Якорь - термин, этимология
Ко дну морскому корабль приковал
П. А. Катенин. Грусть на корабле:
«Ветр нам противен, и якорь тяжелый...» (1814)
1) Общее
Главной характеристикой любого якоря является - держащая сила. Это отношение силы, требуемой для смещения горизонтально лежащего якоря, к его массе (кг), мера инертности тела. Держащая сила и удерживающая способность якоря определяются несколькими факторами: массой, материал и конструкция самого якоря, а также параметрами и особенностями грунта. Следовательно, Якорь должен быть Тяжелым по отношению к кораблю, удерживать его на воде в определенном положении.
2) Находки каменных якорей
Русское Географическое Общество. Астраханское отделение. Уникальный Археологический артефакт разместят в Астраханском Кремле. 10.6.2021 г., (сокращена); https://www.rgo.ru/ru/article/unikalnyy-arheologi...
Каменный якорь был обнаружен осенью 2019 г. астраханскими охотниками в 2 км к югу от с. Затон, на левом берегу реки Кизань в Камызякском районе. ... На сегодняшний день это первая подобная находка среди известных в дельте Волги.
Каменный якорь имеет длину около 120 см, ширина варьирует от 65 до 70 см. Высота блока — от 44 до 40 см. В головной части якоря имеется округлое сквозное отверстие с внутренним диаметром около 10 см ...
Близкие астраханскому каменному якорю по форме и размерам якоря находили при подводных работах на Средиземном и Черном морях, где они использовались еще в III—I тыс. до н.э. Обнаруженный в дельте Волги каменный якорь близок к одному из типов «дербентских» якорей ...
Основное отличие «астраханского» якоря от «дербентских» в его большом весе (около полутонны) и материале изготовления – песчанике, а не ракушечнике.
Факт широкого применения камня для изготовления якорей и конструктивная близость дербентских, азербайджанских и волжских находок с якорями позволяет говорить об общности и единых традициях в морском деле западного и северного побережья Каспийского моря в IX—XIII вв. А в истории Астраханского края этот период был как раз временем активного функционирования Волжско-Каспийской водной магистрали.
В географических сочинениях IX-XII вв. (Ибн Хордадбеха, Аль Истахри, Ибн Хаукаля, Ибн Русте, Абу Хамида аль Гарнати, Гардизи, Ибн Фадлана, Масуди) имеются сведения о систематических корабельных караванных связях по Волге и Каспию в предмонгольский период и о главных торговых центрах в низовьях Волги этого времени — городах Хамлидже (Итиле) и Саксине.
Вероятно, в VIII-IX вв. хазары построили первые на Волги населённые пункты, служившие ориентирами для торговых караванов во время их переходов через волжские протоки Бахтемир, Старая Волга, Болда и Бузан... Важность находки каменного якоря, с одной стороны, удревняет время образования хазарами первых поселений в дельте Волги с IX на VIII в. ...
3) Форма якорей
а) ЭСБЕ: "Якорь корабельный. — Наиболее древний тип якоря — это так назыв. адмиралтейский Я., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его".
б) Каменные якоря
Исследователи выделяют типы: каменный якорь с одним отверстием, каменные якоря, имеющие по два отверстия. Верхнее отверстие на всех якорях этого типа прямоугольное и является рымом — отверстием для привязывания каната. Нижнее отверстие служило для забивки деревянного кола, который затачивался с двух сторон и выполнял таким образом функцию рога — лапы, который, цепляясь за грунт, увеличивал держащую силу якоря. Каменный якорь с тремя прямоугольными отверстиями. Верхнее отверстие использовалось для привязывания каната, а в оба нижних отверстия вбивались деревянные колья, выполнявшие функции рогов — лап якоря. Их находят в районах финикийских поселений. Модернизация состояла в том, что помимо одного или двух отверстий, в которые продевался канат для подъема, финикийцы стали проделывать еще ряд отверстий в полости камня, куда вбивались деревянные остро заточенные колья. Когда камень ложился на дно, колья зарывались в грунт. Источник: https://derbentmuseum.ru/news/kamennyj-yakor-koll...
в) Окоровков А.В. Деревянные якоря со свинцовыми штоками; https://cyberleninka.ru/article/n/derevyannye-yako...
Появление деревянного якоря со свинцовым штоком (утяжеление) в Средиземном и Черном море относят к VII-IV вв. до н.э., использовали: греки, римляне, этрусски, финикийцы и карфагеняне примерно до IV в. н.э.
* Справка, ЭСБЕ: "Шток (стержень) — поперечина якоря; делается на якорях обыкновенно (адмиралтейского типа) из дерева или железа; при падении якоря на грунт Ш. не дает ему лечь плашмя и заставляет лапу якоря зацепиться за грунт".
в) Железные якоря
+ Железные Т-образного типа византийские якоря известны со II в. до н.э. Находки в Крыму, Керченском проливе, в основном малого размера и весом 50-70-100 кг. Возможно летопись "Повесть временных лет" под термином "якоря" (ЯКОРЯ) имеет в виду именно железные якоря. Якорное производство в России получило развитие в период Петра I с развитием строительства крупных военных кораблей.
+ Иконография; «Таинственный образ святых нашей (православной) Церкви». Икона. Монастырь Зографос (болгарский). Гора Афон. Подпись на (болгарском) церковнославянском языке с добавлением греческого. 1817, на основе прототипа XVII века.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%...
4) Термин "якорь" в церковнославянском языке
* Повесть временных лет по Ипатьевскому списку (1110-е); "хот;(т). а иже придуть гостье да емлють [млють] месячину. на. ... и хлебъ и вино и мяса и рыбы. и овощемъ. и да творять имъ мовь (ивр. вход). елико хотять. и поиду же русь домови. да емлю(т) оу цр(с)я вашего на путь брашно. и якоря и оуж[а]. и [пре]. и елико надобе".
* Пчела (XI—XIII вв.): "Плоутар(х). Ни корабль единомъ якоремъ спсться, ни се житье единою надежею".
* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500—1503): "Лодии же стоящи на якори, велми обуреваеме, и нам отчаявшимся живота".
* П. А. Толстой. Путешествие по Европе (1699): "А будет поворотится от того места назад фортуна кого не допустит, и в то время суды ставят на три или на четыре якоря и сохраняются с великим утверждением, чтоб в великой ветр и блиско того места не приступать".
* Распоряжение об отправлении из Астрахани в Персию царских послов, князя Григорья Тюфякина с товарищами, и послов персидских (1625.08.29): "Да посломъ же государевымъ и Кизылбашскимъ и гостю Томилу Тороканову съ товарыщи велено дати на бусы (большой корабль) вожей и кормщиковъ и носовщиковъ, сколко человекъ пригоже, которые бъ въ Кизылбаши морской ходъ знали и напередъ сего въ Кизылбашехъ бывали; да на бусы жъ велено дать по четыре якоря, ..."
* Холмогорская летопись (1540—1560): "[1555] Тое ж зимы приде весть царю великому князю от заморские корелы, сказали, что нашли они на Мурванском мори два корабля, стоят на якорех в становищах, а люди на них все мертвы, а товару, сказал, на них много".
5) Обобщение и вывод
Термин "якорь" используется в языках: русский, белорусский, татарский, удмуртский, украинский, чувашский, казахском, коми. Все другие морские и речные народы используют греко-римский термин "ankyra-anchora" в различных вариантах или свои термины.
Скорее всего, специальный термин сформировался в системе гигантских рек: Днепр, Дон, Волга, Урал, Кама впадающих в Черное, Азовское и Каспийское море; на водных путях, где происходил торговый обмен "из варяг в греки", из "варяг в хазары".
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи библейскими образами и терминологий. Главная характеристика "якоря" - его масса (вес), позволяющая удерживать судно в нужной точке реки или моря. Якорь должен быть тяжелым.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск. ЯКОРЬ = ивр. ЙАКАР быть тяжелым, стягиваться.
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3365. Оригинал: ЙАКАР. Произношение: йакар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. быть тяжёлым, т. е. трудным; 2. быть дорогим или драгоценным; 3. быть почётным, прославляться. E(hi): 1. делать редким, нечастым; 2. делать дорогим или драгоценным.
* Штенберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 192; "ЙАКАР стягиваться, сплачиваться, посему стать тяжелым, быть тяжелым".
* Словарь Таргумим, Бабийского и Иерусалимского Талмуда и мидрашистской литературы. Маркус Ястров, 1903; ЙАКАР быть тяжелым, весомым, дорогим; делать тяжелым.
* Словарь Кляйна, (ЙАКАР). Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.; ЙАКАР - был тяжел; арам. ЙКАР (= был тяжелым...).
Таким образом, русский термин "якорь" образован от термина библейского иврита ЙАКАР быть тяжелым. Характеризует предмет со стороны массы (веса), т. е. способности удерживать судно в нужном месте водной акватории: бухты, залива, побережья.
Кишинев, 13.7. 2024 г.
Свидетельство о публикации №224071400239