Скрипачка

Комната была незнакомая с белыми стенами. Старая скрипачка подошла к зеркалу, посмотрела на себя. Да она ли это? Вгляделась в зеркало и увидела молодую красивую девушку со скрипкой. Послышалась музыка. Кто-то играл «Посвящение Поганини» Альберта Шнитке. Это её ученица. Нет, это она сама. Скрипка её. Она коснулась невидимым смычком несуществующих струн. Окончив игру, поклонилась. Публика вся в белом зааплодировала ей, захлопала белыми крыльями.
***

Бедная Эмма сходила с  ума. Перед самым новым годом пропала Наташа. Эмма звонила ей сто раз на дню. Мобильный был отключен, городской не отвечал.

«Неужели… – даже подумать страшно -  она умерла? Лежит одна в квартире, и никто об этом не знает?" – содрогалась в ужасе Эмма.
 
У Наташи никого близких: муж и любимый брат умерли, подруги ушли одна за другой. Осталась только Эмма. С детства неразлучны, всем делились. Конечно, есть племянница Ульяна, только где она? Известно, что в Амстердаме, но ни адреса, ни телефона ее у Эммы нет.

Избаловала Наташа племянницу. Не имея собственных детей, всю свою подспудную материнскую любовь отдала Ульяне: и наряжала ее, и в театры водила, деньгами снабжала и прихоти всякие исполняла. А уж сколько подарков  из-за границы привозила! С жадностью ждала их Ульяна и кочевряжилась, если что не по ней было. Завидовала тетке, а Наташа великая труженица была и большой талант.

После окончания музыкального училища она  в музыкальной школе
работала. Скрипачка она. Юных своих учеников как детей родных любила, все время им посвящала, бескорыстно со всеми занималась, всех, кто хотел, в консерваторию готовила. Скрипку свою любимой ученице отдала. Многие из ее учеников успешными музыкантами стали.
 
Жили Наташа с мужем душа в душу. Он известным пианистом был. Часто на гастроли за рубеж ездил, и  из каждой поездки он Ульяне обязательно что-то из вещей привозил.

Квартира у Наташи прекрасная, четырехкомнатная в центре Москвы, замечательно обставлена, антиквариат кругом. Есть чему позавидовать, хотя, ясное дело, все Ульяне по наследству перейдет. Да и Наташа позаботилась: завещание написала.

А Ульяна эта, принцесса на горошине, с детства мечтала жить за границей. Но как это сделать? Понятно, выйти замуж за иностранца. Вот и нашла себе голландца. Смазливенькая эта Ульяна с пышными формами и вкрадчивым голоском, на кошечку похожа. Намурлыкала голландцу свою песенку – умела мужчин привораживать - поженились они и уехали в Амстердам. Там она ему рога наставила, погуляла в свое удовольствие, а потом снова замуж вышла за нашего бывшего соотечественника и ребенка родила. Но и с этим мужем развелась.

 Наташа не раз к Уле в Амстердам ездила, с ребенком ее нянчилась. «Муж у Ульяны хороший, - говорила она, - бизнесмен, дом – полная чаша». Подробности никогда Эмме не рассказывала, а подружки Наташины уверяли, что Ульянин муж – торговец наркотиками.

 Когда осталась Наташа одна, без  близких, и в Амстердам по разным причинам уже ездить не могла, быстро начала сдавать: похудела, постарела, а тут еще и ковид ее настиг. Стала Эмма замечать, что с памятью у подруги плохо, все забывает и события путает. Еду себе готовить не хочет и интерес к жизни потеряла. Одна только музыкальная школа ее на этом свете держит. Здесь она на высоте, Профессионализм её никак не пострадал.

 Наташа – педагог от бога. На работе все ее любили и очень ценили. Шутка ли сказать, 65 лет в одной музыкальной школе проработала. Нельзя ей уходить на пенсию, пропадет она. Коллеги это понимали, расставаться с ней не хотели, опекали, как могли: журнал за нее заполняли, о времени занятий напоминали, такси за ней присылали. Благодарные родители ее учеников продукты покупали, домой с работы отвозили, в театр и на концерты водили.

Нашлись и другие покровители. Соседка Милочка стала часто захаживать: то домашний пирог принесет, то пирожное. В банк Наташу сопровождает, якобы та деньги в банкомате снимать не умеет и сосчитать не может.
 
Откуда ни возьмись появилась двоюродная сестра Валя. На правах родственницы поселилась в Наташиной квартире, стала хозяйничать. Звонит однажды Эмма, а к телефону подходит Валя. Спрашивает ее Эмма про Наташу, как она себя чувствует, чем питается. Валя отвечает: «Наташа совсем плоха, ничего не соображает. Я с ней мучаюсь. Я разбираю ее вещи, навожу в квартире порядок. Продукты Наташе во «ВкусВилл»  заказываю».

"Позови к телефону Наташу", - просит Эмма и спрашивает подругу:

- Давно у тебя живет Валя?
 
- А кто это? – удивляется Наташа.

- Твоя двоюродная сестра.

- Зачем она здесь? Она мне не нужна: роется в моих вещах, деньги мои куда-то спрятала.

- А, что ты сегодня на обед ела? – интересуется Эмма.

- Вареную картошку и чай с пряником.

Ох, дурят, дурят Наташу эти благодетели, а она всегда доверчивой и наивной была. Приехала бы Эмма к Наташе, да не может, ноги у нее болят, из дома не выходит, 85 уж стукнуло. Ровесницы они с Наташей.

И вот теперь Наташа пропала. Где Валю искать? Телефона Валиного у Эммы нет. Правда, есть телефон Милочки.

Дозвонилась до нее:

- Вы не знаете, что с Натальей Леонидовной? Она не отвечает на телефонные звонки, - говорит Эмма.

- Не знаю, - отвечает Мила, -  В ее квартире был скандал, а сейчас там ремонт.

Сердце Эммы содрогнулось.

- А у вас нет случайно телефона ее двоюродной сестры Вали?

Дала Милочка Эмме Валин номер телефона:

- Здравствуйте, Валя, - начинает разговор Эмма, - я очень волнуюсь. Вы знаете, где Наташа? Что с ней случилось?

- Я ничего не знаю и знать не хочу, - раздражается Валя. - Приехал этот мерзавец, наркоторговец, бывший Ульянин муж. Отобрал у меня ключи и запретил мне появляться в квартире, а я все-таки как никак родственница и тоже имею право…

Она не договорила, на что имеет право.
 
- Может быть, вы знаете телефон кого-то  из родителей  Наташиных учеников? – упавшим голосом спрашивает вконец растерянная Эмма.

- Я не намерена раздавать чужие телефоны, - отрезала Валя и отключилась.

«Надо позвонить в школу, надо позвонить в музыкальную школу, - судорожно думает Эмма. Мысли ее путаются. - Бывший муж? А где Ульяна? Что он мог сделать с Наташей? Может он ее ударил, толкнул, она упала и умерла?"

Эмма терялась в страшных догадках. В душе возникла паника. Она не знает, как позвонить в школу, забыла номер школы. Надо у кого-то спросить. Не у кого,

Обессиленная, беспомощная, в полном отчаянии Эмма легла на диван, закрыла глаза и пролежала так какое-то время бездвижно. Потом встала, с усилием взяла себя в руки и принялась обзванивать все музыкальные школы, в которых предположительно могла работать Наташа.

Через несколько безрезультатных звонков, она попала, куда надо.

«Наталья Леонидовна недавно уволилась, - сказали Эмме  -  ее сейчас нет в Москве. Как нам известно, она уехала в Баку».

- Как в Баку? – вскрикнула  ошарашенная Эмма.

- Мы не знаем подробностей, но можем дать вам телефон мамы ее ученика, которая больше в курсе событий.

«Значит, Наташа жива», - отлегло от сердца Эммы.

Доброжелательный голос Полины откликнулся в ней благодарностью. «Мы очень любим Наталью Леонидовну, и нам ее очень не хватает», - сказала мама Наташиного ученика и поведала все, что ей было известно.

Перед Новым годом в Москву из Амстердама прилетел бывший муж Ульяны. Он выходец из Азербайджана, и его родители живут там по сей день. Почему не прилетела Ульяна, неизвестно.

 Придя домой к Наташе, Мурад увидел несусветную грязь, полчища тараканов и пустой холодильник. Не церемонясь, он выгнал Валю, забрал у нее ключи и сказал, что больше Наталья Леонидовна жить в таких условиях не может.

Этому предшествовало письмо, которое получила Ульяна от соседки Милочки. Она на чем свет ругала Валю, которая совсем не следит за своей родственницей, морит её голодом, и предлагала свою опеку над Натальей Леонидовной с условием,что часть ее квартиры достанется ей.

Стало также известно, что добрейшая Наталья Леонидовна подарила машину покойного мужа Милочкиному сыну. «Мне машина не нужна, - сказала она, - а если понадобится, он меня подвезет».

 Он действительно свозил Наташу на могилу мужа, а потом исчез из Москвы.
 
«Я встретилась с Мурадом, - говорила Полина, - мы с ним обменялись телефонами, и я имею постоянную информацию о Наталье Леонидовне.
Родители Мурада – не последние люди в Баку - устроили её в элитный пансионат для престарелых. У меня есть фото этого пансионата и фото самой Натальи Леонидовны. Её, правда, трудно узнать: ей, натуральной блондинке, покрасили волосы в черный цвет, - Полина замялась, а потом продолжала, - я познакомилась с заведующей пансионатом и каждую неделю ей звоню. За Натальей Леонидовной хороший уход, наблюдение врачей и полноценное питание. Время от времени заведующая организовывает нам видеосвязь по Zoom, в которой принимают участие коллеги Натальи Леонидовны и родители ее учеников. Если хотите, можете к нам присоединиться».

Эмма бы присоединилась, но она не знает, что такое Zoom. У нее только кнопочный телефон.
***

Наталья Леонидовна стояла перед зеркалом, в голове звучала музыка Шнитке, а в зеркале отражалось старое морщинистое, не понятно чье лицо. Черные волосы – точно не её . Здесь вокруг все черноволосые и говорят не по-русски. Тумбочка у кровати не её. А самое главное, нет телефона, нормального телефона с трубкой. Есть какая-то коробочка, как это называется, автомобильник, что ли, но она не умеет им пользоваться. А ей нужно рассказать Эмме про чужую комнату без телефона и пожаловаться, что никто не хочет ей вызвать такси, когда ей надо на работу, "Почему Эмма не звонит? Может быть, она  умерла? Может, мы все уже умерли?"


Рецензии
Не дай, Бог, такой старости. Жалко старушек. Эх, родственнички.

Валентина Забайкальская   24.06.2024 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Совершенно с вами согласна. Не дай, Бог, никому такого!

Нина Ган-Петрова   25.06.2024 05:47   Заявить о нарушении