Историческая память и геноцид
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, данный федераль-ный закон направлен на реализацию задачи по сохранению исторической правды. А историческая правда – это социально значимая достоверная информация об исторических событиях, связанных с обеспечением безопасности России, состоящая из точно подтвержденных исторических фактов.
Предлагаемый федеральный закон направлен на сохранение памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами агрессора и оккупантов в годы Великой Отечественной войны.
Статья 2 проекта гласит: «Настоящий федеральный закон принят в це-лях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны, направлен на недопущение попыток фальсификации событий и пересмотра итогов Великой Отечественной войны, законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей многонационального российского народа, дачи справедливой и объективной оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников в годы Великой Отечественной войны».
С 2020 г. по настоящее время многочисленные факты геноцида на ос-новании проведения эксгумаций и исследований обнаруженных захоронений, изучения материалов государственных комиссий по расследованию злодеяний германских фашистских оккупантов, анализа свидетельских показаний и трофейных документов, были установлены решениями судов в 13 субъектах Российской Федерации: - Санкт-Петербурге, Республике Крым, Краснодарском и Ставропольском крае, Новгородской, Псковской, Орловской, Брянской, Ленинградской, Белгородской, Воронежской, Смоленской и Московской областях.
Судами было установлено, что совершенные войсками Германии и их пособниками - вооруженными подразделениями, сформированными на территории Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии и Финляндии, а также отдельными добровольцами из числа австрийцев, латышей, поляков, французов и чехов в период Великой Отечественной войны злодеяния, направленные на умышленное и планомерное физическое уничтожение путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом многонационального советского народа.
Данная формулировка фактически соответствует определению, содержащемуся в Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г.).
Однако с точки зрения решения государственной задачи сохранения исторической правды не может не вызывать возражения предлагаемое в проекте определение российского народа: - под многонациональным российским народом понимаются граждане СССР, проживавшие на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в период Великой Отечественной войны. Однако подобная трактовка является фактом искажения исторической правды, на сохранение которой ориентирован законопроект. Одновременно это также факт предательства граждан СССР, погибших на территориях нынешней Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Молдовы.
В закон следовало бы сказать, что: - Под советским народом в данном законе понимаются граждане СССР, независимо от их национальности, проживавшие на территории Союза Советских Социалистических Республик в его государственных границах по состоянию на 22 июня 1941 года.
В информационном пространстве не должно быть отрицания геноцида многонационального советского народа в публичных выступлениях в средствах массовой информации, либо совершаемого публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (ИТКС), включая сеть «Интернет». – возражений не вызывает.
Авторы законопроекта отмечают, что в настоящее время ч. 1 ст. 354.1 УК РФ – «Реабилитация нацизма» в действующей редакции не распространяется на отрицание фактов геноцида. Таким образом, действующий уголовный закон России не содержит запрета на отрицание геноцида, в том числе геноцида многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны. Представляется целесообразным расширить статью 354.1 УК РФ, введя уголовную ответственность за отрицание геноцида многонационального российского народа.
Однако в представленных для рассмотрения документах отмечается, что принятие проекта федерального закона не потребует признания утратив-шими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. А как же тогда «представляется целесообразным расширить статью 354.1 УК РФ, введя уголовную ответственность за отрицание геноцида многонационального российского народа»?
Свидетельство о публикации №224062100551