Запредмечивание и распредмечивание в искусстве

                "Запредмечивание" и "распредмечивание" в искусстве


        Сейчас я наткнулся на Чакону Баха из его Партиты № 2.
        Сразу вспомнил строку Анны Ахматовой "И сыграют чакону Баха..." и решил послушать.
         Партиту № 2 у Баха я не знаю совсем. К моему удивлению исполняли её не на фортепьяно, а на скрипке. Играла молодая девушка.
          И как же непривычна была мне эта музыка! Совсем не то, что знаемые почти что наизусть Партиты 4 и 5.
           И, слушая эту, незнакомую мне музыку, ещё не улавливая главного её настроения и "посыла" (но твёрдо уверенный, что он там есть), я задумался о том, сколько же работы требуется от нас, чтобы "вскрыть", распечатать такое произведение. Вслушаться и уловить-таки его красоту.
         Что она там есть - я ни на миг не сомневаюсь, - я писал об этом в заметке "Эффект Гераклита". И... - ведь это сам великий и потрясающий Бах!
         Но вот открыть её и приобщиться к ней - нужна немаленькая душевная работа. - По крайней мере, мне и таким, как я - тем, кто не обучался музыке и не провёл, съюну, сотни часов в музыкальных штудиях...
          Это не то, что слушать общепопулярную и доступную музыку, где сразу всё видно (слышно) и понятно, с ходу, с первого раза.
          Я уже описывал как-то, как на юбилее Марины Цветаевой, в её Доме-музее организаторы обрушили на собравшихся какую-то (камерную) вещь Шнитке. Это было суровым испытанием!
          Не та это музыка, чтобы почувствовать её смысл сразу, с места в карьер.
           Но пытаться надо. Я вспомнил слова Маркса, что великие открытия и прорывы человеческого духа их авторы должны ещё "запредметить" - облечь в такую внешнюю материальную форму, которая должна затем поддаваться "распредмечиванию" (можно сказать модным сейчас словом - "распаковке") другими людьми, чтобы они могли добраться до их содержания, присвоить его себе, им обогатиться.
         (Вспоминаю почему-то ещё и фразу из одного из военных рассказов Петра Тодоровского: "они не могли разобраться, что им делать... Но зато когда разобрались!.." Речь там шла о совсем юных и невинных молодожёнах... Предвоенных Дафнисе и Хлое...)
          Надо, надо "вскрывать" и расшифровывать великие смыслы, которые повсюду спрятаны вокруг нас в математических формулах, физических теориях, картинах, стихах, музыкальных произведениях... Они готовы обогатить нас и расширить наши горизонты, углубить понимание мира...
            Но требуют и от нас - огромной умственной и душевной работы.
И ещё... Вспоминается высказывание Чарльза Дарвина, который на склоне лет пенял себе, что не взял себе смолоду привычки "постоянно читать немного стихов и слушать немного музыки". Душа с годами закрывается, черствеет, становится жёстче - и ей всё труднее и труднее впустить в себя то, что в юности вошло бы в неё легко и непринуждённо.
            И, добавлю от себя. Осталось бы с ней уже навсегда.
             Ну а Бах... Он очень непрост. Там, где средние умы видят одно цветовое пятно, он видит десятки оттенков и переливов. И тем, кто и сам не прост и видит мир более детально и складывает "целое" из сонма мельчайших нюансов - он великий друг и соратник.


Рецензии