Киев. Женский пансион Агафьи Нельговской

        В середине ХIХ века среди женских учебных заведений в Киеве кроме Института благородных девиц и женских гимназий были распространены частные девичьи  пансионы.
         Из них наибольшую известность приобрели образцовые пансионы: В. Данилевской ,Каролины Дессертен, А. Фромиот-Залесской, графини Евдокии Васильевны Левашовой, Лауры Осиповны де Мельян, сестер Ленц, И. М. Юхновской.

        В 1852 году открыла в Киеве  частный пансион для девочек( официально- образцовый пансион благородных девиц) Агата Иосифовна Нельговская.

        АГАФЬЯ ИОСИФОВНА НЕЛЬГОВСКАЯ (урожденная Романовская;1828-1875).
        Ребенком осталась сиротой, поэтому воспитывал Агату ее дядя, генерал Клоков.
       Училась в Киеве в польском образцовом пансионе госпожи А. Залеской, по окончании которого была оставлена в нем классной дамой.
        Попутно заметим, что попечитель Киевского учебного округа рекомендовал: «существующий в Киеве частный женский пансион г-жи Залеской обратить в образцовый, потому что заведение это вполне сего достойно и что в оном воспитанницы оказывают весьма удовлетворительные успехи в русском языке, истории и географии».
        Позднее по рекомендации Залеской, Агата была принята в дом тогдашнего помощника попечителя Киевского учебного округа Михаи;ла Влади;мировича Юзефо;вича(1802-1889) воспитательницей его детей. Три года проработала она у Юзефо;вича и была лучшей среди гувернанток и пользовалась большим авторитетом в доме чиновника.
        В 1851 году вышла замуж за коллежского регистратора Ганфа и в следущем году открыла собственный пансион для девочек.
        В 1858 году вышла замуж во второй раз, став Нельговской.

      Агафья Иосифовна активно участвовала в организации первых воскресных школ, и вслед за мужскими, 31 января 1860 года открыла первую подобную женскую воскресную школу. Вот что писал тогда инспектор Второй киевской гимназии Михаил Чалый: «Во 2-ю гимназию собираются по воскресениям девочки: их взялись учить классные дамы соседнего пансиона m[adame] Нельговской».

Свой пансион Агата Нельговская удерживала 12 лет. В письме к матери Михаил Драгоманов от 16 августа 1864 года сообщал, что «Нельговская передает пансион Ольге
Софроновне, а сама оставляет себе только звание»

ЗДАНИЕ

       Общественный деятель, один из организаторов и лидеров кооперативного движения в России ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИЖНЯКОВ (1871- 1949) указывал, что пансион помещался на углу Университетского бульвара(теперь б.Т. Шевченко, 16) и улицы Большой Владимирской, в доме, принадлежавшем доктору медицины, профессору Киевского университета Николаю Илларионовичу Козлову (1814-1889), который «был мало приспособлен для учебного заведения»

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

       В короткий срок А.Нельговская сумела превратить свое учебное заведение в образцовое. При этом она часто уменьшала цену для детей из бедных семей, а процент бесплатных учениц никогда не был меньше 10 человек.

Пансион был полузакрытым учебным заведением, поэтому учениц отпускали к родным только на праздники и вакации(каникулы).
        В письме к литературоведу Петру Одарченко 22 февраля 1970 года Изидора Косач-Борисова, ссылаясь на рассказы своей мамы Ольги Косач, писала, что пансион Нельговской - « была хорошая средняя школа, где был хороший состав учителей и более широкие программы, чем в «институте» и дух господствовал в пансионе более «просвещенный».

Срок обучения составлял 5 лет.

        Обучение включало стандартный перечень дисциплин: русский, французский и немецкий языки и литература, история, география, естествознание, физика, педагогика, чистописание и рисование.
        Кроме того обучали воспитанниц светским манерам, танцам, музыке и рукоделию.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

      Как опытный педагог и организатор, Нельговская постаралась привлечь в свое учебное заведение лучших киевских педагогов.К преподаванию в пансионе были приглашены:

       В 1859—1863 годы учитель географии в пансионе - историк, фольклорист, литературовед, критик, публицист и общественный деятель , профессор Софиевского университета (1889) МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ДРАГОМАНОВ (1841 – 1895).
        Родился на Полтавщине, в семье литератора и переводчика, коллежского асессора Петра Акимовича Драгоманова(1802-1860) и дворянки Елизаветы Ивановны Драгомановой (рожденная Цяцка; 1821-1895).
         Окончил Полтавскую гимназию. В 1859 году поступил на историко-филологический факультет Киевского университета.
        В 1870 году защитил магистерскую диссертацию на степень магистра общей истории и получил от Киевского университета направление в научную коммандировку за границу. Вместо запланированных двух лет пробыл там почти три, посетив за это время Берлин, Прагу, Вену, Флоренцию, Гейдельберг, Львов.
        После возвращения в Киев - приват-доцент и доцент университета. Одновременно,  участвовал в  работе Киевского отделения Географического общества, как фактический редактор газеты «Киевский телеграф», комментатор(вместе с Владимиром Антоновичем ) «Исторических песен малорусского народа».      
        В 1875 году навсегда оставил Россию и поселился в Швейцарии, где основал в Женеве украинскую типографию, «Женевский кружок», издавал журнал «Громада» (1878–1882). В эмиграции проводил обширную научную и публицистическую работу, редактировал журнал.
       В 1889 году приглашен преподавать на кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета Софийского университета (Болгария).
         Один из его студентов, в будущем зять, а еще болгарский ученый и дипломат Иван Димитров Шишманов(1862-1928) вспоминал: «Драгоманов очаровывал слушателей своим красноречием и осведомленностью, невероятной памятью, живость мысли. Лекции пролетали для слушателей как одно мгновение... Он излагал студентам неимоверное количество исторических фактов, сравнивал их, но окончательные выводы вслух не делал, предоставляя такую возможность ученикам.»

Преподавал географию в пансионе- писатель и педагог ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СУДОВЩИКОВ (1830-1869)
        Окончил Черниговскую гимназию и филологический факультет Харьковского, а затем филологически-философский факультет Гейдельбергского университета в Германии.
        Учительствовал в Нежинском лицее.
        В начале 1860-х годов переехал в Киев, где преподавал русскую словесность во 2-й мужской гимназии.
        Во второй половине 1860-х годов примкнул к украинскому движению, вошел в Киевскую «громаду», где активно выступал за составление украинского словаря и инициировал работу над украинской грамматикой.
        В 1866 году был сослан в Костромскую губернию, где скоропостижно умер от чахотки.
        Автор одной из первых грамматик украинского языка.
        Учившаяся у него Елена Пчилка отмечала: «Лекции его были вполне оригинальны, занимающие, развивающие»,- и добаляла «он Был человек большого ума и очень высокого образования»

УЧЕНИЦЫ

        Общественно-культурный деятель, переводчица, художница, жена Михаила Драгоманова - ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА ДРАГОМАНОВА (в девичестве Кучинская;1842-1918)
        Была разносторонне образована, в 1860-е годы выступала на сцене как актриса- любительница, блестяще играла на фортепьяно, переводила и популяризировала в российских журналах произведения украинских писателей, занималась исследованиями в области украинского языкознания.
        В «Вестник Европы» за 1874 год было напечатано в соавторстве с мужем ее исследование «Народные наречия и местный элемент в образовании».        
        В первой половине 1870-х г. была инициатором создания Общества дневных приютов-школ для детей рабочих в Киеве.
        В 1876 году из-за запрета Михаилу Драгоманову преподавать в университете, выехала с семьей сначала в Вену, а затем в Женеву (Швайцария).
        После смерти М. Драгоманова, когда из-за траура не могла играть на фортепьяно, начала учиться рисовать, обнаружив незаурядные способности.
        После основания (1893 г.) с дочерью Лидией Болгарского музыкального и художественного общества, участвовала в выставках, экспонируя свои картины.
        Другой зять - Иван Труш- экспонировал ее рисунки на выставке во Львове.
        В 1899 г. по приглашению Олены Пчилки переехала в Киев.Активно участвовала в деятельности Киевского литературно-артистического общества.

        Весной 1866 года с отличным аттестатом окончила пансион- украинская писательница, поэтесса, переводчик со славянских языков, фольклорист, этнограф, издатель и журналист, общественный деятель, член-корреспондент АН УССР (с 1925); сестра Михаила Драгоманова, мать поэтессы Леси Украинки- ОЛЬГА ПЕТРОВНА КОСАЧ (урожденная Драгоманова; литературный псевдоним Олена Пчилка;1849-1930)
         Родилась в семье небогатого помещика, дворянина, литератора и переводчика, коллежского асессора Петра Акимовича Драгоманова(1802-1860) и дворянки Елизаветы Ивановны Драгомановой (рожденная Цяцка; 1821-1895).
         Отец- Петр Драгоманов окончил Петербургское училище правоведения и был человеком широких интересов: имел литературный талант (печатал стихи и рассказы в столичных альманахах и журналах), знал несколько языков, занимался переводами, , собирал украинский фольклор и этнографические материалы, хорошо рисовал.
         «Учил нас грамоте и вообще всей начальной книжной «премудрости»,- вспоминала Елена Пчилка,- наш папа. Он же заботился и о том, чтобы мы еще с детства знакомились с лучшими авторами: давал нам Пушкина, Лермонтова, Гоголя»
         После смерти в 1860 году отца, её опекой занялся брат Михаил, который был на восемь лет её старше. Именно он в 1861 году определил Ольгу учиться в пансион А.Нельговской.
         Ольга блестяще владела пятью иностранными языками, в том числе французским и немецким, хорошо знала зарубежную и русскую литературу, прекрасно рисовала и разбиралась в музыке, даже написала музыку к народной песне «Без тебя, Олеся... ».
          В 1868 году вышла замуж за юриста и просветителя, в будущем действительного статского советника ПЕТРА АНТОНОВИЧА КОСАЧА (1841-1909).
           Этнограф, писатель, литературовед и общественная деятельница, одна из основательниц украинского женского движения, выдающийся педагог СОФИЯ ФЁДОРОВНА РУСОВА (1856 -1940) вспоминала: «Когда мы узнали, что Ольга помолвлена с волынским мировым посредником Петром Косачем, который не только был старше на восемь лет, но имел скромную внешность и тихий нрав, это всех удивило. Значительно позже я оценила Петра Антоновича. Это был человек таких крепких убеждений, такой прямолинейный и благородный в общественном поведении, такой приязненный к людям, что мне тоже ясно, почему умная Ольга выбрала именно его».
         Свой творческий путь Ольга начала с переводов поэтических произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. В 1876 году в Киеве вышла ее книга «Украинский народный орнамент», которая принесла Олене Пчилке славу первого в Украине знатока этого вида народного искусства; в 1881 году вышел сборник переводов из Н.В.Гоголя и А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Украинским детям»
         В 1906-1914 годах - издавала журнал «Родной край», приложение к нему - «Молодая Украина»(1908-1914). Все свое литературное наследие (стихи, басни, рассказы, пьесы, фельетоны) остроумно называла россказнями.
         Ольга Петровна возглавляла литературное отделение Киевского литературно-артистического Общества(КЛАО), занималась организацией литературных вечеров и концертов и выступала с докладами не только об украинских, но и о русских (А.С. Пушкин, С.Я.Надсон) и польских (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий) поэтах. Под её руководством, Общество на протяжении своего существования вело активную издательскую деятельность.
        В 1903 году на открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве Олена Пчилка выступила на украинском языке, нарушив установленный царской властью категорический запрет.
        В 1905 году была среди четырех делегатов украинской интеллигенции в Санкт-Петербурге на переговорах с царским премьером графом Сергеем Витте добивалась отмены многолетнего запрета на украиноязычные печать и образование.
        Ольга Косач автор интересных публицистических, литературно-критических статей, а также воспоминаний: о Михаиле Старицком, Марко Кропивницком, Евгении Гребенке, Николае Лысенко, Михаиле Драгоманове, а также «Автобиографии» (1930).

          Ученицей пансиона была родная сестра композитора Николая Витальевича Лысенко(1842- 1912) СОФИЯ ВИТАЛЬЕВНА СТАРИЦКАЯ (урожденная Лысенко;1849-1928);
          Отец - Виталий Романович- был полковником Орденского кирасирского полка.
          Мать- Ольга Еремеевна- происходила из полтавского помещичьего рода Луценко.
          В годы учебы Софии в пансионе, вспоминала Ольга Косач, Николай «так же, как и мой брат, приходил навестить свою сестрицу Соню».
          В 1862 году , недоучившись в пансионе, София вышла замуж за поэта, драматурга, прозаика, переводчика,актера, режиссера, организатора профессионального украинского театра,автора прославленной комедии «За двумя зайцами» Михаила Петровича Старицого (1840-1904)
         После смерти родителей Старицкого, опекуном Миши стал двоюродный дядя (двоюродный брат его матери) Виталий Романович Лысенко. В этом уютном и гостеприимном доме говорили на украинском, английском, французском, немецком, русском языках, царила теплая семейная атмосфера, к Михаилу относились, как к собственному ребенку. Неудивительно, что в дальнейшем жизненные и творческие судьбы троюродных братьев Николая и Михаила тесно переплелись.
        Михаил выступал в самодеятельности, вел работу в театрах, писал либретто к операм, Николай - музыку. Мало кто знает, что автор слов песни «Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная», которую многие считают народной,- Михаил Старицкий, а музыку написал Николай Лысенко.
Не удивительно, что между Михаилом и Софией, которая была младше его на 14 лет, вспыхнула любовь, и несмотря на недовольство семьи (они даже хотели бежать, если им запретят быть вместе), они поженились. Свадьба была скромной. Молодым пришлось уговаривать сельского священника, чтобы их обвенчал, так как невесте было  только 14 лет. Брак Михаила с Софией не только не помешал, но ещё больше укрепил дружбу будущих деятелей украинской культуры.
          Познее Михаил Петрович любил повторять, что в Лысенковой семье он получил все, что может только пожелать себе человек: родных, которые заменили ему рано умерших отца и мать, редкую дружбу-побратимство и нежную, преданную сестру-супругу. Ранний брак оказался прочным и счастливым. Через год у молодоженов родилась дочь Мария.
Часто навещавший Старицких сын Николая- Остап вспоминал: «Титонька моя,
Софья Витальевна, став невестой своего кузена, сохранила до старости наивно-восторженную любовь к нему. Заботливая хозяйка, она все делала добротно, без суеты, что как нельзя лучше уравновешивало темпераментного, увлекающегося Михаила Петровича. Помнится мне моя тетя дородной, уже в летах, но все еще подвижной, с неизменной доброй улыбкой»
Как и её старший брат Николай, София прекрасно разбиралась в музыке, неплохо пела и играла. Когда в 1862 году богатые родственники Старицкого по линии отца, уезжая за границу, передали ему в наследство село Лыбихивка, в котором были прекрасный дом и огромная библиотека, молодые поселись там. В Лыбихивке Михаил написал свою первую пьесу «Гаркуша», Николай создал музыку к ней, и все трое устроили домашний спектакль. Софья пела, исполняла роль Сотничихи, Михаил играл Сотника, а Николай аккомпанировал.

        Образование получила в пансионе благородных девиц A. Нельговской, по окончании которого ее оставили воспитательницей в младших классах АННА ИВАНОВНА СУДОВЩИКОВА (рожденная ХОЙНАЦКАЯ)
       Крестная мать Ольги Косач(в браке Кривенюк; 1877-1945)
        В 1866 году вышла замуж за преподавателя пансиона Евгения Судовщикова.
        После ареста мужа, в ссылку уехала с ним.
         После смерти Евгения  вернулась в Киев и некоторое время жила в семье Драгомановых.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

    1.П. П. Ротач . Григоренко Грицько / / Энциклопедия современной Украины:: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=27093
    2.Татьяна ПОЛИЩУК «Судьба Михаила Старицкого и его потомков»     3.Юрий Хорунжий «Большая Родословная» https://zn.ua/SOCIUM/bolshaya_rodoslovnaya.html
    4.Остап Николаевич Лысенко «Микола Лисенко»(Литературная обработка Бориса Хандроса) http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/304262?format=read
    5.Валентина Іскорко-Гнатенко « Маловідома сторінка біографії Олени Пчілки (Перший Київський період)»


Рецензии