Туркина Наталия. Летопись одной жизни

Книга «Летопись одной жизни» Н. Туркиной -- это сборник первых литературных опытов начинающего автора. Центральной здесь является одноимённая биографическая повесть. Так как я -- любительница мемуарной литературы, то и читала, уделяя больше внимания развитию сюжета, чем языку. Отмечу только, что язык произведения довольно гладкий, без изысков, состоящий сплошь из коротких предложений, несущих максимальную бытовую информацию. Все переживания героев как бы за кадром, о них можно только догадываться. Поэтому образ главной героини, Стеши, остался нераскрытым. Что двигало ею, когда против собственной воли выходила замуж за Константина, хотя любила не его, а Сергея? Назло матери братьев, откровенно ненавидящей её, вошла в их семью? Не такая уж невинная овечка эта Стеша! Ею движет гордыня, а не гордость. Вроде не виновата она в трагедии, произошедшей с Сергеем, но косвенно -- всё-таки виновата, и понимает это, и переживает, но когда в глаза ей это заявляют, встаёт на дыбы и мстит всем вокруг, в первую очередь себе самой... Быть не может, чтобы не нашлась возможность увидеться с Сергеем в больнице или после выписки, чтобы как-то облегчить его страдания, физические и моральные -- по поводу измены любимой девушки с собственным братом... Но Стеша упоена собственными страданиями, она мазохистка (хотя со стороны -- вполне самостоятельная и независимая от чужого влияния личность), поэтому интуитивно выбирает садиста. Она и после развода продолжает страдать и подсознательно ищет не радости (хотя счастье само её находит), а уничижения. При таком раскладе окружающие низкие душонки, конечно же, оттягиваются вволю, как та же ненавистная свекровь, обстреливающая собственным дерьмом... Чем не житие святой Стеши сотворено автором?
«Ягодка моя» -- подобная же трагическая история, в которой независимая от природы женщина попадает под влияние деспотичной личности и поэтому теряет самое дорогое и любимое -- собственного ребёнка.
Лучшее произведение в сборнике -- прозаическая миниатюра «Житейские мелочи». Вот в каком жанре должен развиваться и продвигаться литературный талант автора! Юмор, прирождённая ирония, отсутствие шаблонных выражений. И так уместны здесь свойственные автору короткие, рубленые фразы!
Заценить рассказ «Наследница богини Эры» я не в состоянии, потому что активно не люблю современное фэнтези, в отличие от фантастики советского периода. Невероятно закручен сюжет, что наверняка хорошо с точки зрения кинематографичности.
Тяга к стихосложению -- самое «слабое звено» автора. Это всего лишь стремление зарифмовать собственные мысли. Очевидная природная музыкальность позволяет держаться определённого ритма, но с рифмами -- явная беда. Да и откровенная публицистичность, изначальная заданность темы начисто лишают «творения» поэтичности.

Туркина Наталия. Летопись одной жизни. -- Вологда, ИП Киселёв А.В., 2021. -- 127 с.


Рецензии