Ничего нет дороже памяти. О книге Лидии Терехиной

    Терехина Л.С.
   Горькая медаль. Повести и рассказы из серии “Приключения маленькой Сонечки”, Рязань : ИП Колупаева Е.В., 2023 – 168 с.
      С Лидией Серафимовной Терехиной я познакомилась десять лет назад на фестивале “Славянские традиции” в Крыму (Организатор Ирина Сергеевна Силецкая). Благодатное было время! Новые знакомства, встречи, мастер-классы с Наталией Анатольевной Гранцевой. Дома, в Москве, участие в работе Литературного объединения “Точки” при Совете по прозе Союза писателей России. Его руководитель Андрей Венедиктович Воронцов ежегодно тщательно отбирал произведения для очередного издания. Опубликоваться в сборнике мог не каждый. Однако рассказ Лидии Терехиной “Ночной пришелец “не только попал в очередной выпуск, но и вошёл в “Точки” Избранное. (Лучшие рассказы 2013-2018)”.    Встретившись с “Ночным пришельцем” в авторской книге Лидии (седьмой!), я обрадовалась тому, как органично этот мистический рассказ вошёл в книгу, написанную на реалистическом материале.      
   «Ничего нет дороже памяти людской и почитания предков» - таков лейтмотив новой книги Лидии Серафимовны Терехиной «Горькая медаль», вышедшей в 2023 году в Рязани. (С повестью “Горькая медаль” участники и читатели сборника “Красная строка. Вып.3 могли ознакомится в 2022 году). Тираж книги небольшой: всего двести экземпляров. А как бы хотелось, чтоб две тысячи или больше. Возможно, вы спросите: «Почему?»
Ответ мой короткий и банальный: нужно знать историю страны,
изучать ее не только по учебникам, но по душе народа, пережившего лихолетья,  умеющего терпеть, прощать, верить, надеяться, и любить, любить, любить.
    Яркий хронотоп, особенности характеров героев, описания и размышления, сохранённый язык родной рязанской глубинки – визитная карточка автора.
  Многие сцены повествования написаны таким тонким пером, что
невольно становишься их свидетелем. Здесь уместно отметить кинематографичность прозы Лидии Терехиной.
     Открывает книгу стихотворение “Зимние потехи” о катании детей с горок, напомнившее мне и произведения классиков, и собственное детство, и воспоминания старшего брата, оказавшегося во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Рязанской области. Ему в то время было девять лет, и он навсегда запомнил, как жёсткие будни скрашивал праздник катания с гор.
    Мне показалось, что книга интересна не только содержанием, но и общей композицией. Начиная с повести “Горькая медаль”, где в тему детских игр вплетается образ главной героини Сонечки и её мамы, автор плавно переходит к мини рассказам о маленькой Сонечке. В них описаны шестидесятые годы прошлого столетия.  Затем, используя принцип обратной хронологии, помещена повесть “Крыло Серафима”, в которой послевоенное время сменяется временами более ранними, довоенными и военными. В ней Лидия рассказывает о родителях, бабушках, дедушках, старших братьях и сёстрах, о той жизни, которая была до рождения девочки. Девочка появляется лишь в последних главах. Её образ, образ Сонечки и автора, возвращают нас к началу книги и, завершая мистическим рассказом “Ночной пришелец”, закольцовывает внутренний сюжет книги.
     Закольцован и сюжет повести “Горькая медаль”. Начав с описания детской игры “в войнушку”, Терехина даёт подробный портрет самого старшего, восьмилетнего Славика, который потерял фронтовую медаль Сонечкиного отца.” Розовощёкий, с голубыми глазами Славик всегда был не прочь похулиганить, забраться в чужой сад за яблоками, хотя своих – вагон и маленькая тележка, попугать из-за угла прохожего, а, получив подзатыльник, продолжать проказы. Вздёрнутый нос и слишком большой рот, который постоянно раздвигался в улыбке, обнажая крупные зубы, и дыбом поставленный вихор волос, подчёркивали Славкину взбалмошность.  Взрослые не очень любили его, предвидя в нём будущую шпану, а детвора, наоборот, тянулась к нему, потому что с ним весело.”  А вот Санька, ещё один “воин” - “по кличке Рыжий – из-за красных волос и веснушчатого лица…” Лишь у него была на голове пилотка с пятиконечной звездой и солдатский ремень на талии”.  И как это сыграет в финале, когда в последнем письме из Афганистана, он попросит у друзей прощения за медаль, которую нашёл, но не отдал. “Соня взяла медаль, и всё явилось ей, как в тот самый день. И их игра, и медицинская сумка, и потерянная медаль, и расплата за неё. Славик молчал, опустив голову. На тумбочке у телевизора немым укором обжигал сердце портрет солдата, перехваченный чёрной лентой…”
     Повесть “Крыло Серафима” – основное произведение авторского сборника Лидии Терехиной. В первой главе мы знакомимся с детьми, ожидающими отца с фронта, их мамой и бабушкой.
Бабушка, мать отца, прощальным взглядом всматривалась в белый свет за окном.
- Ох, Батюшка Белый Свет! Какой же ты красивый! – Произнесла свекровь проникновенным тоном…
“Чтой-то она? Иль помирать собралась, не приведи Господи, - подумала Тася…
Свекровь умерла, и она осталась с детьми одна.
“Была середина августа. Небо налилось насыщенной холодноватой синевой. Солнце то и дело пряталось за ослепительно- ватными облаками. В садах пахло созревающими яблоками. Тася шла по пыльной дороге, на боку висела тяжёлая сумка с письмами и газетами. Длинный пятикилометровый путь уводил её мысли в далёкое прошлое…”
    Далее следуют воспоминания Таси. Неторопливо, используя описания, диалоги, Терехина рассказывает историю жизни своей мамы, её родственников и односельчан. О любви, войне, лишениях , традициях и приметах. Как же много пришлось пережить нашим мамам! “Господи! Помоги мне преодолеть мучительную усталость! Когда же, Господи, наконец-то я дождусь помощи мужа своего? Когда же кончится эта проклятая разлука? ... “С недолгим перерывом после срочной службы Серафима взяли на Финскую войну, а затем и на Великую Отечественную”. (Далее по тексту мы узнаём, что и на Японскую, где он получил тяжёлое ранение).
     Глава “Беда не приходит одна” начинается с авторского рассуждения “Жизнь так устроена, что невольно задумываешься, для чего человек страдает? Для того, чтобы не остановить ход событий, не заскучать в праздности или чтобы острее чувствовать призраки счастья? Но пока существует смерть, человек не может чувствовать себя счастливым. Вот и прибавление в семье, новая жизнь: спокойствие в старости – есть кому навестить, подать кружку воды. А нет! Чуть порадуешься, а судьбина из-за угла – “хрясть”, да так больно вдарит, что взвоешь. “   А заканчивается тяжёлой болезнью свёкра.
     Глава “Встреча с волком” пугает. Как много подобных сцен в литературе. Но эта ужасает своей правдивостью. (Интонация повествования у Терехиной не вызывает сомнения в подлинности описанных событий.)
     Лидии Терехиной удаётся передать чувства и психологию взрослых, детей.
Ее описания встречи детей с вернувшимся с войны отцом, их разная
эмоциональная окраска свидетельствуют о глубоком понимании автором детской души. И не случайно она часто называет себя детским писателем (хотя диапазон ее творчества гораздо шире).
А как хорошо это описание:
«Серафим погладил меха, инкрустированный деревянный корпус, провёл
подушечками пальцев по кнопочкам ладов. Гармонь быстро откликнулась на
прикосновения гармониста ласковым переливом звуков. Натянув лямку на правое плечо, левую руку просунув под ремешок, Серафим привычными движениями легко заставлял тальянку петь...»
     Лидии удаются как сцены мирной сельской жизни, так и войны. Бой в
Маньчжурии удивляет силой авторского повествования. Автор так описывает сон героя (отца), будто сама пережила подобное. Удивительная достоверность.
     Радость, горе, смерть - все проходит перед читателем, сопереживающим каждый эпизод книги.
   Первая часть книги во многом напоминает автофикшн. В образе Сонечки угадывается автор.
Вторая – семейный роман, третья – мистика.
Удивительно, что в небольшой книге мы встречаемся с разными жанрами, которые автору по плечу.
Для Лидии Терехиной важны корни: жизнь родителей подробно описана в повести “Крыло Серафима”. Сплетая времена, довоенное, война, первое послевоенное десятилетие, автор не просто рассказывает о жизни в деревне, она воссоздаёт её, погружает читателя в мир, который уже ушёл, но который останется благодаря писателям.
Лидии Терехиной удалось, вслед за её любимыми советскими (Михаил Шолохов, Анатолий Иванов, Фёдор Абрамов) и современными писателями, вдохнуть жизнь в прошлое, заинтересовать читателей, показать душу народа.
Кто-то может упрекнуть автора во вторичности. Мол, читали, видели в кино,
знаем. Да, сюжеты Лидии Терехиной не новы, но, написанные по материалам конкретной семьи, проживающей в конкретном месте Рязанской области, они ложатся пазлами в общую историю страны, добавляя в неё своё, помогая лучше понять, что же такое русский народ. Для взрослых людей это воспоминание о том, что пережили они и их близкие, для молодежи и подрастающего поколения - конкретный пример жизни для людей, для страны.
     Хотелось бы пожелать Лидии Серафимовне продолжить историю своей малой родины, своих героев, рассказать нам о том, как Сонечка училась в школе, как выросла и стала писательницей Лидией Серафимовной Терехиной, как объединила вокруг себя творческих людей Рязанщины, стала для них и своих читателей незаменимым другом и наставником.
Книга Лидии Серафимовны, дорогой Лидочки, мне особенно близка, поскольку, соприкоснувшись с жизнью в Рязанской глубинке, остро чувствую боль и радость людей этого края.
     В своей книге автор часто употребляет диалектизмы, они не
только украшают повествование, но добавляют колорит, подчеркивая
индивидуальность этого уголка нашей страны. Мне удалось застать то время,
когда ещё жили эти странные словечки и в той деревне, обитателями которой стала я и мои близкие. Помнится, что, попав в эти края, мы сначала
удивлялись непохожести местной речи на московскую, часто не понимали ее, потом привыкли, и речь наших соседей стала близкой. Теперь, встречая на страницах книги так называемые рязанские диалектизмы, радуюсь им, узнаю, как родных. На моих глазах разрушился колхоз с его неповторимой и яркой жизнью, ушли в прошлое многие деревни.
 Памятником этому прошлому стала книга «Горькая медаль» Лидии Терехиной! Желаю книге прожить долгую жизнь, помогая преодолевать забвение, воскрешая в человеческих сердцах веру, надежду, любовь.
      В завершении мне хотелось бы вспомнить писателя Виктора Петровича Слинько (Виктора Славянина), который, прочитав рассказ “Ночной пришелец”, назвал Лидию самородком, талантом от Бога.
С уважением к автору и героям её произведений,
Нина Кромина (Нана Белл)


Рецензии