Строчим вирши Страница пятая

Страница пятая


В МАСТЕРСКОЙ СЛОВА
(фрагмент одного из занятий)

 Итак, волшебство поэзии…  И. С. Тургенев говорил:

"Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас.
Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

 А вот высказывание А.С. Пушкина:

"...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…"

Плести - т. е. сочинять (плесть - сказано с оттенком недоброжелательности; когда сочиняешь стихи, нужно, прежде всего, думать о смысле)

 Игра: «Угадай словечко» (на основе стихотворения "Лавочка-дом"*  Б. Антона, бывшего воспитанника спецшколы)

На лавочке просто сидел… ,
О доме подумалось … .
- А что со мной будет … ?
Подумай о планах …!
Надеюсь, получится скоро,
Когда я приеду … .
Приеду –
Тогда уж …
От радости:
Вот он … !
Потом мы с любимою …
Вместе пойдём … .
Подумаем:
- Всё будет …
Не стоит уже… !

 Обсуждение выполненной работы:

- Что же у вас получилось? (воспитанники прочитывают)
- А как у школьного поэта Антона Б.? (журнал «Огни Кузбасса»-2008г., №2)


 
 (Это, конечно, ещё не стихи -  вирши…   Но профессиональные поэты усмотрели в них смысл, напечатали в журнале под рубрикой «Светлица», где печатаются стихи начинающих поэтов).

- Скажите, достаточно ли ритмически организовано данное стихотворение? (чёткой рифмы нет, но ритмически организовано, воспринимается как стихотворение).

Это свободный стих (верлибр) -  такое вольное изложение без четких рифм, однако с возможностью определить идейно-тематическое содержание:

 - определите тему стихотворения;

 - определите идею стихотворения.


 Далее в «дистанционном формате» происходит встреча с поэтом В. Г. Кротовым (просмотр обучающего фильма).
 
Затем, учитывая рекомендации писателя и советы учителя,  ребята сочиняют вирши (они к этому несколько подготовлены, пришли на урок, как говорят, «не совсем с пустыми руками»).   Свои неказистые стихи считают первой творческой удачей.

  В предварительной работе опираюсь:
- на опыт ведения кружка «Литературный поиск»;
 - на авторскую программу «Строчим вирши»;
 - на сборник стихотворений «Сигнальные звоночки»- наш с детьми коллективный творческий продукт былых лет;
- на образцовые работы воспитанников (ведь были свои поэты, чьи стихи оказались признаны и напечатаны в журнале «Огни Кузбасса»).

 Кратко проговорим о двух этапах работы в Мастерской Слова – это социализация и афиширование:

социализация – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем;

афиширование - это выставка «изделий» - работ воспитанников (в данном случае записные книжки с так называемыми виршами, верлибрами).

 (Между участниками мастерской происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками).

Всё, что бы ни создавалось в Мастерских Слова, требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей, чувства ритма и соответствующих ему слов, фраз, предложений - всё это грани педагогического и актёрского мастерства. "Учитель и актер (по совету К. С. Станиславского) призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово…"

 Однако всё это  проявление активности педагога. А что же дети?

Дети обязательно поддержат своего наставника: будут искать, находить, «подбрасывать идеи», реализовывать их в совместном творчестве, чаще всего спонтанно, на своей «сцене», за партой (скажем так, без репетиций и кулис…)

А вот результат занятий в Мастерской Слова в весенние дни...

***

Вот это да!
Весна пришла,
Скворцов с собою привела,
Ручей расколдовала...
Она сестру свою зовёт,
Как будто песенки поёт.
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

***

За высокие горы отступила зима.
Пришла красавица весна!
В чистом небе становится веселей
От радостного крика журавлей.
(Ф. Александр, 7 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

***

Пришла весенняя пора
И зиму ластиком "стерла".
И вместо снега принесла
Цветы и пенье птиц.
Зарю на небе заняла
И раскидала облака.
И вместо льда ручей -
Слияние весны очей!
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

PS:

Таким образом, ребята-кружковцы вступают  на сложную тропу поэзии уже с пониманием простоты и гениальности строк:

...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
           (А.С. Пушкин, "К другу стихотворцу")

"Пегаса нам не оседлать", однако подросток создаёт пусть скромные, но собственные произведения, отражающие его чувственный мир, привязанности, взгляды.
Задача учителя — пробудить у ребёнка интерес к учёбе и вернуть ему радость от жизни и окружающего мира. Для этого можно использовать любые средства, даже простые рифмы. Возможно, это вызовет у ребёнка творческий подъём и поможет ему заменить прежние способы выражения эмоций на более социально приемлемые, например, через творческое самовыражение.


Сноски:
*Стихотворение Б. Антона, 6 класс «Лавочка-дом» напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.


Рецензии