Светлый человек

                Светлый человек


 Этот худощавый, среднего роста, с короткой стрижкой седеющих волос человек, появился в нашем коллективе в начале 90-стых.
-Летчик, - говорили мои коллеги-диспетчеры и добавляли, уважительно - истребитель.

Бывшие летчики приходили к нам и раньше, но не все закреплялись.
Кто-то не смог принять особенностей работы, не сумел перестроиться.
Кто-то по другим причинам, но Геннадий Александрович Баскаков, а героя моего рассказа зовут именно так, быстро освоился, получил допуски к самостоятельной работе и своим спокойствием, пониманием процесса управления полетами и хорошо зная действия пилотов, быстро завоевал уважение своих новых коллег.
Я с ним пересекался не часто, работая в другой смене, но когда это случалось, приглядывался к нему, угадывая схожие с моими, взгляды на жизнь, отношение к работе, коллегам и ответственности за жизни сотен пассажиров и экипажей самолетов, что постоянно находятся с нами на связи.

 Привлекала и радовала его доброжелательность.  Постоянно улыбающиеся глаза, предлагали общение, а чувство радости, удовлетворения и спокойствия после этого, добавляли уверенности в нем – как в человеке, так и специалисте.
 Что особенно подкупало меня в нем, так это то, что часто он старался обеспечить полет так, как это было удобно пилотам в кабине, а не только как написано в руководящих документах.
Он, полетав в разных гарнизонах и на разных самолетах, в том числе и на Су-27, закончив службу подполковником в должности Старшего штурмана полка, знал хорошо сам то, о чем говорили мне старые, еще послевоенные летчики.
Экипаж в кабине – вершина той пирамиды, которая должна обеспечить его быстрый и безопасный полет.

 При встречах мы беседовали об истории авиации Башкирии, летчиках и диспетчерах, принимавших участие в страшной войне.
Целым откровением стало для меня то, что Геннадий Александрович создал значительный архив документов, фотографий о наших ветеранах. Что он посещает их, общается, помогает, часто жертвуя не только свое личное время, но и финансы.

 Вскоре, при содействии руководства, конечно, Баскаков приступил к созданию Музея истории службы движения Уфимского аэродрома.
 Какими-то неведомыми путями он находил пульты, радиостанции, всевозможные приборы и оборудование, которое применялось с 40-х годов и, постепенно модернизируясь, помогало диспетчерам обеспечивать безопасность полетов. Одежду, в которой выполняли свою работу авиационные специалисты и многие раритеты, о которых молодежь не знает, а мое поколение уже успело забыть.

 По всеобщему признанию многих, такого Музея нет ни в одном действующем предприятии страны и Геннадий Александрович, уже ныне на пенсии гражданской, продолжает рассказывать всем интересующимся об авиации и авиаторах. Бесстрашных пилотах и умных штурманах.

О тех, о ком не знают многие – авиадиспетчерах и радиотехниках, что обеспечивают полеты всем воздушным судам в небе. Военным и гражданским и, конечно, вот тому маленькому, почти не видимому, но оставившему светлый след в бескрайнем небе.
Этот след медленно и постепенно размоется, но обязательно позовет за собой новых романтиков, желающим служить людям и нашей стране.

 Они пойдут по светлому следу Светлого человека – Баскакова Геннадия Александровича!



   Благодарю А.Н. Савченко за идею названия очерка и фото.

   На фото: Г А Баскаков в музее, который он создал.


Рецензии