Ко дню Победы
Да, Лидия Георгиевна - очевидец той страшной войны прошлого века. Семья занимала комнату в коммунальной квартире на окраине Ярославля. Родители и четверо детей: старшая Лидия 11 лет, за ней братья. 9, 7 и 4 годика.
Год 41. Школу, закрыли, под госпиталь. Лида только перешла в 3-й класс. В небе под облаками шныряют немецкие истребители и улучив момент выныривают и бросают фугасы, целясь в скопление людей. Однажды такая бомба упала в нескольких шагах от Лидии с братьями. Они просто стояли и любовались на светящие подарки с неба. Дети…
Завод, где работал их отец, эвакуируют. Мама лежит в больнице, она сердечница, говорит,- Надо уезжать. Если останемся, отца на фронт заберут, я могу умереть, а что будет с детьми? Как в воду глядела. Семье выделили целую лавку в пульмане (двойном вагоне), когда многие устраивались, кто как мог. Отца назначили старшим по вагону. Мать не доехала до Урала, сердце не выдержало. В Челябинск приехали сиротами. И начались мытарства. Никто не хотел пускать на постой одинокого мужчину с четырьмя детьми.
Пожалел их старичок – извозчик. О чём-то переговорили с отцом, погрузили детей и нехитрый скарб на телегу, и… поцокала понурая кляча, так далеко и так долго, что дети успели выспаться. Отец разбудил их возле неказистой землянки в посёлке со смешным названием Сухомесово. Отсюда до работы отцу на АМЗ, как до луны. Транспорта нет. Появляется дома редко. Все заботы по - хозяйству и о братьях на ней, на Лидии.
Может папа дочку пожалел, уж очень усталый вид у девочки, а может и увлёкся хорошенькой местной фельдшерицей, привёл детям мачеху, с надеждой, что возьмёт та часть забот на себя о детях. Размечтался! Молодая хозяйка накрасит губки, подведёт бровки и повиляла, напевая,- «Кого люблю, того уж нет» на круглосуточное дежурство.
Наконец выделили им комнату рядом с работой отца в убогом дощатом доме. Лиде 13 лет. Война в самом разгаре. На заводе организуют бригаду из подростков. Смена ночная, У взрослых баб семьи, дети, им в ночь нельзя. Детская бригада ударно трудится во славу тыла. Больше используется как грузчики. Лида уходила на работу в семь вечера, приходила в девять утра. Падала и засыпала. Тормошили братья. – Лид, а чё нам есть?
В победный год, под всеобщее ликование, случилась беда. Вначале, я хотела назвать рассказ «Как закаляет война», но сразу отбросила эту мысль. Получится, что я пою гимн войне. А многих ли война закалила? Больше убила, а ещё больше покалечила, кого морально, кого физически.
Лидию перекосило. Жуткие боли в спине, из-за смещения позвонков отказала нога. Сказались погрузочно-разгрузочные ночные работы. Для неё началась новая жизнь в корсете. Но нет худа без добра. Сменила работу. Должность охранника при воинской части – это был шанс доучиться. Вот только Школа рабочей молодёжи начиналась с шестого класса, а у девочки только два. Пришлось покорять пятилетку за два года. Тогда она даже не подозревала, что была советским первооткрывателем девиза: «Пятилетку за три года».
1948 год. Начинается холодная война. Объявлена война с космополитизмом. Да и мало ли ещё где и какие войны, у людей свои планы. И в этот год Лидия выполнила свою программу минимум. Получила аттестат о семилетнем образовании, с подружкой они сняли жильё на двоих, ей восемнадцать. Появился и поклонник, симпатяга с красивым именем Вячеслав. А как играл на гитаре, как пел. Но что-то его смущало,- Это у тебя надолго, - спросил,- на корсет показывая. – Не знаю!- честно сказала правду, а внутри сердце кольнуло. Испугался ухажёр, значит ждать нечего. Продолжения не будет. И приняла решение. «Решение я принимаю только один раз» - за всю свою длинную жизнь она ещё не раз скажет эту фразу.
Собралась за билетом в городок Юрьев-Польский, к бабушке. Навстречу незнакомка маленькая, худенькая, убого одетая. Остановила девушку,- Не надо тебе куда собралась. Не доедешь. Дай мне лучше три рубля. – Три рубля Лида ей дала, но от намерения не отказалась. Не была суеверной. Идёт по улице Цвиллинга, до железнодорожных касс метров двести, видит, двое военных о чём-то беседуют, окликнули, - Девушка, вы за билетом? Возьмите у нас до Москвы, в военном вагоне поедите спокойно, безопасно. - В кассе проверили билет – настоящий. Купила, и если бы она знала, что Слава, узнав от подружки, что она уезжает, примчался на вокзал вместе с друзьями, и пока до отхода поезда оставались минуты, они прочесали поезд со всех концов, в поиске дорогой ему подруги. Им и в голову не пришло искать её в военном вагоне. Вот так она укатила, может быть от своей судьбы.
В Москве билетов до Юрьева-Польского не было, доехала до Ярославля города своего детства. Без труда нашла дядю – художника. Прибыла как нельзя кстати. В семье аврал. Жене выходить на работу, ребёнка не с кем оставить. Так Лидия попала в няньки почти на три года. А как только определили ребёнка в садик, дали понять, что она здесь больше не нужна.
Бабушка с дедом жили в комнате с печкой и маленькой кухней. Встретили, нельзя сказать, что сильно обрадовались. Приехала, ну и приехала. Топчан выделили, а что до питания, так это уж сама. Не миллионеры, пенсии грошовые. Работать надо… А где? Всё достояние семь классов и корсет. Прочитала про набор на курсы секретарей – машинисток. Вот что ей надо. А с корочками об окончании курсов её охотно взяли старшей машинисткой при фабрике «Авангард». Жизнь налаживалась.
Бабуля, не смотря на внешнюю суровость за внучку переживала. Стала лечить девушку народными средствами. Накопали они вместе дождевых червяков полбанки. Бабка закопала урожай в землю на две недели. И вот этой слизистую массу втирала внучке в больные позвонки. И ещё заставляла пить яичную скорлупу, перетёртую в порошок. И наступил день, когда Лидия с радостью бросила корсет в печку, уверенная, что он ей больше не понадобится.
На работе она уже давно Лидия Георгиевна Уважают за исполнительность, за скорость, за грамотность. Баловали премиями. А бабка держала в ежовых рукавицах . – Это ещё что? На ночь глядя в кино. Придёшь, дверь не открою, на улице ночевать будешь.- Лидию это даже обижало по началу, а потом как-то подумалось, а ведь она вся в бабку, такая же упорная. Но бабка знала что делает, подключила окружающую среду, что б жениха для внучки- умницы и красавицы, присмотрели скромного и работящего. Жених нашёлся: высокий, ладный, не красавец. Да мужчина и не должен быть пригожим. Зато профессия есть строительная, на все руки мастер. А что спрашивает девушка, когда её хотят с кем-то познакомить? Когда ей 18 лет – какой он? Когда ей 25 лет – кто он? А когда 30 – где он? Лиде 25. Перспектива дожить, когда спрашивают –где он, не радовала. Сошлись. Поселились у бабули. Дед на печке, бабка на диване, молодым кровать поставили. Что за жизнь?
1956год. Разоблачён культ Сталина. Легковерный наш народ опять верит в справедливость, в светлое будущее коммунизма. Руководство страны почему-то решило начать коммунизм с Дальнего Востока. Бросило клич. И наши молодожёны вливаются в азартную толпу покорителей Дальнего Востока. А что им терять.
Для Бориса работа нашлась сразу. А вот секретарей машинисток не требовалось. Записалась Лидия на шестимесячные курсы каменщиков. Блин, какая из неё каменщица? Только из корсета вылезла. Под стук колёс размышляла, куда податься. К бабке? Та её и на порог не пустит. Закудахчет, мужа одного оставила… Так его просто не отпустили. Потом приедет, они договорились. Остался Челябинск. Отец там, братья. И работа сразу нашлась. Заведующая маш.бюро в конторе Юж.Урал. Снаб.Сбыта. Директор Галкин сразу оценил деловые качества новой сотрудницы. Не обижал ни зарплатой, ни премиями. Только вот Лидия Георгиевна мечтает о настоящем деле, а не распечатывать чужое творчество. И как только открывается в городе Алтайский филиал экономического техникума, она, не долго раздумывая, поступает на вечернее отделение.
Между тем они с Борисом, вернувшегося после покорения дальних рубежей Родины, решили строиться. Надо же когда-то иметь своё жильё. Пришлось Лидии Георгиевне походить по начальственным кабинетам. Старалась. Выглядела она всегда хорошо. Стройная натуральная блондинка, с большими голубыми глазами в сочетании с достоинством и строгостью действовали неотразимо. И получили они с мужем участок и право на строительство.
И так в стране начало процветающего застоя. А у четы Шаховых кипучая деятельность. Борис работает на стройке и возводит собственный дом. Лидия работает, учится, помогает супругу. Если бы у неё в это время спросили, как же у вас всё ладно, да дружно, вот что значит любовь. Она пожала бы плечами,- Да некогда об этом даже думать было.
В отделе. Куда её перевели, как только она в техникум поступила, она не заменима. Могла разрулить любую ситуацию. К примеру, пришла рекламация из Шадринска на контору. Чушки оловянные рассыпались, штраф 20 тысяч. Кого послать? Конечно, Шахову. Только она может мат поставить. Она и поставила, разобралась, акт составила: неправильное хранение. Не успела вернуться, на столе приказ о переводе на должность зам. начальника. Вот так!
Год 1970. Освоение космоса, первый луноход, такие вот победы и у Лидии Георгиевны тоже радость. Она дипломированный товаровед материально-технического снабжения. Отличная оценка за гос.экзамен. Достроен дом, цветёт сад… Вот она полнота жизни, награда за трудолюбие. Да только не зря говорят, не радуйся когда нашёл. Несчастье как подкараулило, в самый, как казалось, пик удачи. Заболел Борис, в серьёз и надолго.
Год 1984. В феврале страна прощается с генеральным секретарём Ю.Антроповым без особой скорби. Народ утомился от рейдов вылавливающих сачков. А в марте умирает Борис. Потерю близкого человека каждый переживает по - своему. На Лидию Георгиевну вдруг навалилась такая усталость от прожитых лет в суете, заботах, работе. Подала заявление на увольнение. На все уговоры начальства отвечала категорично,- Я принимаю решение только один раз.
Весь год до пенсии её кормят доходы с сада-огорода. Прямо стала профессионалом по части земельных работ. Опыт такого выживания помог ей во времена, когда всю страну лишили зарплаты. Даже больше… Мир не без добрых людей. Позавидовали приятельницы её спокойной сытой жизни. С таким счастьем и на свободе, рассудили. Подогнали мужичка, пропадёт ведь, а в хозяйстве пригодится. Позднее он честно признался,- А ты ведь тогда меня от голодной смерти спасла.- Получается, ещё одно доброе дело сделала Лидия Георгиевна. Но это уже другая история.
P.S. Сейчас Лидии Георгиевне за 90. Она следит за здоровьем, работает в саду, читает, разгадывает кроссворды. За её плечами целая эпоха. Не знаю, замечали ли вы, что эпоха одна на всех для каждого своя. Для кого-то она милая. У кого в жизни всё было тип-топ: обеспеченные родители, правильное воспитание, хорошее образование, карьера. Лично для меня, когда приоткрылось ненадолго окно гласности, эпоха стала противоречивой, а с учётом нынешних реалий так вообще абсурдной. За спиной Лидии Георгиевны во всё величии красуется эпоха стойкости духа.
Свидетельство о публикации №224062400266