимский монастырь с храмом Воскресения, возведенного в честь Святого Гроба Господня, что в Святой земле, на родине Христа, в Палестине.
История Ново-Иерусалимского монастыря, Главной Обители русской православной церкви, такова:
Существует предание, что, живший в 17 веке патриарх Никон, задумал построить в излучине реки Истры, близ села Воскресенского, грандиозный монастырь с храмом, повторившим бы монументальный ансамбль Иерусалимского храма Воскресения в Палестине. И место для монастыря он избрал лично, пленившись красотой ландшафта, в какой-то мере напоминавшим расположение монастыря в Палестине. Отсюда название: «Новый Иерусалим».
Изначально монастырь назывался «Воскресенским, что на реке Истре», а Ново-Иерусалимским его нарек царь Алексей Михайлович, согласовав это с Никоном. Сейчас это комплекс: Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и Воскресенский Ставропигиальный мужской монастырь. Ставропигиальным монастырь называется потому, что входит в ведение Патриарха Московского и всея Руси.
Таких монастырей на русской земле около двадцати.
Когда Никон задумал строительство монастыря, он стал собирать буквально по крупицам все сведения о Палестинской святыне, а сам потом какое-то время прожил в Святой земле, в Иерусалиме.
Деревянную модель храма Святого гроба Господня из Палестины привез в Россию иерусалимский патриарх Паисий, а русский паломник Арсений Суханов доставил точные обмеры этого храма.
Однако огромный Ново-Иерусалимский храм Воскресения существенно отличается от оригинала и повторяет его только в общих чертах.
Русские мастера создали глубоко- самобытный ансамбль. Над украшением храма работали мастера, свезенные со всех губерний России: Смоленские каменщики, Архангельские резчики по дереву и многие другие. Храм богато украшен изразцами, в которых присутствуют различные яркие композиции и мотивы, несущие определенный символический смысл: «Павлинье око»-красочное оперенье павлина, считавшегося у христиан священной птицей, пальмовые листья, отсюда название –паломник, цветы граната, которыми встречали Иисуса в Иерусалиме.
Архитектурный ансамбль монастыря создавался много лет, с 1658 по 1685 г.г. Сам Патриарх Никон, по навету вызвав гнев государя Алексея Михайловича , был сослан и не увидел своего детища в готовом виде. Вернулся он в монастырь только после смерти: в монастыре есть маленькая усыпальница, гробница «непоколебимого» Никона, как его называли.
В конце 17 века, в 1690-х годах, по указу Петра Первого монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Над главными воротами была сооружена надвратная церковь с колокольней в форме восьмерика на четверике. Строительством церкви, стен и башен руководил известный русский зодчий, крепостной графа Татищева, Яков Бухвостов.
В 1723 году рухнул грандиозный каменный шатер собора, а в 1726 году храм пострадал от пожара. В развалинах собор простоял около двадцати т лет, а в 1749 году императрица Елизавета Петровна решила восстановить его и поручила архитектору В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины 18 века.
Растрелли удалось создать блестящий по своей архитектуре и декоративной отделке храм, производящий впечатление пышного дворца. Стены храма были окрашены в голубой цвет и декорированы лепными украшениями и майоликой. Находившаяся в центре храма кубикула ( копия пещеры, куда после снятия с креста, обвернутого плащаницей, пропитанной алое и смирной, положили тело Иисуса), была скрыта деревянным резным золоченым футляром, напоминающим беседку в стиле барокко. Кубикулу окружала величественная колоннада-ротонда. Над оформлением приделов собора работали известные архитекторы: Казаков, Воронихин, Витберг.
Один из приделов подземной церкви был восстановлен сыном великого полководца А.В. Суворова А.А. Суворовым, в память погребенной здесь его матери. В церковь ведут тридцать три ступени, по числу лет, проведенных Иисусом на земле. По преданию, римская императрица Елена, мать императора Константина, отправилась в Палестину, чтобы отыскать крест Господень, брошенный в некую пещеру. В той пещере, где его нашли, забил живоносный источник. Подземная церковь так и называется: «Константина и Елены».
Более всего потрясает в храме воскресения Заалтарный обход, который как бы символизирует последний путь мытарств Иисуса перед распятием. Там располагаются три маленькие церкви, в которых оставлены символы издевательства над Иисусом: бичевания особой плеткой с несколькими хвостами, глумлением над ним, как над «царем иудейским», и «коронованием» Иисуса терновым венком.
И его последний путь на Голгофу. В верхней церкви, куда надо подниматься по крутой лестнице, стоит распятие: натуральный кипарисовый крест из Иерусалима. Скала у подножия креста с трещиной, куда стекала священная кровь Иисуса. А вокруг распятия рама, на которой изображены все символы предательства: кошелек Иуды, предметы страданий, копье, губка с кислым вином, отведав которого Иисус прошептал: «Свершилось» и умер. Т.е. свершилось то, для чего он был послан на землю: умереть ради людей и искупить их грехи.
Монастырь находился под особым покровительством русских царей. Богатые вклады и подарки делало монастырю и русское купечество. В монастыре есть даже особое кладбище, где хоронили вкладчиков. В ризнице монастыря берегли дорогие ткани, шитье. Изделия из драгоценных металлов.
В июле 1919 года монастырь был упразднен, а его имущество национализировано. В 1921 году в нем был открыт художественно- исторический музей.
В декабре 1941 года, отступая под натиском русской армии, немецко-фашистские захватчики уничтожили монастырь, взорвав крепостные стены, соборы, башни, а территорию заминировали. Фотографии того времени ужасают- от монастыря и главного собора остались руины. Чудом, почти сохранилась кубикула. Данные о варварском разрушении фашистами Ново-Иерусалимского монастыря были включены в обвинительный документ в Нюрнбергском процессе. В конце сороковых годов над восстановлением монастыря работали известнейшие архитекторы.
С 1944 года Ново-Иерусалимский монастырь является действующим мужским монастырем, помогает жить людям, оказывает помощь бедным, заключенным, учит детей в Воскресной школе. Надо сказать, что акции благотворительности и помощи продолжают традиции со времен патриарха Никона.
Храм восстановлен только частично. Голубеет шатер Растрелли, купаются в небе золотые купола, а внутри храма работы непочатый край. Но как птица Феникс из пепла возрождается национальное сокровище.
Обнимает высокий холм красавица река-Истра, и стоит на том высоком холме величественный старинный Ново-Иерусалимский монастырь, далеко виден шатер огромного главного собора, и горит его золотая глава, как путеводная звезда для паломников, которым несть числа, спешащих в это Святое место.
Помните, у Гумилева: Храм твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне , Господи, дай мне знак,
Что я понял волю твою.
Свидетельство о публикации №224060100663