Глава IV. Пять молитв. Семнадцатая кафисма

     Глава IV. Пять молитв. Семнадцатая кафисма.

     Выросла Лиза, отучилась в городе. По распределению мужа после института, поселилась в молодом рабочем посёлке Куминский.
     Посёлок Куминский образован в тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом году. Рядом когда-то находились две деревни Лаут: одна как место охоты на реке Лаут, вторая – как железнодорожный тупик, где в вагончиках жили рабочие для строительства дороги. Строительство дороги закончилось и исчезли деревни. Ещё один тупик находился рядом по железной дороге – это деревня Тынкуль. Рабочие, проживающие там с семьями, обслуживали построенную железную дорогу. Дети проживали в интернате и учились в Куминской школе. Но это всё сравнительное новые по времени поселения, как и сам Куминский.
     В начале XX века из Шатровского района Курганской области, в период раскулачивания, недалёка от реки Кума поселились семьи старообрядцев, образовав селение Кумск. Перед войной часть семей ушла в посёлок Верхне-Уральский, часть ушла в колхоз. На этом месте расположилось временное поселение геологов и нефтяников. Так что леспромхоз посёлка Куминский закладывался в не так давно обжитых местах. До XX века коренное население обитало только вдоль крупных рек. Просторы были необетованные. Если посмотреть на карту, то самым близким, давно обжитым населённым пунктом к Куминскому, расположена была деревня Ландина, где проживали коренные жители остяки и вогулы, да и та прекратила своё существование в шестидесятых годах.
-Баба, приезжай к нам гости, в Куминский.
-Куда я теперь? Еле хожу. Раньше-то, вона, везде с тобой на трамвае по реке ездили.
И в лес ходили, и на огород.
-С мамой приезжайте. Недалеко же ехать. Посмотришь, как живём.
-Не знаю, если Вера свозит когда.
     Бабе Дусе восемьдесят лет. И с Лидой и Лизой нянчилась, и с правнуками успела.
Теперь все живут отдельно. На летние каникулы только правнуки приезжают.
-Баба старенькая приехала! Баба старенькая приехала! – веселятся Лизины дети.
В дверь заходят гости: Вера – мама Лизы, тётя Оля и бабушка Дуся.
Лиза очень обрадовалась. Бабушка у неё дома.
     Прошлись по всем комнатам. Две спальни сыновей. Зал, кухня.
-Иконы-то никакой нет, - расстроилась баба Дуся, - или крестик поставила бы. Детей бы нужно покрестить. Это вы уж сами.
-Я молитвослов привезла с молитвами, - подаёт мать Лизе оранжевую книжицу.
Лиза со страхом берёт в руки книжку и читает:
-Православный краткий молитвослов.
-Я и Лиде такой привезла, - показывает мама.
     Лиза перевернула обложку, читает дальше:
-Рекомендовано для учащихся школ, студентов и молодых семей.
Закрыла молитвослов и положила на кухонную полку.
-Ты читай, а то вон болеешь, и дети болеют, помогает.
-Хорошо, мама, - Лиза с острасткой глянула на кухонную полку.
-У нас церковь хотят строить, а пока молельный дом выделили, батюшка приезжает, там и купила. Может в гости приедете, получится, так мальчишек покрестим, сводим. Вот, нательные крестики привезла, ты же крещённая.
-Помнишь, как к нам c бабушкой в Тюмень приезжала креститься? - спрашивает тётя Оля.
     Да, Лиза вспоминает ту первую поездку. Мама была на работе, а у отца отпуск. Вот они втроём и поехали: отец, бабушка и маленькая шестилетняя Лиза. Лизе осенью в школу. Потом некогда будет от учёбы отрываться. Как ехали в поезде, автобусе не помнит, а вот Тюмень – запомнилась. И квартира тёти Оли – маленькая малосемейка в бывшем общежитии. Спали с бабушкой на кровати, остальные – на полу. Кухня крошечная – одна плитка и столик поместились, да одежда на стене. Пятый этаж. Для Лизы было всё новым. И многоэтажные дома, и даже душ. Хорошо помнит, как тётя Оля её в душ сводила перед тем, как в церковь вести. Учила мыть голову под душем. А у них дома – баня была, голову в тазике мыли. И сам город – летний, нарядный, как её новое платье. Тётя Оля успела вечером сшить плате из розового ситца в цветочек. Сама скроила и обметала вручную. Красота! Новый город, новое платье! Утром пошли в церковь пешком, недалеко, значит была от дома тёти.
     Почему-то в то время в церкви были палати с лежащими там бабушками, женщинами. Прошли мимо них. Впереди служба идёт. Поют. Повернули налево в комнату, а там батюшка в рясе, с большим блестящим крестом. Ребёнка купали в купели. Тётя Оля подвела Лизу. Батюшка читал молитвы, наклонил голову Лизы к чану с водой, освятил водой, потом подал крест поцеловать. Лиза никак не хотела целовать. Батюшка поднёс к её губам крест.
-Завтра на причастие приводите, - сказал батюшка крёстной тёте Оле.
-Уезжают они, на день приехали, билеты уже купили.
    В обратную дорогу - от церкви домой – зашли в магазин. Тётя Оля купила подарки. Дорога была весёлой, было тепло, в руках были игрушки.
-Будет большая - сама причастится, - сказала лёля Оля бабушке.
-Так исповедоваться с семи лет нужно перед причастием. Сейчас-то ещё шесть лет. Да ладно, хоть покрестили. 
     Это они между собой тогда разговаривали. Для Лизы это было непонятным. Сейчас вспомнился город, розовее платье и большой крест, который нужно поцеловать.
-Вот тебе полотенца, шарфик синий капроновый, покрывало, - раздаёт подарки лёля Оля, - ты меня маленькая лёлей звала.
     Приехали гости не на долго. Посмотрели, отдохнули. После обеда в гости к Лиде, сестре Лизиной пошли. А ночным поездом уехали. Это единственный раз, когда бабушка Дуся и тётя Оля к Лизе приезжали в Куминский.
     Детские воспоминания о батюшке с бородой и в рясе из Тюменской церкви для Лизы ассоциировались с этим молитвословом, привезённым мамой. На самой книжке, по центру – нарисован православный крест. А то, что ей батюшка окунул голову Лизы в чан с водой и поднёс крест – осталось страхом. Лиза время от времени, доставая вещи из кухонного шкафа, поглядывала на молитвослов. Пугало неизвестное. Прочитала несколько строчек – очень непонятно, по церковному написано. Лиза взяла книгу и переложила в платяной шкаф, вниз, под постельное бельё. Всё. Не видно.
     Церкви во всём районе не было. А больше она никуда не выезжала. Училась в Свердловске, но там все студенты комсомольцы, даже разговоры не заводились на эту тему. И крестиков ни у кого не было. А теперь Лиза – взрослая замужняя женщина, воспитывающая детей. Ни в школу, ни в институт ходить не нужно. Ни перед кем не отвечает. Раз мама сказала, нательный крестик она надела на себя, всё равно дома с детьми сидит пока. Под одеждой не видно. Может, правда, поможет.
     Муж Лизы уехал в командировку, а Лиза с детьми дома остались. Лиза уложила детей спать. Погладила постельное бельё и положила в шкаф. Перекладывая постельное, она снова достала молитвослов, полистала и положила на полку. Ночью ей приснился сон. Какая-то незнакомая бабушка в тёмном платке и такой же одежде ей говорит:
-Ты будешь болеть сильно. Тебе нужно выучить пять молитв. Смотри, обязательно выучи.
     Лиза проснулась посреди ночи. Включила свет в комнате. Опять уснула. Снится другой сон.
     Лиза пытается перебраться через забор и не получается. Поднимается и падает. Внизу снег. Уже со всех сторон обошла. В снегу стоит дедушка небольшого роста, с бородкой и говорит Лизе строго:
-Что это ты своих родителей, бабушку забыла. Не проведаешь, не ездишь?
     Лиза опять проснулась. Где-то видела этого дедушку? Где? Лиза по перебирала в памяти всех, кого знала. Очень знакомое лицо. Но так и не вспомнила. И только потом, через много лет поняла, вот же он – на иконе бабушкиной – Серафим Саровский.
     А утром, переделав домашние дела, уложив детей на тихий час днём, Лиза достала молитвослов. Ну хоть одну-то небольшую молитву можно прочитать и выучить. Когда ещё не было молитвослова, раньше, мама давала Лизе переписывать молитву «Отче наш». Лиза переписала и положила в сумочку. С собой носила всегда. Вот, всё же знакомая, хоть и переписывала второпях. Поискав в оглавлении, не нашла такой молитвы. Как же так? Говорят, основная. Не знала тогда Лиза, что это в народе так называется «Отче наш», а в молитвослове правильно «Молитва Господня». Зато нашла маленькую «Песнь Пресвятой Богородицы». И решила выучить.
     А вскоре предприятие, на котором муж и Лиза работали, ликвидировали, и по вынужденным обстоятельствам, семья Лизы переехала снова в посёлок, где Лиза родилась, к родителям и к бабушке.


Рецензии
Интересно читать о судьбах людей в непростое время.
Я была в Дивеево, ездила к Серафиму Саровскому. незабываемая поездка.
Удачи Вам во всем!

Мила Суркова   04.04.2025 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила, что читаете. Здесь пока в моей версии, необработанный роман. Я уже получила редактуру и корректуру в издательстве, жду печатный вариант. Не знаю, как быть, полностью перезагружать сюда по-новой или править в каждой главе.
Во все времена люди жили, и у всех разные судьбы. Бабушка Лизы (Глава "Уральские корни")до и после революции жила, мама, дядя Лизы во времена ВОВ и позже. У всех своя судьба. А я была в санатории Усть-Качка и попала на целый день на экскурсию "Пермь Православная". Во многие заезжали монастыри, храмы и там тоже была келья Серафима Саровского в одном здании храма.

Татьяна Жула   04.04.2025 17:17   Заявить о нарушении