Чуть-чуть о логике, часть 6. Дедукция
Рассмотрим для примера доказательство теоремы из геометрии: «в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов*».
Выделим сначала в этом утверждении посылку и заключение.
Посылка теоремы: U = «треугольник ABC – прямоугольный».
Заключение теоремы: W = «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов ».
При доказательстве используются аксиомы геометрии (и по умолчанию – законы логики).
Таким образом, нам нужно доказать, что
(1) из аксиом геометрии выводится U –>W.
На иллюстрации это изображено со знаком выводимости (знак напоминает букву Н – «инвалида без руки и без ноги», в прозе.ру изобразить этот знак не получилось)
По определению доказательства должна существовать цепочка предложений, состоящая из аксиом и предложений, полученных из этих аксиом, с помощью конечного применения правил вывода. В конце цепочки должно стоять доказываемое предложение:
U ->W.
Но на самом деле никогда это предложение там не стоит.
Доказательство этой (и любой другой теоремы) начинается вовсе не словами «возьмём аксиомы, применим к ним правила вывода и так далее...».
Нет. Первые слова иные.
«Нам дано, что треугольник ABC – прямоугольный. Следовательно, ...»
Но утверждения U вовсе не было среди аксиом (да и быть не могло – не все треугольники прямоугольные, и вообще не каждое предложение U должно выполняться): теорема утверждает лишь, что «если U, то W».
Другими словами, все доказательства теорем начинаются присоединением посылки теоремы к множеству аксиом теории.
А как заканчивается доказательство?
Последние слова в нашем примере: «таким образом, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, что и требовалось доказать».
А требовалось доказать, не предложение W, а предложение: «U влечёт W».
В общем случае, для произвольной теоремы окончание рассуждений примерно то же самое: «таким образом, мол, получаем W».
Итак, учитель, рассказавший своим ученикам доказательство теоремы, беззастенчиво обманывает их.
Сообщив, что будет доказано (1), на самом деле доказывает другое:
(2) из аксиом геометрии и U выводится W.
На иллюстрации это изображено с использованием знака выводимости.
И так происходит не с одной, отдельно взятой теоремой, а со всеми теоремами любой аксиоматической теории (и не только геометрии).
Если бы, не дай Бог, оказалось, что утверждения (1) и (2) об этих двух выводимостях не равносильны, то, возможно, что все аксиоматические теории, начиная с геометрии, лежали бы в развалинах.
Многие (если не все) «теоремы» могли оказаться ложными.
К счастью, этого не случилось. В 1930 году молодой француз Жак Эрбран** устранил этот пробел, доказав, что выводимости (1) и (2) на самом деле равносильны.
Правда, эта равносильность была установлена после более чем двух тысяч лет использования аксиоматического метода, и поэтому прошедшие века действительно были веками величайшего обмана (и самообмана).
Утверждение о равносильности (1) и (2) называют ТЕОРЕМОЙ О ДЕДУКЦИИ.
Благодаря теореме Эрбрана и становится позволительно при аксиоматическом построении теории формулировать одно утверждение, а доказывать другое.
Часть 7 http://proza.ru/2024/09/24/78
______
Примечания
* Пифагор Самосский (570–495 до н.э.).
** Жак Эрбран (Herbrand, 1908–1931) – французский математик. Творческий и жизненный путь Эрбрана оборвался трагически: он увлекался альпинизмом и погиб в июле 1931 года во Французских Альпах.
Фото из Интернета. Жак Эрбран (1931 г.). Французские Альпы летом
Свидетельство о публикации №224071700507
Но замечу, что я успешный инженер и отец многих американских инженеров. Математика - это наша отвертка.
С уважением, В.
Виктор Скормин 31.10.2024 02:11 Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моим работам и интересное обсуждение.
Хорошо, что в момент рождения математической логики американский прагматизм не был ещё так силён.
А то не было бы сейчас ни вычислительной техники, ни Интернета, ни крылатых ракет, ни беспилотников, ни ИИ.
Впрочем, если бы не было всего этого, то и оно бы и к лучшему.
С уважением,
Петр Савватеев 31.10.2024 05:24 Заявить о нарушении
я хочу Вас заверить, что создатели "вычислительной техники, Интернета, крылатых ракет, беспилотников, и ИИ" были и остаются прагматиками до мозга костей и использовали только то сторону отвёртки, которая крутит нужные винты. Для создателя передовых технологий, правильно то, что даёт результат. Что же касается "умных разговоров", они если их вели, то только за кружкой пива. Сумасшедший петербургский еврей, недавно доказавший какую-то "великую" теорему, никак не повлиял на технический прогресс. Разговор о том, что теорема Пифагора как-то связана с освоением космоса, хороша только для 6-ти классников, не наделённых критическим мышлением.
Вы уж меня простите, критическое мышление у меня с детства зашкаливает :))
С уважением, В.
Виктор Скормин 31.10.2024 07:19 Заявить о нарушении
Website: http://scholar.google.com/citations?user=77nVJEAAAAAJ&hl=en
Вы думаете, что при этом я беспокоился о теоремах?
Виктор Скормин 31.10.2024 07:30 Заявить о нарушении