Согласно табелю о рангах
ГРАЖДАНСКИЕ (СТАТСКИЕ)ЧИНЫ ВОЕННЫЕ ЧИНЫ
1.Действительный тайный советник 1-го класса-...........генерал-фельдмаршал, Канцлер 2.Действительный тайный советник - .....................генерал армии, министр
3.Тайный советник -............................генерал рода войск,генерал-лейтенант
4.Действительный статский советник - .................от полковника до генерал-майора
5.Статский советник -.................................от подполковника до полковника
6.Коллежский советник -...............................от майора до подполковника
7.Надворный советник -................................от капитана до майора
8.Коллежский асессор -................................старший лейтенант
9.Титулярный советник - ..............................лейтенант(штабс-капитан)
10.Коллежский секретарь -..............................младший лейтенант(поручик)
При этом стоит отметить:
1.чин титулярного советника (IX класс)-давал личное дворянство, которое распространялось только на самого человека и его супругу, но не передавалось по наследству;
2.учителя гимназий и лекторы университетов имели чин коллежского асессора (VIII класс);
3.доценты университетов – надворного советника (VII класс );
4.библиотекари публичной библиотеки- коллежского советника (VI класс);
5.ординарные профессора и директора гимназий - статского советника (V класс);
6.ректоры университетов, директора гимназий и публичных библиотек - наряду с академиками- действительного статского советника (IV класс), дававший наследственное дворянство.
ЖАЛОВАНЬЕ (ЗАРПЛАТА) И ЛЬГОТЫ
Преподавать могли только те, кто или окончил университет или приравненные к нему вузы (духовная академия, Петербургская академия художеств, Главный Педагогический инстут) или иностранцы, которые выдержали непростой экзамен на звание учителя гимназии. Обладатели такого диплома в учебном заведении занимали должность преподавателя наук с разрешения Попечителя учебного округа.
Все преподаватели гимназий и казённых училищ состояли на государственной службе. Это давало определённые преимущества: стабильность статуса, продвижение по службе, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, пенсию.
Преподаватели гимназий делились на две категории: «предметники» — их называли учителями «наук» и учителя «искусств» — чистописания, рисования, музыки, рукоделия, танцев и так далее
«Предметники», а особенно преподаватели латыни, считались привилегированной группой среди педагогов и чаще всего они становились инспекторами и директорами гимназий.
А вот учителя «искусств» — не могли получать пенсию.
Педагогический персонал государственных учебных заведений получал оплату согласно официальным расценкам. При этом определенную роль в определении размера заработков играли: образование, преподаваемый предмет и выслуга лет.
На уровень жалованья также влиял уровень образования, при этом у учителей младших классов — оно было меньше, чем у преподавателей старших классов.
Начинающего педагога зачисляли на самое низкое жалованье, и только отработав 5 лет, он переходил в следующую категорию.
Согласно Уставу, действовавшему с 1871 года, стандартная нагрузка для учителей была установлена на уровне 12 часов в неделю. Сверх неё позволялось иметь ещё 12 часов. Таким образом, максимальная нагрузка учителя не должна была превышать 24 часов. Соответственно некоторые учителя преподавали в двух или даже трёх учебных заведениях.
В конце XIX – начале ХХ века для преподавателей гимназий существовали стандартные ставки оплаты за год при занятости 12 уроков в неделю :
с высшим образованием – 1800 руб.,
без высшего образования – 1100 руб.,
учителя подготовительных и младших классов – 900 рублей.
Преподаватели, которые безупречно отработали в гимназиях не менее 20 лет-получали 1500 руб. в год . По достижении этого стажа им автоматически присваивалось звание заслуженного учителя.
При этом, даже самая высокая базовая ставка едва обеспечивала необходимые потребности обремененного большой семьей педагога, тем более что с годами стоимость жизни неуклонно росла(об этом разговор ниже).
Положение несколько упрощали прибавки: за «классное наставничество» (в одном или двух классах) и за дополнительные уроки.
Так, «классные наставники» получали ещё 160 руб. в год, а учителя древних языков в гимназии за проверку письменных работ по 100 руб., а в прогимназиях — по 60 руб.
Также учителям государственных образовательных учреждений могло предоставляться жильё с компенсацией затрат на его отопление и освещение.
Среди льгот было также право на бесплатное обучение своих детей в тех учебных заведениях, где сами работали. Для этого необходимо было прослужить в гимназии определённый срок.
К числу льгот, в некоторой степени, можно отнести зимние, пасхальные и летние каникулы («вакации»),которые продолжались две недели(зимние)и шесть недель (летние).
Наконец, учителей гимназий могли награждать официальными государственными наградами. Так, после трёх лет работы педагог мог быть представлен к ордену Св. Станислава, после 12 лет — к ордену Св. Анны, после 35 — Св. Владимира. Правда, на последний имел право лишь директор гимназии, так как орден Св. Владимира присуждался чину не ниже V класса Табели о рангах.
Правда, орден не предполагал какого-то дополнительного денежного вознаграждения, зато в старости орденоносец получал право на ежегодную пенсию: от 50 до 600 рублей.
Из-за низкого уровня заработка, преподаватели вынуждены были искать подработки. Дополнительным доходом могли быть: совместительство, репетиторство, публикации в газетах и журналах.
И всё же средняя зарплата учителя гимназии, согласно ведомству, в 1913 году составляла 85 руб. в месяц (1020 руб. в год), что было существенно выше, чем жалованье среднего чиновника (62 руб. в месяц) или слесаря (56,8 руб.).
В женских гимназиях, как правило, и программы были более простыми, и плата ниже. Базовая ставка учительницы в течение длительного времени составляла всего 300 рублей в год – но за 6 уроков в неделю. Те преподавательницы, которым семейное положение позволяло не искать приработки, этим довольствовались, а другие набирали больше часов (к примеру, в Киевской министерской женской(Ольгинской) гимназии сразу несколько учительниц еженедельно проводили по 18 уроков и, соответственно, получали 900 рублей).
При этом, по законам Российской империи, женщины не имели права получать классный чин, и только в конце ХIХ века им было дозволено состоять на гражданской государственной службе в качестве низших служащих.
Только в 1916 году появилось распоряжение о возможном замещении женщинами, имеющими среднее образование, должностей чиновников до коллежского асессора включительно, но получение ими орденов и дальнейший карьерный рост им были запрещены.
ВО ГЛАВЕ ГИМНАЗИИ СТОЯЛИ ДИРЕКТОР И ИНСПЕКТОР, которые утверждались попечителем учебного округа.
Директор получал жалованье 1800-2000 руб., инспектор — 1500 руб.; для того и другого предоставлялась — казенная квартира(как правило при здании гимназии) или дополнительные «квартирные» суммы (ещё 1800 рублей), плюс 800–1200 рублей «столовых» и особая плата за уроки,которых разрешалось иметь до 12-ти в неделю.
ПЕНСИИ
Пенсию начисляли только в пределах голой ставки. Для назначения ее в полном объеме нужно было прослужить 25 лет.
Пенсии назначались: директорам 900—700 руб., инспекторам 850—650 руб.и учителям 800—600 pуб., за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (1000 р., 850 р. и
750 р.).
Поэтому нередко учителя, даже накопив пенсионный стаж, оставались на службе. Это гарантировало двойную выгоду: во-первых, пенсию платили полным рублем вместе с жалованием; во-вторых, за каждые дополнительные пять лет пенсионная сумма выростала на 20%.Как следствие, в учебных заведениях работало много опытных педагогов-ветеранов.
Приличное обеспечение старости можно было еще пополнить путем участия в пенсионных кассах.
У профессоров и доцентов университетов на пенсии были другие источники прибыли. Согласно параграфу 79 Устава, они, после увольнения из университета на пенсию, имели право, с разрешения Совета, пользоваться институтскими пособиями и читать лекции. Однако эти источники прибыли подлежали строгому контролю.
ПРОЖИТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
Самые необходимые продукты постоянно дорожали. Если в Киеве в 1863 г. мясо стоило 5-6 коп. за фунт, то в 1901 г. – 12 – 13 коп. Пара цыплят – 50 копеек, курица – 70 коп. Куриные яйца поштучно по 3 копейки, килограмм картошки – 3 копейки; овощи для супа- морковь, лук, буряк – по копейке за штуку.Дорогим был чай — 2-3 рубля за килограмм. О шоколадках детям приходилось только мечтать.
Таким образом только на продукты питания в среднем семья в 1913 году тратила до 25 рублей в месяц.
Писательница Зинаида Тулуб так описывала питание студентов в студенческой столовой: « Сытный мясной обед из двух блюд стоил 20 копеек.На первое давали глубокую тарелку борща или супа с довольно большим куском мяса, на второе- пару котлет с гречневой или пшенной кашей и подливой. Каши давали много: полную мелкую тарелку».То есть за месяц только за обеды нужно было уплатить 6 руб.
За небольшую (5-6 комнат) квартиру нужно было платить 1000 – 1200 руб. Также отдельно нужно было платить за отопление. Кубический метр дров стоил (включая доставку) 18 рублей, а 10 килограммов угля – 15 копеек.
Если в квартире нет электричества, надо было тратиться на свечи (десяток – 2 рубля) и керосин (на рубль – четыре литра).
Обучение ребенка в гимназии - около 100 рублей за год.Плюс школьная форма:
около 15-20 руб., пальто и обувь -ещё 30 руб., ранец, комплект учебников, тетради, альбомы для рисования - ещё 15-20 руб. При этом многие семьи имели трех и более детей, так что сумму средств на образование нужно соответственно помножить.
Впрочем, как было сказано выше, дети учителей гимназий полностью или частично освобождались от платы за обучение, но поскольку многие старались дать детям достойное образование, они отдавли детей в музыкальные или художественные училища или нанимали для них соответствующих преподавателей на дом.
Не могу не отметить ещё одну особенность. Учащиеся гимназий,а также студенты ходили в ученической форме не только на занятия, но и в свободные часы, гуляя, скажем, в парке.
Стоимость проезда в трамвае зависела от количества тарифных участков. Один участок - 5 копеек, два – 8, три – 11.
Извозчик считался роскошью. Минимальный тариф-поездка продолжительностью 15 минут. Если ехать одноконным извозчиком- 25 копеек, на двухконом – 50.; поездка продолжительностью 45 минут обходилась уже в 60 копеек и 1 рубль 10 копеек соответственно.Так что и педагоги и ученики ходили на занятия пешком, хотя, как правило, жили поблизости.
Подписка на популярную ежедневную газету «Киевлянин» – 1 рубль на месяц (без доставки, за экземпляром надо зайти в редакцию).
Выходной день был всего один — воскресенье. Общее количество выходных и праздников составляло 69 дней в году (сейчас 117).
В праздничный день можно было сходить на ярмарку, посетить синематоргаф (кинотеатр), цирк или театр. В театре «Соловцов», билет на галерку стоил 30 - 60 коп, в партере - в дальнем ряду- 1 рубль, в ложе-бенуар кресло 1 ряда - 90 копеек , в первых рядах партера – от 2 до 4 рублей.
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.«Вчителі у давній столиці» («Вечірній Київ» від 02.10.2014» ) https://don.kyivcity.gov.ua/news/898.html
2.«Краткие сведения о чинах, погонах, званиях,должностях и титулах в Российской империи» https://georfed.narod.ru/texts/chiny.pdf
3.«Что почем было в Киеве 100 лет назад»
4.Андрей Вдовенко «Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи»
Свидетельство о публикации №224062200205