Эдгар Дега. Знаменитый и неизвестный

    « Как  неизвестный,- удивится читатель. При этом имени сразу   же вспоминаются картины: стайки  балерин в голубых пачках, этакие  воздушные феи, балетный класс, пуанты…». Но в том- то и дело, что  французский художник Эдгар Дега не только автор балетного цикла, но и замечательных жанровых картин, портретов, мелкой пластики.
    Искусствоведы считают, что судьба Дега-художника отличалась от судеб других импрессионистов. Моне, Ренуар, Сезанн, к примеру, как это ни странно звучит, начинали свой путь робко и неуверенно.  А у Дега, так называемых, «юношеских работ»  не было. Казалось, что он родился с кистью в руке. 
    Эдгар Дега появился на свет в 1834 году. Его отец был страстным любителем музыки и живописи. Эдгар посещал с отцом выставки художников,  часто бывал в  Лувре. Естественно, что с самого детства, будучи погружен в мир искусства, он не мог не увлечься живописью. Отец, поощряя  его желание, познакомил его с великим  художником  Жаном Огюстом Энгром,  лидером  академической живописи 19 века, который также поддержал  юношу .Но, посмотрев его этюды, дал странный совет: « Хорошо! Но никогда с натуры, молодой человек. Всегда по памяти и по гравюрам мастеров».  Большое значение Энгр также придавал  линиям. Лаконичное наставление  мастера стало для Дега священным, как слова Евангелия.   Но, тем не менее, по  просьбе отца, Эдгар поступил на юридический факультет. Правда,  через какое-то время он покинул учебное заведение и полностью посвятил себя живописи.  Благодаря отцу, Дега не был стеснен в средствах, что позволило ему отправиться в Италию. Там он занялся копированием произведений великих мастеров, но не  воспроизводил их с заурядной точностью, а упражнялся в стиле, создавая ценимые в 19 веке изящные вариации  на старинные сюжеты.
    Его позиция копииста была непримирима. Он говорил своим последователям , что надо много копировать старых мастеров и, лишь тогда, когда вы станете  хорошим копиистом, вам позволено будет написать редиску с натуры.
    В  Италии он познакомился с Гюставом Моро, в частной школе которого позже учился Матисс. Гюстав Моро был хорошим  рисовальщиком. Заслуга Гюстава Моро была еще и в том, что  чрезмерное и исключительное преклонение  Дега перед Энгром уменьшилось после знакомства с  Делакруа.  Теперь к культу линии прибавилось увлечение цветом и передачей движения. По возвращении в Париж, отец молодого художника отмечал, что у него сильный рисунок и  верный цвет. «Тебе  больше не надо волноваться, милый мой Эдгар,- сказал   отец, - ты на верном пути».
   Эдгар Дега, наконец, начал карьеру, для которой поездка в Италию была лишь необходимой прелюдией. В просторной мастерской на улице Лаваль можно было браться за большие картины, предназначенные для Салона. А еще  1859-1865 годы ознаменовались усердными поисками в жанре исторической  живописи.  Но и сюжеты из современной жизни также присутствовали в его творчестве.
   Дега написал «Дочь Иеффая», самую крупную свою картину, соперничая с большими композициями Делакруа.
  Сюжет картины на Библейскую тему. Он рассказывает о том, как некий Иеффая перед важной битвой обратился к Богу ,чтобы он помог одержать победу.  А в случае победы пообещал Иеффай отдать на всесожжение первое, что встретит в доме, вернувшись из похода.
 С победой вернулся Иеффай домой и первой его  радостно встретила красавица дочь. В слезах рассказал Иеффай дочери об обете. Она попросила  дать ей два месяца, чтобы оплакать свою участь .Он согласился. Через два месяца обет был исполнен.
 Правда, в Римской мифологии  есть вариант, что богиня Артемида спасла дочь Иеффая.
   Дега наслаждался, работая над этой картиной. Смело  сопоставляя сочные и мутные цвета, играя разбросанными по поверхности холста яркими вспышками.
 Период с 1859 по1865 год  были полны неуверенностью и сомнениями. Отец художника  ждал, что, наконец, сын  напишет что-то грандиозное для Салона, но Дега не спешил и усердно работал.  «Он работает яростно и думает лишь об одном – о своей живописи, - но ничего не доводит до конца»,- писал его брат, Рене де Га,  неизменно внимательный к творчеству брата.
   К 1865 году многое изменилось. Большая картина  «Сцена войны в Средневековье» наконец-то открыла перед Дега двери Салона. Он постоянно выставлялся там до 1870-х годов. Но как-то охладев к этому времени к исторической тематике, писал портреты и жанровые сцены из современной жизни. Например « Коляска на скачках», «Парад» также из серии скачек,  «Упавший жокей». В эти же  годы он подружился с Эдуардом Мане, художником импрессионистом.
     Франко-Прусская война и Парижская коммуна помешали ему заниматься творчеством.  В сентябре 1870 года Дега вступил  в Национальную гвардию.  В начале октября его отправили на фортификационные работы на бастион в Венсенский лес. Он был готов умереть ради спасения страны.  Его друг  Анри Руар вспоминал, что месье де Га стал артиллеристом, но по его словам  еще не слышал как стреляет пушка, а ему хотелось бы услышать этот звук, чтобы понять выдержит ли он грохот выстрелов. 
   После войны  Дега снова начал творить. Это время ознаменовано появлением в его творчестве театральной темы. Балет- квинтэссенция творчества живописца Дега. Впервые  художник изобразил танцовщиц на портрете своего друга Дезире Дио, фаготиста Парижской Оперы. Балерины порхали в верхней части холста, над головами музыкантов в райском уголке живописных декораций.
    В 1870-х годах Дега много раз создавал композиции, посвященные балету. Из зала - за кулисы, так можно охарактеризовать этот период.  Дружба  с Дезире Дио и другими артистами оркестра помогла ему ближе познакомиться с атмосферой театра. Дега  показывал танцовщиц на сцене или еще охотнее в балетных классах. Танцу были посвящены большие композиции  и  на некоторых изображен танцовщик и хореограф Жюль Перро в окружении кордебалета. Успех картин   был  огромный и художник с увлечением работал над этими темами.
    Холсты балетной тематики  купил в 1872 году Поль Дюран- Рюэль, коллекционер. Так началось долгое сотрудничество  Дега с Дюран-Рюэлем, который в эти годы занялся продажей  картин импрессионистов. Для Дега это было началом коммерческой карьеры. Он участвовал в выставках, которые регулярно устраивал Дюран-Рюэль. Правда, некоторые критики, например Поль Манц, высказывались так: «Неизвестно, почему мсье Дега  причисляет себя к импрессионистам. Он отличается от них и в группе так называемых новаторов стоит особняком».
    Впрочем, и импрессионисты подвергались нападкам критики. Завистники пытались осмеять и  вычеркнуть  искусство импрессионистов, этой плеяды блистательных художников, из  человеческой культуры.
   «Импрессионисты  как бы усилили солнечный свет. Они писали под открытым небом и иногда, может быть, нарочно усиливали краски.  Это привело к тому, что земля на их картинах предстала в ликующем освещении. Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха. Как нет его ни в чем, что прибавляет человеку хотя бы немного радости».
   В эти же годы появились и первые прачки, певицы кафешантанов, модистки,  проститутки.  Интересно то, что в образах этих женщин многие писатели  узнавали своих героинь, сами о том не подозревая: Золя в романах «Нана» и «Западня», Братья Гонкур в «Манетт Саломе,  Гюисман в «Марте. Падшей женщине».       Этими работами Дега как бы вписался  в современное ему реалистическое направление, опередив смелостью и откровенностью всех тех, кто после него брался за эти темы.
    «У модистки»(1882г)- наверное лучшая из пастелей этой серии, где Дега используя молодых женщин как манекены, занят прежде всего причудливым соединением шляп, лежащих рядом или одна на другой, удивительным сочетанием листьев, перьев и тканей, странностью этих натюрмортов.
    В десятилетие с1880-1890г.г. Дега находился в  зените славы.  Он   скупо выдавал свои произведения нескольким избранным торговцам: Амбруазу Волару, Дюран-Рюэлю, «Буссо и Валадон».  Наконец художник завоевал и благосклонность критиков. В огромной  трехэтажной квартире размещалась его драгоценная  коллекция живописи:  картины Энгра, Делакруа,  Коро,  Гогена, Сезанна.
   В этот период он совершил путешествие в Испанию и Марокко. В Мадриде он посетил Прадо, испытал большое волнение перед картинами Веласкеса: «Ничто ,нет, ничто не может дать представление о Веласкесе,- утверждал он. Растроганный воспоминанием  оДелакруа, он говорил, что природу мы любим в память о людях, которые были достойны к ней прикоснуться. Художник по- прежнему  страстно любил оперу. Из архива известно, какие спектакли и  балетные танцевальные классы посещал Дега. Например, не менее 37 раз слушал он «Сигурда»  Рейера, 15 раз «Риголетто» и много раз смотрел балет Делиба «Коппелия».
    Очень важным делом оставались выставки импрессионистов, в организации  которых Дега играл первостепенную роль. Персональных выставок Дега не устраивал, не участвовал во Всемирной  выставке 1889г. Он сам выбирал свою публику, но  зато всегда участвовал в выставках своих друзей -импрессионистов.
    Долгое начало медленного конца, так можно назвать последний период из жизни и творчества Эдгара Дега.
   Художник постепенно замыкался в себе, сознательно выбирая одиночество. С начала 90-х годов он реже выходил из дома, встречался лишь с  немногими избранными друзьями, прекратил посещать балетные классы, хотя в 1892 году устроил  у Дюран-Рюэля одну из своих редчайших персональных выставок, посвященную пейзажам.  Художник на протяжении  жизни лишь изредка обращался к пейзажу. Но в 1890-е  годы он возвратился к этому виду живописи.  Художник Пьер-Жорж  Жанно описал его за работой, рисующим широкой кистью или пальцами на покрытом маслом металлическом листе: «Постепенно на поверхности металла появлялись долина, небо, белые дома, фруктовые деревья с черными ветками, полноводные после недавнего ливня реки, ряды облаков, бегущих по беспокойному небу над красной и зеленой землей… Эти красоты рождались без видимого усилия, как будто перед ним был образец».   
    Поздний Дега не уступал в упорстве и даже ожесточенности молодому Дега или Дега зрелых лет. Его старость –это славная старость, напоминающая старость Тициана.  С 1890 по 1900 годы он продолжал придумывать новое, создавать произведения, которые долго будут приводить в замешательство и оказывать поразительное воздействие  на зрителей.
     У Микельанджело есть  такие строки:
                Никто желанной воли не найдет
                До той поры, пока не подойдет
                К пределам жизни и искусства.
     К «пределу жизни и искусства» Эдгар Дега подошел  с мудростью Гомера и «глазами, глядящими в вечность».


Рецензии