Встреча цивилизаций что реинкарнирует?
Первая половина названия заметки происходит из оценки, которую дал академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин встречам Его Святейшества Далай Ламы XIV с учёными (см., например, мои проекты 3 и 4). К.В. Анохин считает, что он и его коллеги встретились с другой цивилизацией [1]. Вторая половина проистекает из одного из самых, по-моему, сложных вопросов буддизма: если нет «я», то кто или что реинкарнирует – который я, разумеется, не собираюсь обсуждать, а только приведу, во-первых, мнение Анохина в связи с тукдамом (см. проект 3) и, во-вторых, неожиданное для меня и очень важное в данном контексте мнение ламы Сонам Дордже.
Тукдам - это так называемая посмертная медитация, когда тело практика не разлагается после остановки сердца и дыхания в течение длительного времени. Согласно тибетскому буддизму, практик в это время находится в состоянии сознания ясного света смерти, которое не позволяет телу разлагаться и которое затем переходит в новое тело: «Вопрос в том, что это за реальность, как ее объяснить. Так, как ее объяснили две с половиной тысячи лет назад, когда не было никакой науки в нашем современном понимании? Или это, может быть, что-то совсем другое? Может быть, когда мы растворяемся в этом состоянии, мы достигаем не самого высокого уровня, а наоборот, самого базисного, животного? Оно может быть очень положительно и важно, но в этом состоянии мы как бы теряем свою личность, чтобы опуститься на самые ранние этапы эволюции сознания», - предположил Анохин» (15.06.24. «Академик Анохин: буддийские практики позволяют достичь особых состояний сознания» (savetibet.ru)).
В связи с мнением К.В. Анохина о том, что в тукдаме практик как бы теряет свою личность, приведу мнение о несохранении после смерти индивидуальности перерожденцев (тулку) первого российского ламы, Сонам Дордже (aka лама Олег, в миру бывший О.П. Поздняковым, ученик Тулку Ургьена Ринпоче (1920-1996), его сыновей и др.), которое он высказал в недавнем интервью («Сострадание, сиддхи и жребий боддхисаттв». 23.05.24, ютуб, lamaoleg.com). Конкретно о тукдаме речь не шла, вопрос был поставлен более общо: «Как реализованные практики — тулку — сохраняют свою индивидуальность, проходя через бардо дхарматы, и что перевоплощается из жизни в жизнь?» (1:04:28). Лама Олег считает веру тибетцев в своих тулку тибетским фольклором: у них такая культура, что им нужно, чтобы их реализованные мастера перевоплощались у них же. Он полагает, что реализованный практик расстается со своей индивидуальностью в смерти, но не нисходит в животное состояние, как предполагает академик К.В. Анохин, а восходит в высшие миры, откуда по запросу отсюда может быть послана соответствующая эманация. Т.е. в двух словах: эманация вместо реинкарнации тулку…
Расставание со своей индивидуальностью, похоже, в какой-то мере происходит уже при жизни, т.к. в недвойственном восприятии, которое достигает реализованный мастер, нет различия между мной и другими…
В этом же интервью был задан ещё более драматический, если не трагический, вопрос для махаянистов: «Может ли бодхисаттва деградировать и забыть о своих воплощениях» (1:16:26). Ответ положительный и был приведен конкретный пример…
[1] Кукаров А.Ю. К.В. Анохин, Т.В. Черниговская и дзогчен. Проект 4, proza.ru.
Свидетельство о публикации №224070300702
Забыл, что вчера был Всемирный День НЛО. В честь этого праздника хочу добавить к заметке, что, введя эманацию вместо реинкарнации для реализованных мастеров, лама Сонам Дордже окончательно и бесповоротно подтвердил мою идею о том, что тибетские буддисты испокон веков своими высшими достижениями поддерживают контакт с буддийскими «инопланетянами». Шутка, в которой, как и во всякой шутке, есть доля шутки.
Александр Кукаров 03.07.2024 17:13 Заявить о нарушении