644 Тяжёлый комсомольский праздник 29. 10. 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2–е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

644. Тяжёлый комсомольский праздник. 29.10.1973 г.

Праздничный понедельник 55-летия ВЛКСМ 29 октября 1973 года, к которому я так напряжённо готовился, начался как обычно в 06:00 – 07:30 с подъёма, уборки коек и умывания очередной смены дежурной вахты коков в камбузе, электромехаников БЧ-5 в ПЭЖ (пост энергоживучести), сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, вахтенных ПДСС (постовых противодиверсионной службы) на трапе и на причале №63, к которому был пришвартован наш БПК «Свирепый». Я проснулся тоже, как обычно, в 05:05 – 05:15, чтобы быстро по утреннему холодку сбегать в гальюн и умывальник, пока там не соберутся матросы, старшины и годки…

В понедельник 29 октября 1973 года было холодно. Минимальная температура воздуха ночью и ранним утром 1.0°С. Утром и вечером температура воздуха в среднем была около 5°С, днём в полдень – 8°С тепла, но эффективная температура воздуха 2.9°С. Хорошо, что практически не было ветра (1 м/с). В это утро, как и в предыдущие дни, никто не гнал личный состав на физзарядку на причал, так как мы были боевым дежурным кораблём ВМБ Балтийск и практически продолжали нашу БС (боевую службу). При этом мы уже знали, что повышенную боевую готовность Балтийского флота так же, как всех вооружённых сил СССР отменили ещё 25 октября 1973 года.

Моряки просыпались и приводили себя в порядок ни шатко, ни валко, как обычно. В 08:00 – 08:10 матросы в кубриках убрали свои койки («убрали» – это значит, расправили простыни, взбили подушки, разровняли одеяла, выровняли края постелей «по рантику») и гурьбой отправились в умывальник и в гальюн личного состава освобождаться от лишних забот, чистить зубы и умываться. Шутки, смех, брызганье холодной водой. Всё как обычно…

В 08:10 дежурные бачковые побежали в столовую личного со става накрывать на столы, вместе с ними пошли вразвалочку опытные годки и подгодки, чтобы вовремя посмотреть, что вкусненького приготовили на завтрак наши корабельные коки. ДМБовские годки и командиры отделений, команд и групп не торопились, потому что знали – им по их статусу достанутся самые лучшие куски и полные тарелки…

Так называемый «завтрак подвахтенной смены», то есть всех свободных от вахт матросов и старшин, длится до 08:30, а после начинается утренняя приборка корабля. Бачковые убирают со столов, доедают то, что осталось в бачках или раздают своим друзьям или жаждущим добавку или «гущу» (гарнир, соус или юшку с хлебом, фрукты или абрикосовые косточки из компота). Молодые матросы и подгодки моют с мылом или химикатами палубу помещений, коридоров и боевых постов (если они открыты) и протирают «от пыли и грязи» оборудование своих заведований. Нерадивые или наказанные матросы под руководством «ответственных за…» драят, чистят и дезинфицируют места общего пользования (корабельную баню, умывальники, гальюны, тамбуры).

К 09:00 приборка повсеместно заканчивается и весь личный состав, свободный от вахт и дежурств, вместе с уставшими и хмурыми мичманами и офицерами боевых частей и служб собираются по своим местам в столовой личного состава на политзанятия, потому что сегодня понедельник и на корабль вернулся из отпуска наш замполит, получивший звание капитан 2 ранга и новое назначение на новые супер современный корабль – авианесущий крейсер «Киев». Всем интересно услышать от Дмитрия Васильевича Бородавкина подробности и последние, нет, крайние, новости…

Вместо замполита ровно в 09:10 (время начала политзанятий по корабельному распорядку дня) в дверях коридора офицеров появился в новом кителе с новыми погонами командир БПК «Свирепый» капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров. Он пропустил из-за своей спины в столовую личного состава командиров боевых частей и служб, которые стоя заняли свободные места рядом со своими командами, и обратился ко всем присутствующим с речью…

– За время нашего с Дмитрием Васильевичем краткосрочного отпуска у вас всех было время свободно и самостоятельно подготовиться к приходу на корабль молодого пополнения. Вы этого не сделали. При этом БПК «Свирепый» в условиях повышенной боевой готовности флота находился и находится в статусе дежурного боевого корабля. Это значит, выв должны за три минуты подготовить корабль к бою и походу, и выйти в море для выполнения боевой задачи по применению.
– Вместо этого вы предались праздному времяпрепровождению, начали поочерёдно убегать в отпуска, готовиться к ДМБ, прекратили занятия и тренировки по боевой и политической подготовке, упустили время для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов.
– Вы забыли про квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по корабельным специальностям и должностям…

Командир БПК «Свирепый» капитан 2 ранга Е.П. Назаров сделал паузу и продолжил…

– Смотрите, что получается. Корабль после завершения БС получил оценку «отлично», оставлен ва базе в качестве дежурного боевого корабля с полным боекомплектом корабельного вооружения и оставлен в полной боевой готовности в период повышенной боевой готовности флота и вооружённых сил.
– Значит, – веско сказал командир корабля, – командование соединения и флота надеется, что опытный экипаж корабля сумеет достойно выполнить поставленную перед БПК «Свирепый» боевую задачу.
– А что на деле?! – немного повысил и напряг голос командир корабля. – А на деле одни только и думают, как бы сбежать в отпуска, другие готовятся к ДМБ и «забивают» на службу, а третьи только и умеют стирать старшинам их потные робы…

Все присутствующие в столовой личного состава, а так же все, кто слушал эту речь командира корабля по КГС (корабельной громкоговорящей связи), затаили дыхание, догадываясь, что скоро последует главное…

– Так вот, - сказал, успокаиваясь, командир корабля, но усиливая свой голос. – Никаких отпусков офицерам и мичманам, командирам отделений и старшинам. Никакого ДМБ матросам и старшинам, заканчивающим свою флотскую службу осенью этого года. Никаких поблажек и праздников никому.

Командир БПК «Свирепый» опять сделал напряжённую паузу…

– Пока за эту неделю экипаж не будет готов к выходу в море и выполнению боевого приказа по применению корабля по предназначению, приказываю…
– Первое, с сегодняшнего дня и сейчас до 11:00 всем офицерам и мичманам боевых частей и служб, ответственным за организацию и проведение занятий и тренировок по специальностям, составить и подать командирам боевых частей и служб письменные планы и графики занятий и тренировок с личным составом отделений, команд и групп.
– Второе, с 11:00 до 11:25 провести проворачивание всех корабельных машин и механизмов с докладом о результатах проворачивания командиру БЧ-5. Командиру БЧ-5 в 11:25 представить мне сводный отчёт о результатах проворачивания машин и механизмов корабля.
– Третье, обед очередной смены дежурной вахты провести в соответствии с корабельным распорядком дня с 11:30 до 11:50, приборку перед обедом с 12:05 до 12:10, обед подвахтенной смены строго с 12:10 до 12:30.
– Четвёртое, вместо отдыха подвахтенной смены, с 12:30 до 14:50, командирам боевых частей и служб, офицерам и мичманам, ответственным за проведение занятий и тренировок по специальностям, довести старшинам и командирам отделений, команд и групп утверждённые мной планы и графики занятий и тренировок.
– Пятое, всему личному составу экипажа корабля с 15:00 до 16:50 проводить активные занятия и тренировки по специальностям, совмещённые с тренировочными испытаниями для присвоения матросам и старшинам очередной классной квалификации.
– Шестое, вечерняя приборка, мытьё рук и ужин – по корабельному распорядку дня с 17:00 до 18:30.
– Седьмое, ровно с 18:30 до 19:00 подведение итогов по боевым частям и доклады командиров боевых частей и служб мне о результатах и оценках проведённых занятий и тренировок.
– Восьмое, ровно в 19:00 опять собираемся все свободные от вахт здесь в столовой личного состава на подведение итогов боевой и политической подготовки экипажа корабля за сутки. С 21:00 до 21:50 –  личное время для всего экипажа корабля.
– Девятое, с 21:50 до 22:00 – вечерняя поверка, на которой я дам общие и персональные оценки боевой и политической подготовке экипажа корабля по боевым частям и в целом по кораблю за сутки.
– Десятое, с 22:00 до 23:30 – личное время экипажа корабля и время для устранения замечаний и недостатков в плановых занятиях и тренировках, а также дополнительные занятия и тренировки с матросами молодого пополнения. Отработку нарядов вне очереди в это время запрещаю.
– Отбой, вечерний чай для очередной смены дежурной вахты и свободным от вахт строго по корабельному распорядку дня, то есть на всё это время с 23:30 до 00:30.
– Подъём завтра для всего экипажа в 07:00 и так каждый день всю неделю с сегодняшнего дня до четвёртого ноября включительно. Всё. Приступайте к выполнению приказа...

Командир БПК «Свирепый» капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров вложил в клипсу «матюгальник» (микрофон КГС), развернулся и ушёл в коридор офицерского состава, как будто его и не было. Матросы, старшины, офицеры и мичманы в столовой личного состава ещё несколько секунд сидели и стояли в оцепенении, а потом всё пришло в движение. Матросы зашевелились, старшины загомонили, мичманы и офицеры встали и подошли к командирам боевых частей. Через минуту раздались первые команды и по кораблю началась беготня, хлопанье дверей и задвижек, звонки и шумы от работающих машин и механизмов. Корабль ожил…

Весь день матросы перемещались по кораблю и по трапам только бегом, старшины и командиры отделений, команд и групп – скорым шагом. Офицеры и мичманы тоже теперь ходили по кораблю «деловым шагом», не теряя времени на остановки, приветствия и общение с моряками. Все были при делах и заботах. Повсюду слышались команды и доклады, вопросы и ответы, пояснения и разъяснений. При этом темп занятий и тренировок всё время усиливался и ускорялся. Дело в том, что включился механизм уставных и квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям (должностям) и порядок проведения испытаний для присвоения им классной квалификации, а это временные и количественно-качественные нормативы…

Годки, особенно ДМБовские годки, сначала залихватски, бравируя своими знаниями и умениями, легко, непринуждённо и горделиво начали действовать на своих заведованиях, но почему-то не попадали в нормативы; подгодки и матросы, прошедшие БС (боевую службу), их обгоняли и делали всё лучше годков. Неизбежно и естественно возникло негласное соревнование между ДМБовскими годками осеннего призыва 1970 года, годками, подгодками и матросами; одни доказывали свою профпригодность, главенство и доминирование, а другие уже активно стремились доминировать в своих командах, группах и отделениях. Кстати, то же самое случилось и с командирами этих отделений, групп и команд, в том числе мичманами и офицерами боевых частей и служб.

Сначала это негласное соревнование было стихийным, весёлым, спортивным. Сначала вроде как бы всё делалось моряками играючи, состязательно и несерьёзно. Однако, когда офицеры и мичманы торопливо начали докладывать и рапортовать командирам боевых частей и служб и получать от них «зубодробительные» замечания и оценки, то к матросам и старшинам эти «замечания» вернулись ещё более обидными для самолюбия годков. Годки немедленно возгордились и всем матросам, в том числе и прошедшим БС (боевую службу), досталось всё в совокупности…

В 11:00 на корабле началось проворачивание всех машин и механизмов. Проворачивание – это ежедневный осмотр и проверка работоспособности машин, механизмов, агрегатов, аппаратов, приборов, оборудования, корабельного оружия с кратковременным пуском, включением, страгиванием с места всех движущихся частей (прокручивание валов, приводов, маховиков, выключателей и т.д.). Цель проворачивания на корабле – это проверка работоспособности и готовности машин, механизмов, приборов и оборудования к применению, выявление недостатков и поломок. При этом недостатки должны устраняться немедленно.

В этот раз проворачивали всё, что можно, кроме корабельного вооружения. Докладов о выявленных недостатках и нарушениях проворачивания я лично не слышал, но именно в это время на корабле началась беготня, приглушённая ругань, резкие команды и суетливые действия мичманов и старшин на заведованиях.

Приборка корабля перед обедом и обед прошли очень по-деловому, быстро, активно, вовремя и без раскачки и рассусоливаний. Оперативно помыли палубы в помещениях и коридорах, оперативно покушали и быстренько разбежались по своим местам.

После обеда в кубриках, на ГКП, в столовой личного состава, в ПЭЖ и на боевых постах прошли краткие оперативные собрания команд, групп и отделений, на которых командиры боевых частей и служб представили морякам план занятий и тренировок на сегодняшний день и на всю неделю. Оказалось, что всем в экипаже БПК «Свирепый» необходимо пройти квалификационные испытания в соответствии с приказом Министра обороны СССР (номер и дату приказа нам не сообщили). Это было вовсе неожиданно…

Оказалось, что квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам матросов и старшин, имеющим в подчинении личный состав, относятся знания: Конституции СССР, основных федеральных законов и постановлений Правительства СССР, общевоинских уставов Вооруженных Сил СССР и Корабельного устава ВМФ, правовых актов МО СССР, регламентирующих вопросы прохождения военной службы и регулирующих исполнение должностных обязанностей; порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну и ДСП (для служебного пользования); военную присягу, правила Корабельного распорядка дня и поведения на службе и корабле; требований безопасности военной службы и противопожарной безопасности, а также знания своих должностных обязанностей по боевому номеру (боевому посту). При этом требования безопасности, санитарии, гигиены и должностных обязанностей моряки должны были знать наизусть.

Если эти знания худо-бедно матросы и старшины знали, то с профессиональными навыками оказалось сложнее. Оказалось, что мы, матросы и старшины, должны были обладать навыками:
– эффективного руководства подчиненным личным составом;
– оперативного принятия и реализации решений;
– организации взаимодействия с другими подразделениями боевой части или службы, корабля в целом;
– эффективного планирования работы с группой подчинённых;
– организации и осуществления контроля, проведения аналитической работы и прогнозирования последствий принимаемых решений;
– построения межличностных отношений и применения соответствующего вида мотивации подчиненных на достижение результата в работе;
– организации работы, направленной на сплачивание воинского коллектива и повышение профессиональных знаний;
– разработки соответствующих документов, рапортов и отчётов;
– оказания методической и практической помощи молодым и неопытным матросам;
– уверенного пользования средствами управления на заведовании (в том числе автоматизированными), штатными техническими средствами и вооружением;
– выполнения нормативов в соответствии с замещаемой должностью.

Вот это крайнее (последнее) квалификационное требование стало «камнем преткновения» практически для всех матросов, старшин, подгодков и годков, в том числе и для ДМБовских годков, потому что никто во временные, количественные или качественные нормативы не укладывался…

Были свои квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам матросов и старшин, не имеющих в подчинении личного состава, то есть, например, для меня, старшины 2 статьи БЧ-1. Я тоже должен был знать: Конституцию СССР, федеральные законы и постановления Правительства СССР, воинские уставы и правовые акты Министерства обороны СССР, регламентирующие вопросы прохождения военной службы, а также регулирующие соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению моих должностных обязанностей. Я должен был знать: порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и служебной информацией ограниченного распространения (для служебного пользования), а также правила воинской этики и поведения, основы делопроизводства, формы и методы работы с применением автоматизированных средств управления, требования безопасности военной службы и противопожарной безопасности и свои должностные обязанности.

Профессиональными моими навыками должны были быть: оперативное принятие и реализация решений, эффективное планирование работы, организация и осуществление контроля; проведение аналитической работы и прогнозирование последствий принимаемых решений; организация работы, направленной на повышение профессиональных знаний; разработка документов; уверенное пользование автоматизированными средствами управления, штатными техническими средствами и вооружением, выполнение нормативов в соответствии с замещаемой должностью.

Всему, что перечислено в этих квалификационных требованиях, я соответствовал полностью с оценкой «отлично». Только никто из проверяющих или из комиссии по квалификационным испытаниям не мог определить какие-либо нормативы для меня и замещаемой мной должности. Да и саму должность никто не мог точно определить, так как в штатном расписании БПК «Свирепый» не было должности «помощник замполита», а должность «секретаря комитета ВЛКСМ» была офицерской. Так что квалификационное испытание я прошёл на «отлично», добавили ещё одну «лычку» старшины 1 статьи и оставили в должности командира отделения рулевых (без подчинённых) штурманской БЧ-1 с боевым номером «1-5-11» и жалованием 5 руб. 80 коп в месяц.

Отныне все дни предпраздничной недели октября-ноября 1973 года были напряжёнными до предела. Занятия и тренировки, предварительные квалификационные испытания и проворачивания в боевых частях и службах велись постоянно. Матросы и старшины бегали по кораблю, как заведённые. Офицера и мичманы ходили быстро, с «ответственными» выражениями лиц. Все обращались друг с другом и подчинёнными подчёркнуто вежливо, «по уставу» и «по делу», то есть без какой-либо фамильярности или «строевой шагистики». Я отметил, что опять вернулись взаимоотношения товарищества и единого морского братства, доминировавшие у нас на корабле во время первой БС (боевой службы).

Действующий в 70-е годы XX века Корабельный устав Военно-Морского Флота Союза ССР был утверждён Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 175 от 1 августа 1959 года. Этот устав определял:
– основы организации и подготовки кораблей Военно-Морского Флота Союза ССР;
– обязанности должностных лиц кораблей;
– порядок повседневной службы и жизни на корабле;
– правила несения службы корабельных нарядов.
– команды и командные слова, подаваемые на кораблях.

Корабельный распорядок дня, установленный в соответствии с Корабельным уставом ВМФ, предусматривал время для:
– проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, подъёма Военно-морского флага, ухода за вооружением и военной техникой;
– учебных занятий и корабельных работ (не менее 6 часов в день);
– смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приёмом пищи, приёма пищи;
– воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;
– информирования личного состава, прослушивания радио и просмотра кинофильмов и телепрограмм, приёма больных в медицинском пункте;
– личных потребностей военнослужащих, вечерней прогулки, поверки (не менее 2 часов);
– сна (не менее 8 часов).

Корабельный распорядок дня и регламент служебного времени уточнялись командиром корабля на период выхода корабля в море или для решения иных задач, стоящих перед кораблем. Вот этим-то уставным правом наш командир БПК «Свирепый» воспользовался и установил свой порядок проведения испытаний матросов и старшин личного состава экипажа БПК «Свирепый» для присвоения им классной квалификации. Одновременно в соответствии с приказом МО СССР проводилась аттестация и присвоение классной квалификации мичманам и офицерам…

Знаки классной квалификации были введены приказом Министра обороны СССР №122 13 июля 1954 года. Эти знаки обозначали уровни квалификации и профессиональной подготовки военных специалистов, и имели четыре категории (степени): 
Третья степень — начальная степень, обозначающая базовый уровень владения военной специальностью.
Вторая степень — более высокий уровень квалификации, свидетельствующий о значительном опыте и навыках.
Первая степень — один из высших уровней, требующий глубоких знаний и мастерства в своей специальности.
Мастер — наивысшая степень классности, которой удостаивались только лучшие специалисты, обладающие исключительными знаниями и умениями.

Согласно положению о знаках квалификации для получения знака определенной степени военнослужащий должен был пройти специальное обучение и сдать квалификационные экзамены. Знак носился на форме и выдавался вместе с удостоверением, в котором фиксировалась информация о степени классности и дате присвоения. Классность специалиста влияла на его карьерное продвижение и заработную плату, а также на его престиж и уважение в воинском коллективе.

Цели введения знаков квалификации: повышение уровня профессиональной подготовки личного состава; систематизация процесса обучения и проверки знаний военнослужащих; стимулирование личного состава к повышению своей квалификации и мастерства. Эти знаки отличия помогали командованию «чётко идентифицировать специалистов с различным уровнем подготовки и опыта, что способствовало более эффективному управлению личным составом и выполнению боевых задач».

17 апреля 1957 года приказом МР СССР №67 были учреждены нагрудные знаки: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота» и «Отличник Военно-Воздушных Сил». Эти знаки учреждались в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1956 г. №1640 для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину.

Награждение этими знаками осуществлялось с 1 мая 1957 года. Одновременно прекращалось награждение прежними знаками: «Снайпер», «Отличный пулеметчик», «Отличный минометчик», «Отличный артиллерист», «Отличный танкист», «Отличный подводник», «Отличный торпедист», «Отличный минер», «Отличный сапер», «Отличный разведчик», «Отличник санитарной службы», «Отличник желдорвойск», «Отличный связист», «Отличный понтонер», «Отличник ПВО», «Отличный повар», «Отличный пекарь», «Отличный шофер», «Отличный дорожник», «Отличный тракторист», «Отличный стрелок», а также «Отличник авиации».

Я не знал и не знаю, кто из изначальных членов экипажа БПК «Свирепый» был награждён такими знаками, но твёрдо знаю, что практически все моряки были недовольны заменой конкретных знаков отличия по воинским специальностям безликими общими значками…

Мне и всем морякам срочной службы было известно, что классная квалификация «специалист третьего класса» присваивается по результатам проведения испытаний (экзаменов). Решение о присвоении или лишении классной квалификации (с указанием даты и срока, на который она присвоена) оформляется приказами командиров воинских частей, для которых штатом предусмотрено воинское звание до подполковника (капитана 2 ранга). Эту классную квалификацию рулевого БЧ-1 и одновременно сигнальщика БЧ-4 я получил ещё на БПК «Бодрый» в декабре 1972 года, потому что был полностью готов и прошёл испытание (экзамен) с оценкой «отлично».

Классную квалификацию «специалист второго класса» присваивают и оформляют приказами командиров воинских частей, для которых штатом предусмотрено воинское звание до полковника (капитана 1 ранга), и им равных. Классную квалификацию «специалист первого класса» присваивают и оформляют приказами
командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций ВС СССР, замещающих воинские должности высших офицеров, командиров соединений и объединений, начальников военных образовательных организаций высшего образования и им равных.

Есть ещё одна классная квалификация – «мастер», но её присваивают и оформляют приказами заместителей МО СССР, главнокомандующих видами ВС СССР, командующих войсками военных округов и флотов, родами войск ВС СССР, командующих оперативными и оперативно-тактическими объединениями и Каспийской флотилией, руководителей центральных органов военного управления. При этом Министр обороны СССР присваивает классную квалификацию «мастер» в отношении военнослужащих, замещающих воинские должности высших офицеров, без прохождения испытаний на весь период замещения этих воинских должностей. Классная квалификация командирам (начальникам), указанным в предыдущих пунктах, присваивается приказами вышестоящих командиров (начальников).

Порядок прохождения воинской службы офицерским составом ВС СССР, присвоения воинских званий, назначения на должности, перемещения, продвижение по службе, аттестования, отпусков, прав и обязанностей офицерского состава, увольнения с действительной службы, особенностей действительной службы и службы в запасе, определялся Постановлением СМ СССР от 18 ноября 1971 г. № 846. В соответствии с этим постановлением нашему командиру БПК «Свирепый» и замполиту присвоили звание «капитан 2 ранга» и соответствующую классную квалификацию по замещаемой воинской должности (должности) в соответствии с направлением служебной деятельности (группы военно-учетной специальности, ВУС).

Несмотря на то, что «понедельник – день тяжёлый», да к тому же в этот день отмечалось 55-летие ВЛКСМ, командир БПК «Свирепый» капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров объявил командирам и офицерам боевых частей корабля обновлённые им ночью планы подготовки (боевой подготовки) боевых частей и план основных мероприятий квалификационных испытаний (экзаменов). При этом к обеду командир корабля своими приказами образовал соответствующие квалификационные комиссии по проведению испытаний и утвердил их состав. Никто в экипаже корабля не ожидал после воскресного «чаепития» по случаю возвращения командира корабля и замполита из отпуска такого «начальственного рвения»…

В состав квалификационных комиссий были включены офицеры и мичманы по специальностям в зависимости от выносимых на испытание предметов обучения. По отдельным военно-учетным специальностям для оценки знаний и навыков моряков в состав комиссий включались представители с других кораблей нашего соединения (по согласованию). Председателями комиссий были назначены командиры боевых частей и служб, так как наш старпом капитан-лейтенант Н.В. протопопов срочно убыл в неотложный отпуск…

Сам капитан 2 ранга Е.П. Назаров, несмотря на то, что его повысили в звании, тоже проходил испытание (экзамен) на комиссии, образованной командиром нашего соединения (128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ). Наш замполит капитан 2 ранга Д.В. Бородавкин тоже, якобы, проходил квалификационное испытание. Однако всем и так было ясно, что наша успешная и необычайно долгая первая БС (боевая служба) в условиях повышенной боевой готовности ВС СССР в период странной войны на Ближнем Востоке и так уже является настоящим боевым испытанием квалификации, знаний, умений, навыков и мужества наших командиров, всего экипажа БПК «Свирепый». Но, порядок есть порядок…

Конечно, объявление квалификационных испытаний обрадовало и насторожило буквально всех, и испытателей и испытуемых. Одни боялись испытаний, потому что просто боялись любых экзаменов. Другие желали пройти испытание, чтобы повысить свою квалификацию, стать на уровне годков, получить знак классной квалификации более высокого уровня. Особенно этого хотели и к этому стремились ДМБовские годки, у которых кроме знака начальной третьей степени больше ничего не было…

Основными задачами квалификационных комиссий были:
– организация и проведение испытаний матросов и старшин, определение их соответствия квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям (обязанностям по боевым постам и боевому номеру);
– анализ испытаний и уровня квалификации матросов и старшин боевых частей (по командам, группам, отделениям);
– подготовка предложений командиру корабля для принятия решений при рассмотрении обращений, жалоб и предложений матросов и старшин по результатам проведения испытаний.

Председатели комиссий:
– руководили деятельностью комиссий;
– разрабатывали и утверждали у командира корабля перечни вопросов к билетам испытаний;
– вели учёт документов по проведению испытаний;
– проводили заседания комиссий;
– разрабатывали проекты приказов командира корабля об организации и проведении испытаний;
– готовили планы, графики и расписания проведения испытаний, контролировали выполнение этих планов;
– проводили испытания в соответствии с требованиями руководящих документов и руководили ими;
– доводили результаты испытаний до матросов и старшин, проходивших испытания;
– представляли командиру корабля предложения по присвоению классной квалификации матросам и старшинам, прошедшим испытания, а также по совершенствованию работы по подготовке классных специалистов и проведению новых испытаний;
– представляли командиру корабля предложения для принятия решения по обращениям, жалобам и предложениям матросов и старшин по вопросам присвоения классной квалификации;
– участвовали в проведении испытаний матросов и старшин в соответствии с требованиями руководящих документов.

Командиры боевых частей и служб БПК «Свирепый» (председатели комиссий) были очень лояльны к ДМБовским годкам и к матросам и старшинам, прошедшим нашу первую БС (боевую службу). Участвуя в работе некоторых комиссий, я услышал много интересных рассказов, воспоминаний и примеров настоящего мастерства и героизма, проявленных моряками на БС. Я наскоро записывал эти рассказы и сообщения, чтобы использовать их в боевых листках и корабельной стенгазете и председатели комиссий даже делали небольшие паузы в испытаниях, чтобы я мог все правильно записать.

Как правило, испытания на классность 2 степени проходили успешно и без ошибок, запинок или каких-либо «недоразумений». Приглашённые в комиссии офицеры с других кораблей не мучили испытуемых сложными или каверзными вопросами, но внимательно слушали их рассказы, пояснения, доклады, отчёты. Дополнительные вопросы задавали только флагманские специалисты и представители штаба нашего соединения, которых интересовали не только знания и уровень навыков матросов и старшин, но и тонкости использования и применения приборов, оборудования, агрегатов и механизмов корабельного вооружения. В этих случаях испытания-экзамены на классность превращались в обмен мнениями и анализ конкретных случаев применения вооружения БПК «Свирепый» на БС (боевой службе).

При всей кажущейся «лёгкости» испытаний (экзаменов), приглашённые члены комиссий профессионально проверяли: наличие оснований для допуска матросов и старшин, мичманов и офицеров к испытаниям; участвовали в разработке вопросов для проверки соответствия моряков их квалификационным требованиям; участвовали в проведении испытаний; готовили отчёты и предложения по результатам испытаний и проводили анализ их подготовки.

Секретари квалификационных комиссий: учитывали и готовили к рассмотрению документы, поступающие в комиссию; оформляли протоколы заседаний комиссии, в том числе по результатам рассмотрения списков и представленных кандидатур на присвоение классной квалификации; разрабатывали проект приказа командира БПК «Свирепый» о допуске моряков (по списку) к испытаниям на основании решения комиссии; разрабатывали проект приказа командира корабля об организации и проведении испытаний; доводили до матросов и старшин приказ командира корабля о допуске их к испытаниям; вели ведомость учёта результатов испытаний; оформляли акт результатов испытаний для присвоения матросам и старшинам классной квалификации.

Как правило, под строгим контролем представителей штаба нашего соединения председатели комиссий готовили планы (расписание) проведения испытаний, которые утверждались командиром БПК «Свирепый» за две недели до их начала. В нашем случае эти планы утверждались практически ежедневно в течение только одной рабочей недели. Так капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров ответил на награждение  БПК «Свирепый» Красным Знаменем алтайского крайкома ВЛКСМ, на оценку «Отлично» за нашу первую БС (боевую службу) в Северной Атлантике и на празднование 55-лдетияч ВЛКСМ…

По действующим правилам для участия в испытаниях (экзаменах) на классность за три месяца до их начала и не более восьми месяцев до окончания срока, на который была присвоена классная квалификация, матрос, старшина, мичман или офицер, изъявившие желание пройти испытания, должны были направить рапорт своему непосредственному командиру (начальнику), в котором указывается: фамилия, имя, отчество, воинская должность; звание; военно-учетная специальность; наличие или отсутствие ранее присвоенной классной квалификации; дата присвоения классной квалификации; срок, на который классная квалификация была ранее присвоена; классная квалификация, на которую он претендует. Так должно было быть…

На деле было всё иначе: возникла необходимость и потребность в классных специалистах и в повышении классной квалификации в связи с ланом боевой и политической подготовки или в связи с подготовкой к новой БС (боевой службой) и все начали готовиться к испытаниям на классность. «Высовываться» с рапортами-претензиями и таким образом «продвигаться» по службе у нас на БПК «Свирепый» было не принято, потому что считалось так: «Не проси и тебе воздаться, потому что командир корабля, как отец родной, всей видит и знает, кто и на что готов и подготовлен». Вот почему матросы и старшины писали в комиссии по квалификационным испытаниям рапорты-согласия, а мичманы-офицеры рапорты-просьбы.

Формально комиссии на основании этих рапортов формировали список моряков, изъявивших согласие или желание участвовать в испытаниях для присвоения классной квалификации, которые немедленно (хотя по правилам должны были за месяц до начала испытаний) представляются на утверждение командиру корабля с целью допуска моряков, указанных в списке, к испытаниям. Допуск моряков к прохождению испытаний оформляется приказом командира корабля. Должен сказать, что Евгений Петрович Назаров сильно «пыхтел», комментирую русскими народными словами, этот надуманный где-то в штабах «порядок» подготовки к квалификационным испытаниям…

Вообще-то, квалификационные испытания проводятся для моряков, проходящих военную флотскую службу по призыву, в период проведения контрольных занятий по боевой и политической подготовке за месяц. То есть любой и каждый военный моряк может один раз в месяц подать рапорт на прохождение квалификационных испытаний и стать классным специалистом более высокого уровня. Но…

Но на флоте в целом, на Балтийском флоте, в нашем соединении (128-я БРК 12-й ДиРК ДКБФ) и на БПК «Свирепый» было негласно принято такое правило: «Быть классным специалистом по-честному («по чесноку»), то есть впрямую, напрямик, начистоту, откровенно, открыто, по-честному, прямо, честно. В нашем (годковском) понимании быть классным специалистом – это быть специалистом «по правде», по-настоящему, истинно, то есть реально, действительно и фактически, потому что если ты «фуфло», то ты ненадёжен и можешь подвести в любой момент применения корабельного оборудования или корабельного вооружения; потому что твоя «ошибка» по неопытности, по незнанию или неумению может братишкам стоить их жизни, а кораблю – поражению в бою. А кому это надо? Правильно, нашим врагам…

Кстати, «фуфло» – это на воровском арго «лживая информация», «фальшивка», «подделка»…

Вот прочему в эту рабочую неделю октября 1973 года при проведении испытаний проверялся уровень профессиональных знаний (теоретическая часть) и уровень профессиональных навыков (практическая часть) матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый в соответствии с замещаемой воинской должностью (должностью). Кстати, таким образом, командование Балтийским флотом и нашего соединения проверяли истинность высокой оценки нашей первой БС (боевой службы) в Северной Атлантике, то есть проверяли нас на «фуфложность»…

Когда на следующий вечер 30 октября 1973 года я рассказал об этом собравшимся у меня в ленкаюте ДМБовским годкам осеннего призыва 1970 года и годкам, следующим им на смену (весеннего призыва 1971 года), все были сильно возбуждены, но не возмущением, а гордостью. За себя, на нас, за БПК «Свирепый». Единодушно все решили пройти любые испытания или экзамены, но доказать всем, что мы настоящие герои БС (боевой службы) в Северной Атлантике, да ещё в условиях почти настоящей войны с ВМС США и НАТО. Результаты квалификационных испытаний это чётко показали и доказали…

На теоретическую часть квалификационных испытаний выносились не менее четырёх предметов обучения (по боевой, профессионально-должностной, должностной подготовке и профессиональной деятельности). Причём вопросы по «теории» задавались в соответствии с направлением служебной деятельности матроса, старшины, мичмана или офицера. Естественно, членов комиссии интересовали, прежде всего, теоретические вопросы по функциям моряка в соответствии с его боевыми обязанностями по «боевому номеру» (боевому посту). Главное, надо было выяснить, как соединяет моряк теорию с практикой на своём боевом посту и в своих боевых обязанностях. Членов комиссий из нашего соединения интересовало, понимает ли моряке теоретически и практически взаимосвязь между своими боевыми обязанностями и боевым применением корабля по предназначению…

Вот когда пригодилась наша практика на БС (боевой службе), когда командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, в ответ на мои просьбы, рассказывали по КГС (корабельной громкоговорящей связи) всему экипажу корабля, что мы делаем, куда идём, для чего мы туда идём в труднейших условиях штормовой погоды и для чего встраиваемся в ордер эскадры кораблей ВМС США и НАТО и испытываем на себе их воздушные «ракетно-бомбовые атаки»...

Все испытуемые вспоминали и рассказывали о своих действиях во время прохождения БС (боевой службы) и члены комиссий особо отмечали, что «матросы, старшины, мичманы и офицеры однообразно и единым образом оценивали и воспринимали свои действия по боевым обязанностям с действиями боевого применения корабля». Это обстоятельство сильно повышало оценки испытаний…

Теоретическая часть испытаний (экзаменов) на классность состояла из 5 вопросов и 5 уточнений (тестов на знания и на сообразительность) по каждому из предметов боевой и политической подготовки, количество и перечень которых определял командир БПК «Свирепый» и, конечно же, замполит.

За теоретическую часть квалификационного испытания выставлялась оценка:
– «отлично» –  если не менее 50 процентов ответов на вопросы комиссия оценила на «отлично», а остальные –  на «хорошо»; при этом при тестировании должно было быть не более 10 процентов неудовлетворительных ответов;
– «хорошо» –  если не менее 50 процентов ответов на вопросы оценены «отлично» и «хорошо», а остальные –  не ниже «удовлетворительно»; при проведении тестирования –  не более 20 процентов неудовлетворительных ответов;
– «удовлетворительно» – если за ответы на теоретические вопросы получено не более одной неудовлетворительной оценки (при проведении тестирования – не более 40 процентов неудовлетворительных ответов);
– «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Не скрою, у испытуемых были затруднения, вызванные недопониманием постановки вопросов, но когда им разъясняли суть вопросов и тестов, то все испытуемые находили, что сказать и что ответить, как показать «на пальцах», что нужно, должно и правильно сделать, чтобы получить необходимый результат. Наши моряки-свиреповцы не очень-то умели теоретически изъясняться, зато очень хорошо умели и знали, как выразиться «по-русски». Кстати, члены комиссий с удовольствием слушали рассказы-байки испытуемых о реальной обстановке на корабле и на боевых постах во время взаимодействия БПК «Свирепый» с кораблями эскадры ВМС США и НАТО, охранявшей американский ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» и американский крейсер «Ньюпорт Ньюс».

Если основные заседания квалификационных комиссий и испытания по теоретической части проходили всю неделю с 29 октября по 4 ноября 1973 года в ленкаюте БПК «Свирепый», то практическая часть испытаний, как правило, проводилась на боевых постах корабля, что позволяло оценить подготовку матросов, старшин, мичманов и офицеров в соответствии с замещаемыми ими воинскими должностями по боевому расписанию. Тут уж вопросы к испытуемым были чисто практические, тестовые, например, «Какие ваши действия при такой-то ситуации?». При этом профессиональные навыки испытуемых проверялись тестовыми заданиями по нормативам времени реагирования: «На пульте управления загорелись такие-то сигнальные транспаранты. Ваши действия?».

Оценка за практическую часть испытаний выставляется:
– «отлично» –  если не менее половины проверенных нормативов (упражнений, практических задач) оценены «отлично», а остальные –  «хорошо»;
– «хорошо» –  если не менее половины проверенных нормативов (упражнений, практических задач) оценены не ниже «хорошо», а остальные – «удовлетворительно»;
– «удовлетворительно» – если все проверенные нормативы (упражнения, практические задачи) оценены не ниже «удовлетворительно»;
– «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

По результатам всех квалификационных испытаний матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается классная квалификация:
– «мастер» –  если комиссией дана оценка «соответствует квалификационным требованиям», по одному из предметов, выносимых на испытания, оценка «хорошо», а по остальным –  «отлично», плюс уровень физической подготовленности –  не ниже оценки «удовлетворительно»;
–  «специалист первого класса» –  если комиссией дана оценка «соответствует квалификационным требованиям», не менее 70 процентов выносимых на испытания предметов оценено «отлично», а по остальным предметам – не ниже «хорошо», уровень физической подготовленности – не ниже оценки «удовлетворительно»;
– «специалист второго класса» –  если комиссией дана оценка «соответствует квалификационным требованиям» и все выносимые на испытания предметы оценены не ниже «хорошо», уровень физической подготовленности – не ниже оценки «удовлетворительно»;
– «специалист третьего класса» –  если комиссией дана оценка «соответствует квалификационным требованиям», не менее 70 процентов выносимых на испытания предметов оценено «отлично» и «хорошо», по остальным предметам –  не ниже «удовлетворительно», уровень физической подготовленности –  не ниже оценки «удовлетворительно».

По итогам проверки теоретической и практической части квалификационных испытаний выставляется оценка по предмету обучения, о чём делается запись в ведомости учёта результатов испытаний. Результаты квалификационных испытаний подтверждаются в акте и представляются на утверждение командиру корабля. К акту прилагались ведомость учёта результатов испытаний и ведомости результатов, подписанные председателями комиссий. Один экземпляр акта направлялся в канцелярию корабля с проектом приказа о присвоении классной квалификации, ещё один экземпляр –  в кадровые органы нашего соединения. В приказе о присвоении классной квалификации указывалась дата и срок, на который она присвоена.

Естественно, о присвоении матросу, старшине, мичману или офицеру классной квалификации производилась запись в его личном деле и приобщалась выписка из соответствующего приказа. Классная квалификация по занимаемой воинской должности присваивалась с даты утверждения акта в случае, если она присвоена впервые или не изменялась в связи с отсутствием возможности пройти испытания по уважительной причине. Это уже были бюрократические нюансы, которые нас, личный состав экипажа БПК «Свирепый», не интересовали, потому что все, кто прошёл квалификационные испытания, ликовали, радовались и ждали выдачи им знаков классной квалификации…

Я присутствовал практически на всех заседаниях квалификационных комиссий, которые проходили в ленкаюте БПК «Свирепый» потому, что был ответственным за это помещение и за корабельную библиотеку, где имелись практически все необходимые для проведения заседания комиссий и испытаний руководящие документы. Кроме этого, я имел право не допускать в помещение корабельной библиотеки никого, потому что здесь хранились фотоматериалы и отчёты в разведотдел нашего соединения.

Вот почему я слушал и слышал всё, что говорилось и происходило в ленкаюте во время заседаний комиссий и испытаний на классность. Кроме этого, я хранил у себя в рабочих сейфах документы, списки, ведомости, акты и протоколы заседаний комиссий. Таким образом, я практически знал результаты испытаний до того, как командир БПК «Свирепый» и председатели комиссий объявляли их в соответствующих приказах. Эти сведения я не раскрывал матросам, старшинам, мичманам и офицерам, прошедшим испытания, но использовал при оформлении корабельной стенгазеты и боевых листков по боевым частям (сохранял интригу).

А интрига была знатная! ДМБовские годки осеннего призыва 1970 года были напуганы тем, что командир БПК «Свирепый» капитан 2 ранга Е.П. Назаров, якобы, заявил, что они «сыграют ДМБ только в случае успешной сдачи испытаний на классность молодых матросов, пришедших на их места». Из-за этого ДМБовские годки усиленно «гоняли» годков, подгодков и молодых матросов по всем предметам военной специальности и практической специализации на боевых постах. При этом они сами готовились к сдаче экзаменов на более высокую степень квалификации.

Прийти домой «на гражданку» со знаком только «специалиста 3 класса» – это «позор» для настоящего боевого моряка. Уважалось при ДМБ только знак «специалиста 2 класса», ещё лучше – «специалист 1 класса», а уж знак «Мастер» считался среди военных моряков на уровне медали «За Отвагу». Все ДМБовские годки осеннего призыва 1970 года очень хотели получить перед уходом в запас знаки классной квалификации «специалист 2 класса», а некоторые всерьёз рассчитывали на успешное прохождение испытания и знак «специалист 1 класса». Эти парни были из БЧ-5 и мели твёрдое намерение быть «на гражданке» специалистами по своим специальностям. Некоторым из них командование корабля и нашего соединения помогли.

Сказать, что празднование 55-летия ВЛКСМ  в понедельник 29 октября 1973 года на БПК «Свирепый» было рабочим, это значит, ничего не сказать. День был поистине очень тяжёлым, напряжённым, хлопотным, интенсивным, почти таким же, как день массированного налёта на БПК «Свирепый» американо-натовской авиации 30 сентября 1973 года в северо-восточной части Атлантики. Тогда мы тоже были напряжены до предела…

Я до поздней ночи наводил порядок в ленкаюте после нашествия квалификационных комиссий, которые готовились к испытаниям матросов и старшин на классность. Я ещё попытался было что-то написать для будущих боевых листков и корабельной стенной газеты, но смог только переписать начисто свои беглые каракули, когда я записывал события сегодняшнего «праздничного» дня. Про 55-летие ВЛКСМ сегодня на корабле мало кто вспоминал, а тем более отмечал.

Я устал, как говорится «вусмерть» и практически рухнул на свою постель между стеллажами в корабельной библиотеке. Проваливаясь в сон, я всё же успел подумать, что за весь этот суматошный день наш заместитель командира корабля по политической части капитан 2 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин так и не появился перед личным составом экипажа БПК «Свирепый». Видимо очень устал после вчерашней встречи с офицерами и мичманами после отпуска…

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Отрывной лист календаря за 29 октября 1973 года (лицевая и обратная сторона). Политиздат. Москва. Тираж 16 200 000 экз. Заказ № 3127. Цена 40 коп. Песню «Запишите меня в комсомол» на музыку Ю. Чичкова и слова В. Котова исполнял популярный советский певец Владимир Трошин, но она почему-то «в народе» не прижилась. Наступало время перемен…


Рецензии