Распятый Мессия. Трансформация концепции Мессии

   Большинство иудеев не приняли Иисуса как Мессию, поскольку Он ,по их мнению, не  соответствовал  традиционным представлениям о Мессии, изложенным в пророчествах Ветхого Завета.
Нигде в   Торе не написано,что Мессия будет распят и на третий день воскреснет.
Согласно  Ветхозаветным пророчествам, Мессия должен принести всеобщий мир и спокойствие; во времена Мессии прекратятся любые войны: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Исаия 2:4). Мессия принесет всеобщее почитание Бога и поведет всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Исаия 11:9). Он также излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоет» (Исайя 35:5—6). Более того, все это Мессия  должен совершить при жизни: «Его свет не померкнет, и он не преткнется, пока не установит на земле справедливость» (Исаия 42:4)(см http://proza.ru/2024/08/13/1003) .

    Факты свидетельствуют, что Иисус при своей земной жизни не выполнил ни одной из этих задач.Христианская теология объясняет, что Иисус появится вновь (Второе Пришествие) и тогда, наконец, Он исполнит мессианские пророчества. Однако нигде в Торе не упоминается столь долго задерживающееся Второе Пришествие . Иисус объяснял своим последователям, что Он одержит немедленную победу: «Истинно говорю вам, что некоторых из тех, кто стоит здесь, еще не коснется смерть, когда они увидят установление царства Божьего» (Ев.Мк 9:1); «Истинно говорю вам, что это поколение еще не уйдет, когда все это исполнится» (Ев.Мк 13:30). Но ничего из  перечисленных и др. требований к Мессии согласно пророчествам, не исполнилось, а Иисус был убит.

    Мессианские чаяния начала 1 века отличались многообразием . Однако в традиционных представлениях преобладал  взгляд на Мессию как на грядущего могущественного правителя народа Израилева, устанавливающего Царство здесь, на земле. Иисус же был распят вместо того, чтобы установить Царство.
Идея о страдающем , убитом врагами Мессии была чужда иудеям.
Так же и ученики Иисуса , как и прочие евреи Палестины, вначале не допускали мысль, что Мессия, избранник, помазанник Божий, может быть распят, поскольку,согласно Писанию ,"Проклят всякий, висящий на дереве" (Втор.21:23) . До Христа мы встречаем свидетельства только о Месии-победителе (Пс.Сол.17-18). Представление о Мессии-Помазаннике , избраннике Божьем, которого Он же проклял, казалось безумным: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие»  (1 Кор 1:22-23). Возможно, именно после казни Христа идея Мессии-победителя была переосмыслена и превратилась в идею Мессии, терпящего поражение. Это можно обосновать, опираясь на христианские источники.Ученики по дороге в Эммаус слышат от воскресшего Иисуса, что Христу (Мессии) "надлежало пострадать и войти в славу  Свою...и изъяснял им  сказанное о Нем во всем Писании"(Лк 24:26). Выходит, ранее это ( о необходимости "пострадать" Мессии) им было неизвестно.
   Переосмысление термина  "мессия" легче понять, если предположить, что этот термин ассоциировался с Иисусом еще до Страстей.Если предположить, что это случилось лишь после Его смерти, тогда невероятно сложно понять, какой логикой руководствовались те, кто прилагал термин с триумфальным ореолом к  Иисусу распятому. Но Иисуса считали жизни Мессией при жизни , и Он был распят, значит,Мессия "должен был" быть распят. Однако,
без Воскресения вся система притязаний Иисуса на роль Мессии рушится на глазах.
 « А если Христос не воскрес , то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.1 15:14) . Распятие Иисуса делало недействительным статус Мессии и наследника царя Давида: согласно закону Моисея, распятие ставит на Иисусе "клеймо проклятия".
Но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения, превращаясь в символ победы.
   И все же идея воскрешения Богом распятого, т.е. "прОклятого" Им  , казалась иудеям настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей, что требовалось построить совершенно новую конструкцию, объясняющую смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей традиции.
Только  вера в Воскресение еще не является доказательством истины- мессианства Иисуса; необходимо было установить связь Его Воскресения с тем, что это произошло «согласно Писанию». Надо было узаконить всю цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).
    «Источник» этой цитаты , подкрепляющей мессианские притязания ,  нигде в Ветхом Завете  не указан,  нигде не написано такое- ни у Моисея, ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что Мессии надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих соотечественнников-иудеев, знающих тексты Писания..

   Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?

   Как всегда, в поисках ответа на сложные жизненные вопросы, ученики обратились к Св. Писанию. И ответ , который они искали, был найден.
С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать, приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён перед людьми,  муж скорбей и и изведавший болезни...» (Ис 53:3-5)
В образе страдающего раба  из пророчества Исайи христиане увидели историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же страдал, как и «Раб» у Исайи. Они решили, что страдания и распятие были предсказаны, что таков был замысел Божий.Возможно,что  и сам Иисус прочитал  Свою судьбу в 53 гл. Исайи и "предсказал" ее  в аналогичном ключе.   53 гл. Книги пророка Исайи, как и многие Вехтозаветные пророчества , и сегодня рассматриваются Церковью как пророчества о Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем.

   Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные  не с  традиционным иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была создана принципиально новая богословская концепция  о распятом Мессии .
   Ученики  Иисуса и те из иудеев, которых они обратили к вере в Иисуса, после Его крестной смерти  изменили свои староиудейские представления и дополнили идею Мессии представлением о страданиях и убиении Иисуса как об искупительной и примирительной жертве. Они стали доказывать, что  страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете относительно Мессии и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих через страдания и смерть Мессии Иисуса Христа.


Рецензии