Строчим вирши Страница шестая
ДРАМА – ОРФОГРАММА
(бином фантазии)
Детский писатель Джанни Родари открыл «бином фантазии», с помощью которого можно придумать сколько угодно сказок или историй, (СТИХОТВОРЕНИЙ!), не обладая талантом писателя.
Выберите вместе с Вашим ребёнком два слова. Надо, чтобы их разделяла известная дистанция, чтобы соседство слов было необычно. Тогда воображение будет активизироваться, стремясь установить между ними связь. Например, «конь – пёс» - это не бином фантазии. Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. Зато «пёс - шкаф» - это уже стимул. Тут можно рассказать сказку про пса со шкафом на спине, про пса, у которого есть шкаф, про пса, вдруг появившегося из платяного шкафа и т. д. (из методической копилки учителя)*.
Однажды на уроке русского языка случилась «драма», и виной тому, представьте себе, стало слово «орфограмма»… Что-то напоминает рифму? А, может быть, это бином фантазии?
Дети часто слышат от своих наставников, что смысл работы учителя заключается в том, чтобы их ученики добились успеха. Превзойти учителя и стать его гордостью - это достижение.
Сказанное, безусловно, подкрепляется примерами из жизни, фильмов, литературы. Допустим, детям по урокам литературы известен факт, когда поэт В.А. Жуковский признаёт абсолютным превосходство своего ученика над собой (речь, конечно, о Пушкине и его поэме «Руслан и Людмила»); знакомы подросткам и другие эпизоды.
И вот однажды, наш Станислав ( будучи уже учеником шестого класса), воодушевлённый наставлениями учителя, решил действовать без промедления. И повод не заставил себя ждать…
В следующий день занятий, как только учитель вознамерился объявить тему урока, Стасик опережает его своим вопросом:
- Вот Вы… (обращение к учителю, разумеется, по имени-отчеству) нам вчера говорили, что «драма» пишется с двумя буквами «м». А по словарю… А нам воспитатель сказал… Мы посмотрели, там …
Воспитанник, как выясняется, поспорил на самоподготовке с кем-то из друзей о написании слова «драма» с неоспоримым утверждением, что на доске у В.И. слово было написано с двумя буквами «М». Воспитатель приостановил спор, предложив дискутирующим заглянуть в словарь С.И. Ожегова (настольная книга каждого педагога нашей школы). Смекалистый Стас, убедившись в истинном написании слова, понял, что в его руках нежданно-негаданно появился «козырь» в вопросе "щегольнуть" своими познаниями перед учителем. И как тут не воспользоваться таким промахом педагога? Шанс даётся далеко не всегда…
И вот теперь, сбивчиво изложив суть своего вопроса, ученик стал уверять всех в том, что это слово на доске он видел, и написано оно было с двумя буквами «М».
Я растерялась. Где это слово так "пошалило" надо мной, ведь оно никак в содержание моих уроков пока не вписывалось... По классу прокатилась лёгкая волна замешательства, что отразилось в суетливых взглядах и движениях воспитанников. Заметно было, что они силились вспомнить нечто подобное во вчерашних урочных событиях, недоуменно пожимая плечами.
А перед классом как на духу "возвышаюсь" я, сбитый с толку учитель, теряющийся в догадках, где и в чём мой вчерашний промах?
Принялась машинально, несколько растерянно перебирать свои планы-конспекты, лежащие на столе, чтобы убедить себя, но в чём?.. Мальчишки тоже, в такт моим движениям, зашелестели страницами своих тетрадей и учебников, кто-то озадаченно, кто-то с нескрываемым любопытством, а «сидящий» рядом с нашим «героем» ученик явно уже выражал свою солидарность с другом. Нигде: ни в черновиках, ни в чистовиках, ни на страницах пройденных тем в учебнике - злосчастное слово не вырисовывалось, не проявлялось.
"Дойдём до изучения произведений с жанровыми особенностями: «комедия, драма, трагедия» - там слово «драма» уж точно засверкает всеми своими гранями как на уроках литературы, так и на уроках русского языка," - в сердцах думалось мне.
Озадаченные головоломкой Стаса, однако, вынуждены продолжать урок по изучению очередной орфограммы, что предусмотрено учебной программой.
Подхожу к доске и вновь, как вчера, чётким каллиграфическим почерком вывожу слово «орфограмма» с выделением красным мелком проблемных для написания данного слова букв, в том числе и двух букв ММ (слово словарное, его надобно многократно прописывать, чтобы прочно запомнить). Дети старательно пишут вслед за мной, с тем чтобы работать далее над словом по заданию.
И вдруг громким, тяжким вздохом Станислава оглашается класс… И слышится придавленный шёпот честного признания:
- Так это было слово не «драМа», а «орфограММа»…
Да… Мы с ребятами правильно поняли оплошность Стасика: слова «драма» и «орфограмма» далеки по значению, но есть сходство в звучании, хорошо рифмуются. И посему урочную «драму» в «трагедию» превращать не стали. Чтобы взбодрить настроение упавшего духом Станислава, из кислого лимона сделали лимонад:
подросткам было предложено придумать четверостишие к нашему необычному уроку.
У признанного стихотворца Станислава (читайте другие миниатюры) появились новые рифмованные строки:
Не учишь орфограммы,
И на уроке драма…
Учите орфограммы!
Вот моя реклама…
Герой урока, как видим, не просто мастерски справился с упражнением под названием «Бином фантазии», он своим четверостишием изобрёл приём мнемотехники, благодаря которому теперь никто не спутает по сходной ритмической организации слова: «драма» и «орфограмма».
Стас – изобретатель. ОН – ПОБЕДИТЕЛЬ.
Свидетельство о публикации №224060701527
Опыт прошёл с участием учеников. По-моему до каждого дошла тема невесомости, каждый усвоил понятие ускорение свободного падения.
Но это физика. Но вот Вам, Валентина, удавалось учебный процесс превратить в игру в части родного языка! Это заслуживает огромной похвалы. Мне бы такого педагога с пятого класса! Не краснел бы от стыда, и в институт бы поступил с первой попытки. Обидно было недобрать всего 0,5 балла из-за тройки за сочинение на вступительном экзамене (тройка - из-за грамматики). Конечно, сказалось ещё и морально-психологическое состояние.... ну вы, Валентина, в курсе.
Виталий Сыров 30.07.2025 06:22 Заявить о нарушении
Я уже вижу основное направление своей так называемой прозы: методика в популярном изложении.
Спасибо Вам за комментарий!
Валентина Будникова 30.07.2025 06:49 Заявить о нарушении
Валентина Будникова 30.07.2025 07:09 Заявить о нарушении
Виталий Сыров 30.07.2025 07:18 Заявить о нарушении
Выяснил, что ребята, уже заканчивают техникум, и совершенно без понятия в понятиях координат. Особенно их смущало понятие относительных координат в трёхмерном пространстве. Вбивая в их бестолковки эти понятия, обнаружил, что по три человека в группе считают, что Солнце вращается вокруг Земли. (астрономию в школах не преподавали с 1992). Пошёл на хитрый ход и поддержал приверженцев геоцентрической системы. Подтвердил, что это мы каждый день наблюдаем: "Солнце проходит свой путь с востока на запад. это же очевидно". Этим самым склонил ещё по три человека к геоцентризму. Стали разбирать. Вот тут-то и дошло до ребят понятие относительных координат. Всё дело в том, что все связано с привязкой системы координат. Если привязать систему координат к Луне или, скажем, к Марсу - будет видно, что планеты вращаются вокруг Солнца, в том числе и Земля . Всё дело в относительности.
Виталий Сыров 30.07.2025 07:51 Заявить о нарушении
Валентина Будникова 30.07.2025 08:03 Заявить о нарушении
Виталий Сыров 30.07.2025 08:16 Заявить о нарушении