Кино - тотальная манипуляция?

Посмотрите на снимок в заставке – узнаете себя? А ведь это именно вы, ну, хорошо, с поправкой на пол, возраст и гардероб, и в кинотеатре.

Как так?! Всё очень просто. Говоря словами Александра Адабашьяна: «Театр — это когда вы смотрите, а кино — это когда вам показывают». Что это значит?

«Лишь» то, что на время просмотра вами кино (в любом его формате – от короткого ролика различных жанров до полнометражного фильма) на месте вашей головы оказывается камера оператора. Это в плане визуальном, а теперь добавьте сюда цвет, различные ракурсы, резко или плавно меняющиеся планы (крупный, средний и др.), а поверх всего этого звук, игру актеров, СМЫСЛЫ и …

И вот она - «магия кино». Зажав нашу голову в мягких (хорошо, если мягких!) руках авторы кино вертят ею как им заблагорассудится. Мы то считаем, что просто прямо смотрим на экран, но ... это иллюзия.

Это в театре мы можем следить за разными персонажами или даже атрибутами постановки, в кино мы всего этого лишены, мы оказываемся с «шорами» на глазах. Это то, что в кино называется авторский кинематографический язык режиссера. 

Оказываясь во власти режиссера фильма и его команды (цеха художников, операторов, осветителей и других) мы перемещаемся в иное измерение, мало того, нас словно прокручивают и вдавливают в те визуальные (пока о них) образы и эффекты, которые фиксирует камера.

Что остается зрителю? Выбор невелик – либо, что называется, «расслабиться и получать удовольствие», либо страдать, сожалея о потерянных деньгах и времени. Всё, конечно же, зависит от того в какую реальность нас погрузили. А в ней от того, какие образы и картины нас по факту заставили воспринимать.

P.S. Выражаю свою искреннюю благодарность своему племяннику режиссеру Индару Джендубаеву, его студентам и слушателям, занятия которых я «подсмотрел» в Интернете, что дало возможность глубже понять интереснейшее «закулисье» процесса создания кино и, надеюсь, обогатило сам процесс его восприятия. 


Рецензии