Цветок дворянских гнезд-сирень

                Пока не отцвели сирени,
                И сладкое дыханье их волнует грудь,
                Иной раз хочется пасть на колени,
                Сказать весне: «Не отходи! Побудь…»
    С сиренью связано у нас воспоминание о весне, о чудном мае месяце, когда обновленная природа является во всей своей  красе: благоухающей свежей  зеленью, пестрыми  цветами лугов,  радостным  щебетом  птиц…Дышится легко и хочется жить и жить…
    Сирень своим  роскошным цветением - богатое  украшение наших садов. Чудный аромат ее чувствуется на далеком расстоянии и как-то невольно тянется рука  к  цветам, чтобы погрузить в них лицо и насладиться им.
   В 1843 году  русский писатель Степан Тимофеевич Аксаков приобрел имение Абрамцево в 60 верстах от Москвы, близ Сергиева Посада. Дочь его Верочка, приехав сюда,  писала своей двоюродной  сестре Машеньке Карташевской в Петербург: «Какое очаровательное место наше Абрамцево! Куда ни взглянешь, все разнообразные виды и ландшафты! Если ты выйдешь на балкон в гостиной, перед тобой  откроется чудесный вид, тут ты увидишь, что стоишь на высокой горе, на которой террасами расположены цветники и сад, примыкающий к прекрасной роще с большими деревьями,   дорожками,  идущими вдоль берега реки  Вори… А сирени у нас удивительные!».
    Научное название сирени-Syringa vulgaris  происходит от греческого слова-  syrings,  трубка, дудочка, так как если из ветки сирени извлечь  мягкую пробковую сердцевину, можно сделать  нечто вроде свистка или дудочки. А дудка по древнему сказанию была изобретена мифологическим богом Паном, сделавшим ее из тростника, в который превратилась бежавшая от страха его ласк и преследований красавица  нимфа Сиринкс.
    Пан, греческий бог,  покровитель природы,  сын Гермеса и Дриопы. Занимал  важное место в античном божественном пантеоне.
    Овидий Назон, древнегреческий поэт, в  своих «Метаморфозах» так  описывает историю Сиринкс: « У подножия зеленеющих холмов Аркадии жила знаменитая нимфа по имени Сиринкс. Возвращаясь однажды с гор, повстречал ее бог Пан… Нимфа пустилась бежать, но  была остановлена течением вод реки Ладоны. И взмолилась она к своим сестрам-водам этой реки, чтобы они, приняв другой образ, пропустили ее. В это время нагоняет ее Пан, хочет обнять, но вместо Сиринкс обнимает болотный тростник, в который она превратилась, и который, колеблемый ветром, испускал свистящие,  похожие на жалобу, звуки.
   По- французски сирень называют Lilas, откуда производится и название цвета-лиловый. Слово это персидское и обозначает просто цветок. На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грусти, расставанья. Но, все-таки, весной, когда сирень покрывается тысячами тысяч  чудных лиловых кистей, зрелище неописуемое и грустить совсем не хочется.
    Ведущая актриса  ленинградского театра Комедии Елена Юнгер очень любила сирень. И ее сослуживцы, актеры театра, рассказывали, что: «  в актерской гримерной «мадам»,  в углу, даже  зимой,  всегда стояло дерево белой сирени». Это к слову.
    В России сирень стали разводить с конца 18 века, но широкое распространение она  получила в середине 19-го. Именитые дворянские семьи стали закупать модные  французские сорта и называли этот изысканный кустарник не сиренью, а синелью. 
   Русский поэт  Федор  Тютчев  писал : « Бродить без дела и без цели, и ненароком, на лету, набрести на свежий дух синели  или на светлую мечту». 
    Многие художники очень любили  изображать на своих картинах сирень, в разной манере и натуральной, и декоративной. Сирень  запечатлена, к примеру, на  картинах Врубеля, Поленова, Кончаловского, Налбандяна.
   « Я у открытого окна. Сумерки начинают сгущаться. Аромат сирени все сильней охватывает меня. Чувствую избыток энергии и радости при бесконечном любовании весенней жизнью. Мне хочется все это писать, писать, писать…»,- это строки из дневника замечательного русского художника Виктора Борисова-Мусатова.
      Виктор Эльпидифорович относится к   людям, которые достойны того, чтобы о них помнили. Творчество этого  художника – это сотворение  своего мира, запечатление в красках собственной фантазии.  Созданное воображением Борисова-Мусатова к реальности имеет малое отношение, а его мир завораживает своей таинственностью, недосказанностью, он зыбкий, призрачный . Его  картины «Призраки», «Водоем» полностью соответствуют  этому описанию. Мир  художника- старинные усадьбы, ушедший в прошлое быт… мир, который он хотел  противопоставить и противопоставлял «диссонансу» современной реальности. Художник стремился уйти, убежать из реальности в  свое искусство. Жить в этом искусстве, творя гармонические образы и утешаясь душой в их  умиротворяющем совершенстве.
     Ярким примером этого состояния художника явилась его картина «Весна», написанная в 1901-х годах. Ключевой особенностью этой картины является полное отсутствие повествовательности. Художник тонко сумел передать пышное цветение  сирени, манящую  таинственность   пространства и  полную  гармонию окружающего.
   В силу некоторых обстоятельств личной жизни, художник не  был счастлив…Проблемы со здоровьем сильно омрачали его существование.
     Последние годы, а прожил он всего 35 лет , семья художника провела в Тарусе.   Таруса в начале 20 века была прелестным городком на берегу Оки и впадающей в нее речки Таруски. Мощеных улиц, кроме как в центре, не было. Таруса утопала в зарослях сирени и яблоневых садах. среди  почти не тронутой цивилизацией прекрасной природы. Надо сказать, что Тарусу облюбовали художники К. Коровин, К. Юон, Ф. Решетников. И многие другие. Неподалеку  в своем имении обосновался В. Поленов.  Для летнего отдыха выбрал Тарусу И. Цветаев. В  Тарусе подолгу жил К. Паустовский.
    В 1905 году Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов умер в Тарусе.
   Похоронили его на любимом им косогоре над Окой, с которого видны были неоглядные дали. На могиле Борисова-Мусатова поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева: на плите из крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчик. Местные жители говорят, что это не уснувший, а утонувший мальчик. Скульптура сделана с необыкновенной силой и мастерством.
    Цветы украшают нашу жизнь… персонаж одного рассказа Паустовского, садовник Леонтий Назарович, говорил, что цветы и все прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. От этого жизнь станет прекрасней.


Рецензии