О топонимике Красноярского края

Начало книги
Топонимикой называют вспомогательную научную дисциплину, изучающую географические названия. Совокупность же собственных географических имён какой-либо страны или местности называют топонимией этой территории.
Поскольку географические названия – это часть словарного состава языка, подчиненная определённым языковым закономерностям, топонимика является частью лингвистики. Географические названия весьма устойчивы, сохраняются надолго, становясь своеобразными историческими памятниками, поэтому топонимика в известной мере принадлежит истории, источниковедению. По сохранившимся древним названиям можно изучать историю региона, предполагать какие именно племена и народы её населяли ранее, даже если никаких материальных свидетельств их пребывания не осталось или не найдено, или найдено, но в очень ограниченном количестве.
Виды топонимов
Наряду с обобщающим термином «топонимика» (topos – место, onyma – имя) употребляются также термины:
1. Оронимы,
2. Гидронимы,
3. Ойконимы,
4. Имена растительных сообществ: лесов, парков, лугов, степей, сенокосов.
Оро;ним — собственное название любого объекта рельефа земной поверхности: как выпуклого (гора, горный хребет, холм), так и вогнутого (долина, овраг, ущелье, котлован), то есть любого орографического объекта; класс топонима. Нередко в литературе ошибочно суживают содержание термина «ороним» только названиями гор и хребтов. Совокупность оронимов именуется оронимией, примеры: оронимия Белоруссии, оронимия Крыма.
Закономерности возникновения, развития и функционирования оронимов изучает оронимика — подраздел топонимики.

Ойко;ним — название населённого пункта, вид топонима. Собственное имя любого (начиная с отдельно стоящего дома) селения или урочища, в том числе сельских (комонимы) и городских (астионимы) поселений.
Поскольку названия некоторых городских улиц образованы от исторических названий бывших на этом месте сёл и деревень, то в ойконимию иногда включают и названия улиц.
Гидро;нимы — один из классов топонимов — названия водных объектов. Соответственно, гидрони;мика — раздел топонимики, изучающий гидронимы, закономерности их возникновения, развития, функционирования. Следует различать гидронимику как раздел топонимики и гидронимию — совокупность гидронимов, выделенных по определённому критерию, например, гидронимия Поочья, гидронимия Верхнего Поднестровья, гидронимия «Книги Большого чертежу», гидронимия на –ова.
Разновидности гидронимов:
гелонимы — собственные имена болот, заболоченных мест;
инсулонимы — собственные имена островов;
лимнонимы — названия озёр, прудов;
пелагонимы — названия морей;
потамонимы — названия рек.
В гидронимах устойчиво сохраняются архаизмы и диалектизмы, они часто восходят к языкам-субстратам народов, живших на данной территории в прошлом, что позволяет использовать их для определения границ расселения этнических общностей (например, славян в Европе или финно-угорских в Европейской части России).
Топонимика Восточной Сибири, в том числе Красноярского края, в целом неоднородна, так как на ее образование существенное влияние имели обширная площадь территории, исторические особенности заселения, природные условия и национальный состав постоянного населения. 
Здесь много гидронимов, но сравнительно мало названий поселений. Заселение Восточной Сибири русскими шло с запада на восток главным образом по линии старого Иркутского тракта и Сибирской железной дороги. Русскоязычное заселение Восточной Сибири шло с запада на восток главным образом по линии старого Иркутского тракта и Сибирской железной дороги. Левее и правее этих двух линий подавляющее большинство названий имело (а во многих местах и сейчас имеет) отношение к языкам народов и племен местного сибирского происхождения: тюркским, эвенкийским, финно-угорским, к языкам самодийской и алтайской семьи народов. 
Русские топонимы Восточной Сибири также несколько отличаются от русских названий Европейской части РФ. На них оказали влияния географические термины смешанного русско-туземного происхождения. Старинные русские названия поселений говорят о том, что первыми русскими поселенцами здесь были выходцы с севера Европейской части СССР.
Гидронимия Восточной Сибири представляет собою громадный и богатый материал, ещё слабо обработанный и мало изученный. В то же время, по-видимому, именно он может помочь в воссоздании истории древних жителей Восточной Сибири, поскольку эти народы не оставили летописных материалов, и топонимические данные – почти единственные свидетельства предыстории народов Сибири. Особый интерес представляют названия крупных рек, сохранившиеся куда лучше, чем названия малых рек.
Эвенки давали названия высотам по имени начинающихся на их склонах рек. Это позволяет предполагать, что речные названия послужили основой всех географических названий первобытных народов Сибири. Географическая терминология, относящаяся к рекам восточной Сибири, очень разнообразна. Водотокам даются различные названия:
ула (большая река) – Тумен-ула, Гирин-ула; бира (река меньших размеров) – Хурхе-бира; окит (ручей) – Ум-окит, Окит-окит; канн (приток, сын реки) – Ангара-кан, Витим-кан, Моейро-кан, Уркан и др.
Коренная субстратная топонимии Восточной Сибири постепенно теряет свои отличительные черты. Местные, якутские или эвенкийские, названия трудны для произношения русскому человеку, да и количество их не увеличивается. Низкая плотность населения не способствовала прочному закреплению нерусских топонимов. В то же время в Сибири очень быстро растут новые города и села, которым даются обычно более простые, чаще всего русские, названия. Так топонимия Восточной Сибири становится все более русской.
В связи с большим разнообразием природы и национального состава населения Восточная Сибирь может быть подразделена на несколько топонимических подрайонов.

Русские топонимы Восточной Сибири также несколько отличаются от русских названий Европейской части РФ. На них оказали влияния географические термины смешанного русско-туземного происхождения. Старинные русские названия поселений говорят о том, что первыми русскими поселенцами здесь были выходцы с севера Европейской части СССР.
Гидронимия Восточной Сибири представляет собою громадный и богатый материал, до сих пор недостаточно обработанный и мало изученный. В то же время, именно он может помочь в воссоздании истории древних жителей Восточной Сибири, поскольку топонимические данные народов, не имевших письменности, почти единственные свидетельства предыстории этих народов Сибири. Особый интерес представляют названия крупных рек, сохранившиеся куда лучше, чем названия рек малых.
Эвенки давали названия высотам по имени начинающихся на их склонах рек. Это позволяет предполагать, что речные названия послужили основой всех географических названий первобытных народов Сибири. Географическая терминология, относящаяся к рекам Восточной Сибири, очень разнообразна. Водотокам даются различные названия:
ула (большая река) – Тумен-ула, Гирин-ула; бира (река меньших размеров) – Хурхе-бира; окит (ручей) – Ум-окит, Окит-окит; канн (приток, сын реки) – Ангара-кан, Витим-кан, Моейро-кан, Уркан и др.
Коренная субстратная топонимии Восточной Сибири постепенно теряет свои отличительные черты. В связи с большим разнообразием природы и национального состава населения Восточная Сибирь может быть подразделена на несколько топонимических подрайонов.
Почти повсеместно встречаются в Восточной Сибири эвенкийские названия. Их ареал намного превышает размеры территории, где сейчас живут эвенки. «Принимая факт нахождения в данной местности тунгусских названий за доказательство настоящего или прежнего обитания тунгусов в этой области, - пишет В.Г. Шостакович, - получаем поразительную картину их распространения. Во всей громадной области материка Азии, границей которой, с одной стороны, является Тихий океан, а с другой – линия, проходящая от устья реки Ялу (Корея) к южной оконечности озера Байкал, затем течение Ангары и Енисея, почти повсюду в большом количестве встречаются реки с тунгусскими названиями (с окончанием кан, окит)».   
Многие на первый взгляд русские названия при тщательном анализе оказываются эвенкийскими по происхождению. В Восточной Сибири сформировались свои местные эвенкийские топонимические типы. Для эвенкийских топонимических типов характерно в отличие от ряда других (например, якутских или финских) названий отсутствие при собственных географических названиях номенклатурных терминов со значением «река», «озеро», «вода», «гора». Эвенкийские топонимы образуются чаще всего путем суффиксации. Типично эвенкийские суффиксы:
-нга, -нгна, -мба, -мжа ( Хатанга, Быранга, Долингна, Селемжа, Томба, Немба, Селенга и др.).
В одной из работ по изучению топонимики Сибири написано следующее: «Старинные русские названия поселений на севере Восточной Сибири говорят о том, что первыми поселенцами здесь были выходцы с севера Европейской части России». Позволю себе следующее уточнение: любые местные географические названия рождаются не произвольно по хотению первого встречного, а являются результатом вошедшего в стойкую привычку многолетнего использования названия  местным населением, говорящим на языке, понятном от мала до велика всему местному национальному населению. От того, что вы пришли и назвали некий объект так, как захотелось , это место этим словом, которого местное население в упор не знает, называться не станет, как бы оно ни выпячивалось начальством. Местная топонимика рождается естественным путем на основе того языка, на котором столетиями и тысячелетиями говорит местное население. И русские названия на севере сохранились не потому, что русские оказались там первыми, а потому что их там, в безлюдных холодных местах, оказалось гораздо больше, чем местных охотников или рыболовов. Топонимика, как одна из наук о земле,  рождается неспешно - путем естественного отбора слов.
В северной и средней части Красноярского края нерусский топонимический пласт представлен эвенкийскими и кетскими названиями. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе языков. Безусловно, что этот язык был ранее широко распространен по всей Восточной Сибири. Кетский язык принадлежит к особой изолированной группе палеоазиатских языков. Ареал кетских гидронимов занимает среднее и нижнее течение - от Абакана до Курейки и на запад до Колпашева. Этноним кетов запечатлен в названии реки Кеть, которое было дано русскими поселенцами и первооткрывателями. Можно предположить, что таково же происхождение названия реки Хетты. Как видно, эвенкийского происхождения следующие гидронимы: Хантай(ка), Тутопчан(ка), Эмбичима, Таймура, Катанга, Котуй, Ессей, Енисей и др. кетского происхождения гидронимы Кас, Сым, Томь. Но большинство эвенкийских и кетских гидронимов сильно видоизменены и славянизированы. 
На крайнем севере мы встречаем местные гидронимы из языков энцев, ненцев - самодийской группы, где общим названием реки является термин –яха (Акампияха, Ашаяха, Казакъяха и др.); свою группу образуют нганасанские названия, в которых общий термин для названия реки –бигай или иногда –тари, для названия озера - -турку. В ареале этих терминов типичны названия Барусибигай, Кособигай, Няребигай, Контуда-тари, Эдди-турку и др., юго-восточные, в области проживания долган, на смену им приходят речные названия на –юрях, типичные для Якутии. Иногда существуют двойные названия одного и того же объекта. Немногочисленным русским гидронимам в северной и средней частях Красноярского края нередко сопутствуют названия другого происхождения.
Не следует забывать и о том, что долганский и якутский языки, в том числе язык ессейских якутов, также имеют тюркское происхождение, как и большинство языков начиная от срединной части Красноярского края и до крайнего юга этого сибирского региона.  В целом, тюркские языки наряду с финно-угорскими являются исконно сибирскими языками, на которых местное население общалось на протяжении тысячелетий и, естественно, что огромное число географических названий имеет либо тюркские, либо финно-угорские корни. Помимо них участие в топонимии Восточной Сибири принимал кетский язык – последний живой представитель енисейской языковой семьи. Кеты проживают в основном в таежной части бассейна р. Енисей (Красноярский край).
По топонимии поселений описываемая часть Восточной Сибири может быть разделена на две большие области: Енисейскую и Среднесибирскую. По Енисею и Пясино-Хатангскому пути явно преобладают, а местами и полностью господствуют русские названия поселений, мало связанные с местными гидронимами: Осиново, Ворогово, Назимово, Костино, Ярцево и др. По Северо-Сибирской низменности тянется цепочка русских названий: Дудинка, Черное, Волочанка, Боярка, Жданиха и др.
Названия поселений к востоку от Енисея, в основном на Среднесибирском плато, обычно привязываются к названиям рек, что характерно для мест первоначального освоения территории. В средней Сибири при однообразии растительного покрова и малой выразительности рельефа важнейшими ориентирами служат реки, открывающие пути в труднодоступные места.
Поскольку гидронимы в этой части Красноярского края преимущественно эвенкийские, то многие поселения получили от них эвенкийские (порой искаженные) названия, например, Мурукта, Чирингда, Тура, Учами, Кананда, Байкит и т.д. Кое-где к собственному названию прибавляется характерное усть (устье), отмечающее местоположение поселения в устье реки.
Южная часть Красноярского края отличается по топонимии от его северной части, причем граница между ними проходит примерно по линии Кеть – Пит – водораздел Ангары и Подкаменной Тунгуски. К югу от этой линии резко возрастает число названий тюркского происхождения, появившихся здесь более двух тысяч лет назад.  Очевидно, когда-то примерно по этой линии проходила граница раздела тюркских народов и эвенков. К сибирским тюркским языкам согласно общепринятой концепции относят языки древних тюркских рунических надписей в верховьях Енисея, хакасские, горно-алтайские и родственные им саянские, якутские и карлукско-кыпчакские языки.
Без знания особенностей истории населения той местности, топография которой является предметом изучения, никакое мало-мальски серьёзное научное понимание топонимии региона невозможно.
Принятое в историографии обозначение древнего и средневекового тюркоязычного населения бассейна Енисея и Саяно-Алтая – енисейские кыргызы. Кыргызы Енисея — исторический народ Центральной Азии, гегемон Кыргызского каганата. Один из крупнейших средневековых тюркских этносов, сыгравших значительную роль в этнополитической истории народов Центральной Азии. Енисейские кыргызы были носителями таштыкской, чаатакской, тюхтятской и аскизской культур.
Первым упоминанием об енисейских кыргызах считается запись в «Исторических записках» Сыма Цяня в связи с подчинением их хунну (201год до н.э.) — китайцы говорили о владении Кыргыз, население которого считали смешанным с динлинами. В 2019 г. китайским учёным Ю Тайшаном была предложена новая датировка первого упоминания этнонима «кыргыз». Учёный предположил, что этноним впервые упоминается в эпоху Чжоу (ок. 1045—771 гг. до н.э.) как владение «Цзюаньхан».
Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрок. Первое упоминание этнонима «тюрок», встречающегося в китайских летописях, относится к 542 г. Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.
Основателем государства был Бумын (552 - 553 гг.). В годы правления Мукан-кагана (553 - 572 гг.) и Таспар-кагана (572 - 581 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной и Средней Азии, распространил сферу своего влияния вплоть до Причерноморья.
Первым лицом в государстве тюрок являлся каган - верховный владыка, правитель, военачальник. В прерогативы кагана входило руководство всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства и утверждение старейшин. Он опирался на знать из династийных фратрий. Вторым лицом после кагана был улуг. Высшие титулы в каганате - ябгу, шад и эльтебер принадлежали представителям каганского рода; они были ставленниками и наместниками кагана над вассальными племенами. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Беки - старейшины и представители племен, главная опора аристократического сословия на местах.
Термин "вечный эль тюркского народа" впервые появляется в памятниках древнетюркской (орхонской) письменности VII—VIII вв. Эль рисуется военно-политическим организмом, объединяющим под деспотическим руководством каганов из аристократического рода Ашина различные группировки "собственно тюрок" (турк будун — "тюркский народ") и иные подвластные каганату племена. 
В тамгах правителей енисейских кыргызов и тюрок прослеживаются определенные сходства. По-видимому, предание «Чжоу Шу» было записано со слов современников и родственников Бумын-кагана. Согласно этому преданию, предок Бумына являлся старшим братом правителя государства енисейских кыргызов. По сведениям исторического источника «Некоторые говорят, что предки туцзюе (тюрок) происходят из владения Со, находившегося от сюнну (хунну) на севере…», то есть, в том направлении, которое мы сейчас называем Сибирью.
Обострение социальных противоречий в Тюркском каганате, усугубленное долголетними междоусобными войнами и голодом, наступление Китайской империи Суй (581-618 гг.) на границы каганата, наконец, естественно начавшийся процесс автономизации его районов закончились в 603 г. разделом общетюркского каганата на два самостоятельных - Восточный и Западный.
У ученых нет единого мнения об этимологии слова «Сибирь». Существует несколько версий происхождения, и у каждой из них имеются свои аргументы и обоснования. Но все они подтверждают один непреложный факт: земли к востоку от Уральских гор до Тихого океана называли «Сибирью» еще задолго до появления здесь русских.
Слово «шибир» (Sibir) с монгольского переводится как «болотистая местность, поросшая лесом». Если вспомнить природу южных районов Сибири, то она реально соответствует этой картинке: березовые колки здесь перемежаются с болотами. Любые народы, приходившие в Сибирь с юго-востока, не могли не проходить через подобные болотистые низины.
В некоторых кавказских языках есть созвучные со словом Сибирь мужские имена Сибир, Сибирбек, существует предположение, что от этих личных имен образованы многочисленные тюркоязычные фамилии, например, Сабуров. Лично я – не сторонник, на мой взгляд, легковесной версии о том, что наименование территории в десятки миллионов квадратных километров как-то связано с названием этнической группы, имевшей название то ли «сабыр», то ли «сипыр» и занимавшей микроскопическую в сравнении с Сибирью площадь. Предполагается, что эта группа проживала на берегах Иртыша где-то в районе современного Тобольска… Это равносильно тому, чтобы по названию собачьей будки дать название всей Москве, например, или Нью-Йорку. 
Кстати, очень схожее по звучанию имя Шибир было весьма распространено у множества тюркских народов Сибири…  Гораздо интереснее в этом отношении история возвышения Шибир-хана Тюрк-шада – великого кагана Восточно-тюркского каганата, правившего с 609 по 619 год. Пользуясь крушением китайской династии Суй, он привёл недавно бессильный каганат к необычайному могуществу.
К 615 году безумные авантюры императора Суй Ян-ди довели Китай до крестьянской войны. Скрываясь от проблем, император переехал на север в город Фэнъянгун. Когда Шибир-хану донесли, что император слабо охраняется и находится неподалёку, он решил действовать и напал на него. Однако императора успели предупредить о нападении и он укрылся в крепости Яньмэнь в Великой Стене. Тюрки окружили крепость и постоянно обстреливали её, они сожгли все незащищённые города на севервокруг. На помощь императору двинулись войска Ли Юаня и отогнали тюрок от Яньмэня. Война продлилась до конца 616, но не принесла значительных результатов ни одной из сторон.
В 617 году Суйская империя фактически развалилась и перестала существовать. И тюрки Шибир-хана неожиданно для себя оказались самой могущественной силой в Восточной Азии, а тюркский хан получил реальную возможность завоевать весь Китай! Увы, в свой звёздный час великий каган Сибири заболел и умер, а его смерть стала настоящей удачей для Китая. Такова история жизни того, чьё имя в реальности могло сохраниться в слове «Сибирь».
Теперь посвятим некоторое время значению гидронима «Енисей». В одном из словарей сказано «река Енисей - по-эвенкийски йэне, иоанесси – большая река; по-ненецки енасе – широкая река; по-тувински – улуг-хем – великая река». Полное игнорирование того, что наибольшее число местных жителей на реке две тысячи лет назад, тысячу лет назад, пятьсот лет назад – тюркского происхождения. Полное игнорирование того факта, что наиболее близкими по смыслу и по произношению к слову Енисей являются татарские слова, понятные любому тюрку в любом конце Вселенной -  «Эни» (;ni) – мама, мать и «су» - вода! Эни – су – то есть: «Мать-вода», материнская, основная вода, а никакой не «батюшка»! И все перечисляемые «йэне», «иоанесси» (ещё бы «Лохнесси» назвали, умники!), «енасе» и всё такое прочее – на самом деле – искаженное тюркское «Мать-вода», Эни-су - Енисей.
В южной части Красноярского края к тюркским названиям относятся хакасские, тувинские, татарские (Улуг-Чиргакы, Ак-Луг, Алды-Ишкан). Наряду с тюркскими широко распространены кетские названия: Казас, Аскиз, Июс и др., причем некоторые из них частично утратили свою типичную кетскую форму и обрели некоторые черты русских гидронимов.
В общем гидронимия южной части Красноярского края отличается большой сложностью, поскольку здесь мы встречаем смешение хакасских, монгольских, тувинских, кетских и русских терминов и собственных имен. Совершенно очевидно, что один и тот же объект имел у различных народов различные названия. Двойные названия бытуют здесь до настоящего времени: Тоджа (тув.) и Азас (кет.), Енисей (эвен.) и Бий-Хем (тув.), Бирюса (кет.) и Ока (тюрк.) и так далее. 
Оронимия рассматриваемого района, так же, как и гидронимия, отражает сложные соотношения природных условий и состава населения этих мест. Нередко они тесно связан друг с другом. Весьма обильны кетские, вероятно, тюркизированные оронимы с элементом таскыл (вершина, зуб), тюркского происхождения: Камзас-таскыл, Цух-таскыл. Но значительная часть названий этого топонимического типа носит документально-абстрагированный характер и не известна местному населению.
Названия поселений юга Красноярского края более разнообразны по сравнению с названиями севера и центра. Русские названия здесь нигде не преобладают, они приурочены преимущественно к долине Енисея, причем к югу их становится все меньше и меньше. Так, в районе Красноярска они составляют до 50%, в Минусинской котловине – до 30%, в районе Западного Саяна количество их уменьшается до 20%. Южнее, в пределах Тувинской котловины, русские названия единичны.
По смысловому значению географические названия юга Красноярского края очень разнообразны. Преобладают топонимы, характеризующие особенности природы, много названий, данных по фамилиям переселенцев.
 
Ссылки на библиографические материалы:
Статейнов А. П. Топонимика Сибири и Дальнего Востока (рус.). — Красноярск: Буква С, 2008.
Поспелов Е.М. Географические названия России. Топонимический словарь. — М.: Астрель, АСТ, 2008.
Бутанаев В. Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. — Абакан: УПП "Хакасия", 1995.
Салищев К.А. Основы картоведения. Историческая часть. - М., 1943
Кордт В. Материалы по истории русской картографии. - М., "Картографическая ROSSICA", 2013.
Дульзон А.П. Топонимы средней Сибири //Известия СО АН СССР. Сер. Общественных наук. 1965. № 5. Вып. 2;
Дульзон А.П. Древняя языковая общность в Центральной Азии // Труды Томского гос. Ун-та. – Томск, 1968.
Дульзон А.П. Опыт этнической привязки топонимов субстратного происхождения // Уч. Зал Томского гос. Ун-та. – Томск, -1969, №75
Хелимский Е.А. Тунгусо-маньчжурские языки// Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990.
Кейметинов В.А. Аборигенная (эвенская) топонимика Якутии. Ч. 1. — Якутск, 1996
Митрошкина А.Г. К этимологии гидронима Лена // Ономастика Востока : сборник научных статей. — 1980. 
Варламова Ю.А. "Река" в культуре эвенков: географический ориентир и концепт // Языки и фольклор коренных народов Сибири и дальнего Востока: состояние и перспективы фундаментальных исследований: сборник научных статей. — 2021. 
Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 1 / под. ред. В.И. Цинциус. — Л.: Наука, 1975. — С. 40.
Эвенкийско-русский словарь / сост. А.Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2004
Роль географических терминов в формировании топонимии Красноярского края и сопредельных территорий. В. С. Онищенко, В. А. Безруких, Л. Г. Макарова, А. Н. Хилиманюк, Е. В. Авдеева
1. Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89 E-mail: vika20.8700@mail.ru
2. Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: kapitel-proekt@mail.ru
3. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: e.v.avdeeva@gmail.com
Tofiq Mеlikli. “Turkbilimi (turkoloji) yazilarimandan seсmеlеr”. Avrasiya Press nеshriyyati. Baki. 2023
Малов С.Е., Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования, М.; Л., 1951.
Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СпбГУ, 2003,
Малолетко А. М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т. 3. Докаганатские тюрки. — Томск: Томский государственный университет, 2004.
Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
Кляшторный С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб, 2005.
Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. — Абакан: Издательство Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова, 2000.
Худяков Ю. С. Кыргызы на Енисее: Учебное пособие. — Новосибирск: Издательство Новосиб. ГУ, 1986. — 80 с.
Савинов Д. Г. Археологические данные о связи енисейских и тяньшанских кыргызов в конце I — начале II тыс. н. э. // Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе: 1989.
Эсен уулу Кылыч. Хагяс. История енисейских кыргызов (С древнейших времён до нач. XVIII века) -Ассоциация историков Кырг. Респ., Кырг. гос. унив-т им. И. Арабаева. -Бишкек.-2013
Азбелев П. П. Первые кыргызы на Енисее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. Вып. 4.
Тенишев Э.Р. О языке кыргызов уезда Фуюй //Вопросы языкознания. 1961. № 1.
Кормушин И.В. Древние тюркские языки. Абакан, 2004.
Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. — М.: Восточная литература, 1994.
Потапов Л.Л. Очерки по истории алтайцев. — Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР.
Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. Казань: Татар, кн. изд-во, 2007.
Исхаков Д. М. О методологических аспектах исследования проблемы становления сибирско-татарской этнической общности //Сибирские татары – Казань. Институт истории АН Республик Татарстан. 2002
Мухамедьяров Ш. Ф. История Сибири с древнейших времен до наших дней. — Л., 1968. — Т. 1.


Рецензии