Секреты короткого рассказа
Написание прозы это на девяносто пять процентов творческое ремесло, которое можно освоить имея хоть каплю таланта.
Достичь большего и выбиться в лидеры тоже возможно, только если к капле таланта и трудолюбия добавить удачу и везение. Определить это несложно. Необходимо прыгнуть в море с высокой скалы. Если вы не разбились и выплыли, значит вам необыкновенно повезло, продолжайте дальше (шутка, не вздумайте принять руководством к действию).
Новый век породил череду талантливых, голодных писателей, выстроившихся в шеренгу. Они дали миру целый список настоящих шедевров. Шедевры породили подражателей, число подражателей постоянно растёт в геометрической прогрессии.
Процесс цикличен. Жизнь во времена пика роста потребностей взрастила новый вид информации в форме миниатюр, новелл, коротких историй, которые вы видите и слышите в планшетах, смартфонах и другой технике, кочующей по ушам и перед глазами слушателей и зрителей, заставляя их окунуться в пучину страстей, в бездонный колодец невыявленных возможностей. Обгореть в чувственном огне и отдаться на волю провидения.
Люди улыбаются, хохочут, летают во сне и выходят сухими из воды, подобно Иванушка-дурачку, выскочившему из кипящего котла и ставшему принцем. Благодаря Коньку-горбунку из сказки Ершова. Это похоже на мановение волшебной палочки.
Авторы, пишущие рассказы — это коньки-горбунки, во власти которых сделать вас счастливыми и несчастными одновременно. Придумать сюжет, а затем представить и увидеть жизнь и судьбы своих героев, это настолько увлекательное занятие, что сравниться с ним может только подглядывание в замочную скважину, в квартиру, в которой происходят настоящие чудеса.
Эту статью я написал для начинающих прозаиков. Метры написавшие сотню рассказов дальше могут не читать, им и так все ясно.
В коротком рассказе, как и в повести и романе, соединяются несовместимые вещи, переплетаются судьбы людей, настолько далеких друг от друга, что они подобны полярным звёздам, свет от которых приходит с разных концов света.
Что главное в таком рассказе и в такой истории?
Конечно, идея и нетривиальный сюжет. Сюжет, в котором писатель делает мечту осязаемой явью. Фантазия и быль переплетается одновременно, а действие замешено на чувствах автора к своему герою. Только с условием — в коротком рассказе решается максимум одна проблема.
Преамбула поиска сюжета может быть разная, а вот схема по которой он строится всегда одинакова — это завязка или экспозиция, действие или противодействие, последующая кульминация и развязка. Никакого эпилога или пролога.
«Пришёл, увидел, победил»... или проиграл. Задача одна, кульминация должна заинтересовать читателя, привести его в восторг или он должен оказаться в ступоре от неожиданности и непредсказуемости действий.
Поэтому в таком рассказе должен присутствовать четкий, авторский смысл, яркая динамика, изящная форма, грамотно поставленные задачи и запутанные пути их разрешения.
При написании короткого рассказа важно избегать лишних слов. Поэтому «коротыши» так близки к анекдоту. Важно следовать этому правилу, жертвуя ненужными словами безжалостно, как будто вам дали в руки косу и вы машите ею направо и налево, оставляя островки настоящей мудрости.
Второе правило для развития и сохранения динамики, это действия героев, они не должны сидеть на месте и как птицы в клетке прыгать с ветки на ветку или с палочки на палочку. Герои все время должны бежать куда-то, как будто их кусают пчёлы за одно место. При этом у них одна цель. Если им кто-то мешает, это уже хорошо. В промежутках между забегами им позволяется думать и выдавать мысленные перлы.
Создание напряженности относится к категории динамики. В текстах она развивается в три этапа: создание, нарастание или нагнетание, разрешение или кульминация. Это как постепенный глубокий вдох с максимальной задержкой, а выдох — это разрешение конфликта.
Конфликт тоже может быть разным — быстрым выдохом или прерывистым, скачкообразным, сжав губы и закатив глаза, или выдохом с вызовом, в лицо сопернику. Главное, чтобы выглядело правдоподобно, как в реальной жизни. Читателю важно не увидеть фальши и не споткнуться по ходу чтения. Имейте в виду, мы все обманываться рады, но только в том случае, когда обман делается изящно и красиво.
Не давайте читателю скучать. Когда появляются длинные абзацы, необходимо разбить их диалогами, или описаниями природы. Лучше всего вставлять собственные мысли героев, их реакцию на происходящие события или на своих собеседников. Герои тоже люди, даже если они кошки или собаки.
Именно мысли героев, в первую очередь, характеризуют литературных героев как личность, а если вдруг они поступают, полностью противопоставляя свой взгляд сложившемуся мнению, это тоже успех. Читатель опешил и попытается разобраться в ситуации, а вы в этот момент подсовываете новый поворот.
Но только не сюжетный ход и сюжетную линию. Иначе вы сами запутаетесь, и вам предстоит обреченно перекочевать в повесть или в роман, тогда прощай легкая жизнь. Вы гарантировано окажетесь в плену у своих героев.
Ещё один приём в развитии сюжета. Любое описываемое вами действие начинайте с середины, когда оно уже произошло, или закончилось. Дайте читателю самому додумать пропущенные места, не только те, которые лежат на поверхности. Имейте в виду, вы не должны описывать больше трёх сцен. Не размазывайте внимание читателя по всему полю, как масло по бутерброду. Лучше о чем-то скромно умолчать, чем заваливать читателя ненужной информацией.
Он должен, заворожённый вами, следить за сюжетной линией, затаив дыхание в ожидании развязки.
Первое знакомство с персонажами — это экспозиция. Описывается место действия и время. Именно сейчас происходит встреча читателя с характером и расстановкой действующих лиц, окружающей остановки. На основе моделирующей функции возникает завязка — столкновение героев, выявление их интересов, мнений и позиций. Противоречия, если таковые существуют, и которые задумал автор, и есть основа конфликта. Если их нет, ему следует их придумать.
Теперь о героях. Идеальная композиция состоит из трёх персонажей, главного героя и двух второстепенных, мужчины и женщины, дурака и умного, бандита и праведника. Конечно, можно добавлять сколько угодно персонажей, но в коротком рассказе, как правило, к кульминации ведёт одно действие, кто его производит, решать вам, а вот кто расхлебывает последствия — это всегда читатель.
Четвёртый персонаж чаще всего лишний, даже если он появляется как черт из табакерки.
И о женщинах. В коротком рассказе отсутствуют женщины-амебы. Они или милые и добрые, или мегеры, способные откусить вам ухо или выколоть глаз. А могут прикидываться теми и другими. Они обязательно сексуальные красавицы. Женщины-персонажи или круглые дуры или умные до гениальности. Главного героя, если он мужчина, это тоже касается. У главного героя должен быть какой-то изъян, внешний или внутренний. Совершенных людей не бывает. Поэтому он может быть хромой, косой, курить трубку или сигары, может быть тайным или явным эротоманом, но обязательно идеальным собеседником. Главный герой — свой парень, доверие читателя к нему формируется из собственных мыслей ЛГ.
Конечно главным героем может быть ёжик в тумане или акула-людоед, съевшая за обедом дайвера и его подругу. Или наоборот дайвер-каратист, заехал акуле в ее слабее место, кулаком прямо в нос и дальше ударом одним пальцем в технике иппон нукитэ, дайвер выбивает глаз хищнице и она уплывает. Подруга спасена, а зеленые рыдают, им акулу жалко.
Повторяю, в любом случае схема построения сюжета остаётся одинакова.
Если составить досье на каждого персонажа, тогда и писать будет намного легче, ведь вы будете представлять человека и понимать, чего он стоит, и что можно от него ожидать. Какова его мотивация в действиях, и какова реакция на него будет у других героев.
Например, герой — конченый псих, или наоборот — сверхдобрый. Возможно, он всего боится или у него мания преследования. А, может, он самовлюбленный идиот, безмерно много курящий, интриган или властолюбец.
Развитие сюжета, как рассказ о стремительном моменте перемен. О шагах навстречу друг к другу, шагах, каждый из которых приближает к развязке. Топтание на месте тоже может привести к результату, но всегда к отрицательному.
Найти простое в сложном и в короткой форме донести до читателя — вот задача автора на все времена.
Имейте в виду, в коротком рассказе нет места случайностям: как писал Чехов, если ружьё висит, оно должно выстрелить. Если вы пишете драму, следовательно, в конце все остаются ни с чем, мечта не достигнута, эффект от действий отрицательный или нулевой.
Специально привожу Чехова. Антон Павлович о себе сказал: « Я умею говорить коротко о длинных вещах, краткость — сестра таланта».
Глубокий философский смысл, заложенный в коротком тексте передают сложные, перемешанные в одном эпизоде, чувства: любовь, ненависть, фарс, раздвоение одиночества и стремление обрести долгожданное счастье.
Если рассказ юмористический, при написании вы сами должны улыбнуться хотя бы раз.
Если рассказ носит сексуальный характер, дайте прочитать вашей соседке или соседу. Если реакция последует сразу, значит вы на правильном пути.
Фантастические рассказы на любителей, людей с буйной фантазией. Если ваш главный герой инопланетянин или хочет им стать, успех вам обеспечен.
Мелодрама для домохозяек, а это половина вашей аудитории, будьте с ними поласковее. Если любовь, то до гроба, если страсть, то это безостановочная гонка с препятствиями, развязка в конце — все довольны.
Ещё важный момент, когда ваш герой балансирует на канате, не дайте ему упасть, люди это не любят. А вот когда чуть-чуть и ещё чуть-чуть до падения, а потом — бамс! победа! — это аж бегом.
И ещё бесплатный совет, — не жалейте ваших героев, но разве только в конце, когда иступленный читатель вместе с вами вынужден будет пустить слезу и улыбнуться. До этого времени писатель — это собака Баскервилей, терзающая свою жертву, которая вам потом спасибо скажет. Конечно, предпочтительнее быть художником слова, воспевающего красоту мира и человека. Но такое удаётся не всем. Чаще встречаются писатели-патологоанатомы, воспевающие красоту внутренних органов.
Однажды Эрнест Хемингуэй на спор написал самый короткий рассказ:
«Продаются детские ботинки, неношеные».
Это пример того, как мастер слова четырьмя словами объединил в себе все категории чувственных образов, заставив читателей сочувствовать бедному ребёнку.
Короткий рассказ, или миниатюра, должен включать в себе не более трёх тысяч слов. Или, что-то около этого. Думаю это верхняя планка, после которой начинается другая категория.
Главная составляющая любого рассказа — это кульминация. Она проистекает из предыдущего действия.
Действие — конфликт — напряжение — кульминация. Схема кажется простая. Кульминация — это не только наивысшая точка напряжения в конфликте. Это точка зрения автора ведущего повествование, вершителя судьбы своих героев. Автора сидящего на вершине айсберга, поджавшего ноги и наблюдавшего за тем, чтобы все происходящее над ним и под ним балансирует на грани равновесия. Ситуация никогда не выходит из под контроля. Если вышла — это крах всего.
Кульминация — это смысловой центр произведения, она несёт в себе самую запоминающуюся информацию. Именно в ней происходит острая и активная часть, в которой сталкиваются идеи, переплетаются события, судьбы и образы. Меняется мир и уходят эпохи. Человеческая коллизия приобретает новые формы и окрашивается новыми красками, открывая читателю глаза, вызывая заполнение пустоты и чувство голода, но, не дай Бог, пресыщения и разочарования. Не подписывайте себе приговор.
Есть рассказы с чётко выраженной фабулой, то есть фактической стороной повествования, в которых сюжет построен на основе закономерностей, установленных самим автором. Эти моменты кодируются языковыми средствами создавая внутренний посыл, в котором автор доносит до читателя скрытый или открытый замысел. Некий словесный импульс, толкающий человека сделать шаг навстречу своей судьбе.
Насколько успешна кульминация покажет реакция читателя. Не превращайте вашу историю в бесконечную жвачку, читатели не стадо баранов. Оттягивая конец и развязку, как в американских фильмах, в которых героев убивают, убивают, затем снова убивают, а убить не могут, после каждого смертельного удара они, как птица Феникс, воспаряют и заявляют о себе.
Сила убеждения — это душа рассказа, она несёт в себе «скрытый смысл»: если автор, способный к самоанализу, доказывает, что здравый смысл всегда преобладает, то и читать его будет интересно всем.
Если герой — псих, или имеет подозрение на отклонения, или он сталкивается с нравственным кризисом, отчего у читателя сводит зубы и чешутся кулаки, тогда совсем хорошо. Включаются внутренние монологи. Способность ЛГ к самопожертвованию или саморазрушению никого не оставляет равнодушным.
Ещё одно: главный судья вашего произведения всегда будете вы сами, до момента, пока до него не доберутся другие критики. Услышав одобрительные возгласы, не обольщайтесь. Ещё найдётся неудовлетворенная личность, нашедшая новую жертву и готовая выплеснуть накопившуюся желчь. Наберитесь терпения и продолжайте работать.
Вернёмся к главному — к написание сюжета, начнём с идеи. Родить идею просто и одновременно сложно. Весь период, от желания написать рассказ, до его завершения, вы будете находиться в состоянии мозгового штурма. Этот процесс не прекращается даже во сне. В итоге, если вам повезёт, вы увидите или почувствуете зацепку. Думайте о мотивации ваших героев. В каждом их действии должна присутствовать своя логика. Даже если ситуация кажется абсурдной, логика должна присутствовать.
Когда появляется идея, это удача: — Вот оно, вы на крючке! Пора тянуть добычу.
Даже если вам достался маленький карасик, докажите всем, что это огромная щука. У вас в руках монстр, настоящий динозавр, люди откроют рты, увидев вашу добычу. Но охота ещё не закончилась, в руках неограненный алмаз. Почувствуйте себя мастером-ювелиром.
Высокая художественность достигается за счёт нескольких факторов. Один из них — это язык, слова. Если в словах автора присутствует сленг. Это допустимо в том случае, если рассказчиком выступает уголовник, спортсмен, студент или тинейджер, или честный труженик, пахарь-тракторист, у которого все время что-то заедает. В любой профессиональной среде формируется свой язык, который упрощает форму общения.
Герои могут болтать, что угодно, если автор рассказывает сам об их действиях, даёт характеристики, в которых случайно проскакивает сленг, то это недопустимо.
Взаимопроникновение похожих жанров — рассказ, новелла, эссе — родили новые жанровые разновидности, нарративные и лирические, драматические и эссеистические, философские и юмористические.
Вы можете писать свою историю, рассказав ее в трёх вариантах: от первого лица «Однажды со мной случилось нечто...», от второго: («Ты мне рассказал...») и от третьего: «Он, Петров или Петрова, вышел из дома в самом расцвете сил...» Наиболее предпочтительны рассказы от третьего лица. Это самая многовариантная схема композиции. Вы опишите мысли всех героев и будете знать все об их жизни. Почти все великие проявили себя в этом жанре и в этом стиле.
И так, рассказ закончен. Не обольщайтесь, впереди у вас стадия правки текста. Дайте рассказу «вылежаться» прежде чем вы увидите его свежим взглядом. Будьте уверены, в тексте вы найдёте ещё много несовершенного, от уточнения построения фразы и замены повторяющихся слов, до поиска так называемых «блох», без которых не бывает только, что написанного, прямо со сковородки, написанного рассказа.
Конечно если у вас много денег, хороший редактор сделает эту работу за вас и не стоит этим заморачиваться. Но хорошие редакторы на дороге не валяются, путь к ним укажет сарафанное радио, они тоже кустари-одиночки, знающие толк в творческой работе, а не только в расстановке запятых.
Поэтому если вы стали на стезю писательского мастерства и не собираетесь поворачивать оглобли влево или право, тогда знайте: — освоение авторского редактирования не простая задача, только время и опыт поможет в этом вопросе. Борьба с «блохами» кровавая и утомительная, наберитесь терпения. Победа будет за вами, главное не останавливаться и как говорил товарищ Ленин: «Работать, работать и ещё раз работать!».
Выдающихся успехов в литературном творчестве на ниве коротких рассказов добились писатели:
Из наших, российских: Антон Павлович Чехов, Николай Гоголь, Иван Бунин, Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Николай Лесков
Из зарубежных писателей: Эдгар Алан По, Айзек Азимов, Эрнест Хемингуэй, Роберт Блох, Рей Бредбери, Джек Лондон, Роберт Шекли, Стивен Кинг, Говард Уолдроп, Норман Спинрад, О. Генри.
Следующих два рассказ я написал как пример с тремя персонажами:
Чип в подарок
Ранним утром в городе Кудлатовске, на автобусную остановку пришёл человек. С виду он напоминал рыжего блатхаунда из-за своего обреченного взгляда. Глаза бесцветные, а нижние веки оттопыренные как будто глаза похудели и вот вот начнут выпадать из глазницы. Под веками, в мешках, провисли морщины, а белки вокруг зрачка были зеленоватого оттенка, как у бельгийских кошек.
Человек подошёл к кассе, протянул паспорт на имя Глеба Ивановича Блинова. Мужчина растянул губы в улыбке и не мигая глядя на кассиршу, произнёс: «Один билет до Москвы, на ближайший рейс».
Кассирша, полная женщина с рыжей копной на голове, взглянула на мужчину, затем перевела глаза в паспорт и засомневалась. Нажав кнопку под столом, она вызвала начальника охраны.
— Мужчина, а это ваш паспорт? — спросила кассирша таким голосом, как будто ей на грудь здоровый штангист положил блин весом пятьдесят килограмм.
— Мой, а чей-же ещё, и фотография моя, только я там моложе, видите у меня там шевелюра чёрная, к сожалению сейчас она исчезла... как все исчезает, — обреченно добавил владелец паспорта, затем снял фуражку и погладил себя по лысой голове.
Подошёл толстый охранник, держа в руке надкушенный пирожок с капустой.
Охранник подозрительно два раза обошёл Блинова и даже понюхал его со спины, в районе лопаток. Нос Блинова показался охраннику неестественно длинным, он засомневался и позвонил кому следует.
Его непосредственный начальник в это время спал у любовницы, положив руку на ее правую грудь. От звонка своего подчиненного он разозлился и пообещал охранника лишить премии.
Но охранник, как овчарка пограничника Карацупы, рванул с места в карьер и понёсся по следу.
— А почему у вас глаза зеленые? — прищурив глаза спросил охранник.
— Понимаете меня похитили инопланетяне, вставили мне в голову чип и от этого глаза позеленели, — невозмутимо ответил Блинов.
Охранник и кассирша переглянулись, кассирша покрутила указательным пальцем у виска. Это охранника не смутило.
— А зачем они вставили вам в голову чип? — настойчиво, повысив голос, проговорил охранник.
— Они хотят через меня выведать все секреты человечества, — чистосердечно признался Блинов, но я приготовил для них бомбу и скоро взорву их корабль.
— И много вы знаете секретов? — спросил охранник, начиная злится, чувствуя, что этот придурок его за дурака держит.
— Много, но я вам не скажу, я вообще никому ничего не скажу. Бейте меня, режьте на куски, но тайну унесу с собой в могилу, — упрямо произнёс Глеб Иванович. Он выпрямил спину и выставил вперёд правую ногу.
Кассирша покачала головой, с недоверием пожевала губами, подмигнула охраннику и произнесла: «Знаешь Вадим, связываться с инопланетянами себе дороже, давай отпускай его, пусть берет билет, катится в Москву, пусть Собянин с ним разбирается». У меня зять такой, спрашиваешь его: «Ты где был вчера?» — а он отвечает, что, мол, его похитили. А от самого несёт водкой и дешевыми духами».
Охранник вернул Глебу паспорт и не глядя в глаза, отпустил.
Блинов взял билет, сел в автобус и уехал в Москву.
В это время инопланетяне, существа, похожие на крокодилов скрещённых с обезьяной, сидели в своём корабле, на орбите Земли, подслушивали разговор Блинова, а когда Глеб сел в автобус, начали переглядываться.
— С кем мы связались, этот рядовой землянин решил нас взорвать, а спрашивается за что, за то, что мы ему аппендицит удалили, жизнь ему спасли, неужели на этой планете одни варвары живут, надо валить отсюда поскорей.
Инопланетяне включили двигатель на максимальную, сверхсветовую скорость и улетели в созвездие Альфа-Центавра, на планету, где мирные жители не желали им зла.
На вокзале в Москве, Блинов посмотрел в зеркало, его белки его снова побелели, желудок заработал нормально и настроение улучшилось.
«Вот собаки, я знал, что они меня подслушивают, теперь вряд ли захотят меня ещё раз похитить, — улыбаясь подумал Глеб, — но как быть с чипом, вдруг они от меня не отстали, так и буду до конца своих дней ходить оглядываясь».
Блинов вспомнил, что похитители ему советовали держаться подальше он электричества и от розеток.
«Значит этот чип боится напряжения, — подумал Глеб, — я тоже боюсь, но если выбирать, конечно я выберу себя».
В гостинице Блинов выкрутил лапочку в настольном светильнике и перекрестившись сунул туда палец.
Глеба так звездануло, что он улетел в другой конец комнаты. Сознание удивительным образом прояснилось и Блинов понял, что свободен.
«Куплю пистолет, а при встрече перестреляю гадов», — решил для себя Глеб и от сознания свободы стало особенно легко и приятно.
Пример второй, драма:
Случайная встреча
Глеб Блинов возвращался после работы домой. Выйдя на автобусной остановке мужчина увидел ряды прилавков с торговцами, расположенные вдоль дороги.
Подойдя ближе он остановился возле прилавка на котором лежало женское белье и мужские трусы.
«Может трусы купить?» — подумал Блинов и сунул руку в правый карман, где лежали деньги.
«Куплю наверное синие, в полосочку, а то мои уже поизносились, — снова подумал мужчина и испугался, денег в кармане не было. — Где они, я только утром их туда положил, — Глеб торопливо полез в левый карман и вздохнул с облегчением. — Слава Богу, деньги на месте, — Блинов улыбнулся и посмотрел на продавщицу. Перед ним стояла миловидная женщина и тоже улыбалась.
— Блинов, ты!? — произнесла продавщица, приглаживая волосы и привстав с табуретки.
— Я, — растерянно произнёс Глеб. Он вдруг узнал Эльвиру, свою крымскую подругу, вспомнив свой курортный роман и долгие сожаления, что разошлись они, как в море корабли, не оставив друг други ни адресов ни контактов.
Эльвира и Глеб порывисто обняли друг друга, как будто не было тех двенадцати лет, которые разделяли их от последней встречи.
Глеб впился долгим поцелуем в сочные губы Эльвиры и она ему ответила.
— Я тебя долго искал, Эльвира, ты куда пропала.
— Я тебя тоже Глебушка, даже плакала от отчаянья.
«Я тоже плакал и рыдал,»— хотел сказать Блинов, но это была неправда, через месяц он встретил Ольгу, а через полгода Наташу. Были ещё женщины, но Эльвиру он забыть не мог. Было в ней, что-то такое, что привязало Блинова за одно место, да так крепко, что даже сейчас он почувствовал как у него внутри все шевелится и любовь просится наружу.
— Эльвира, мне так хочется тебе многое рассказать, я так рад нашей встрече.
— Я тоже Глебушка, — произнесла женщина, снова улыбнулась и нежно погладила Блинова по щеке, — ты совсем не изменился, такой же хороший и милый, как когда-то в Севастополе, когда мы лежали на Яшмовом пляже и целовались как ненормальные.
— Очень даже нормальные, — улыбнулся Глеб, — я до сих пор храню тот камешек, который лежал под одеялом и мешал тебе, когда мы занимались любовью.
«Эх Глебушка, — подумала Эльвира, — любовью не занимаются, любовью живут».
В это время к прилавку подошёл бомжеватый мужик с испитым лицом. Перед собой он катил инвалидную коляску с мальчиком внутри.
— Элька, — обратился мужик к продавщице, не глядя на Блинова, — дай денег на чекушку, отвезу Глеба домой, схожу к Витьке. Не могу, с утра трубы горят, выпить хочется.
Эльвире стало неловко, она потупила взгляд и отвернулась.
Блинов посмотрел на мальчика и поразился тому, как он удивительно на него похож. Такой же овал лица, нос с горбинкой, уши лопухи и такая же ямочка на подбородке.
Бомжеватый мужик тоже заметил сходство. Он растерянно постоял, молча развернулся и понурив голову, оставив мальчика, побрел в обратную сторону.
Валерий Олейник
Июнь 2024
Свидетельство о публикации №224062400971
Но читал, Валерий, и все больше думал: как бы я не владел этой теорией, все равно пишу попадая - в какой-то пазл, какой-то ручеек уносит меня независимо от теоретических знаний. Здесь я ничего не могу изменить, но если, с усилием, изменю, то попадаю в другой пазл и сюжет может пойти по-иному.
Опять нужно возвращаться к сверхзадаче и идти по задуманному.
Одним словом: то, что вы написали - знать нужно, как основу, а там... каждый, все равно, будет писать независимо от начитанности и образованности.
То, что я сейчас сказал, я никогда не говорил вслух, а только иногда размышлял об этом сам в себе. Может я недостаточно понятно выразился, ведь то что я мыслю, я и сам едва постигаю.
Нельзя научить человека писать, это врождённая особенность его таланта, но можно его подучить.
Вы знаете, Валерий, я из вашей статьи много нашел для себя полезного. А думал, что я все знаю.
Спасибо за науку! Профессиональная статья - факт!
Сальков Олег 24.03.2025 20:50 Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, не существует универсальных рецептов
как стать писателем. Многие классики высказались на этот
счёт. Интересно сказал Чехов. Он рекомендовал писать по
60-70 рассказов в год и будет вам счастье. Рано или поздно
наступит прозрение и жизнь потечёт как по маслу. Ведь не
зря говорят, что дорогу осилит идущий.
На этом пути родятся свои приемы, выработаются обороты
речи, присущие только Вам.
Спасибо, удачи в творчестве!
Жму руку
Валерий Олейник 25.03.2025 03:56 Заявить о нарушении