645 Знаки классной квалификации 30. 10. 1973
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2–е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
645. Знаки классной квалификации. 30.10.1973 г.
Вторник 30 октября 1973 года начинался так же как и понедельник, с раннего подъёма в 06:00, уборки коек и умывания очередной смены дежурной вахты, а затем с завтрака в 06:30 матросов и старшин, заступающих на дежурство. При этом подъём основной массы подвахтенной смены и личного состава экипажа корабля теперь по приказу командира корабля начался ровно в 07:00, что вызвало некоторую толчею в умывальниках и гальюнах. На уборку коек и на утренние санитарно-гигиенические процедуры морякам-свиреповцам дали всего 10 минут и в 07:10 в столовой личного состава начался завтрак подвахтенной смены. Здесь толчея была особенно интенсивной…
В 07:30 по КГС (корабельной громкоговорящей связи) дежурный офицер по кораблю объявил начало утренней приборки корабля. Не успевшие хорошенько позавтракать матросы и старшины, торопливо дожёвывали и доедали яичницу, хлеб с сыром, паштетом ветчинным и сливочным маслом, на бегу допивали горячий кофе и фруктовый сок, и бежали на свои места по приборке. Суетное утреннее нововведение командира корабля все воспринимали как некую «блажь и прыть новоиспечённого» капитана 2 ранга…
В 08:10 нам объявили конец приборки и начало занятий и тренировок по специальностям для подвахтенной смены. Полусонные офицеры и мичманы боевых частей и служб, тоже не успевшие нормально позавтракать, как они привыкли в своих кают-компаниях, выдавали командирам отделений, команд и групп задания по планам подготовки к классификационным испытаниям и все моряки разошлись по своим кубрикам, заведованиям и боевым постам. Вскоре повсеместно на корабле начались интенсивные контрольно-проверочные занятия по основным предметам профессионально-должностной подготовки на присвоение и подтверждение классной квалификации.
Эти занятия являлись показателем, характеризующим профессионализм моряков в соответствии с занимаемыми ими должностями или специальностями. Фактически занятия велись в форме практического экзамена или проверки знания должностных и функциональных обязанностей моряков, основных положений руководящих документов, например, должностных инструкций и книжек по боевому номеру, а также практического выполнения контрольных упражнений и нормативов по основным предметам боевой подготовки. Занятия велись не «злобливо», но строго, поэтому вскоре они превратились в некий вид состязания между опытными годками и молодыми матросами и старшинами.
Стало веселее. Тем более, что по кораблю пронёсся слух, что по результатам квалификационных испытаний всем и каждому присвоят или подтвердят классную квалификацию, которая по новым правилам влияет на размер ежемесячного денежного довольствия в течение года, то есть те, кто заработает более высокую степень квалификации, будет получать больше, а те, кто не сможет пройти испытание, останется на прежней ставке денежного довольствия. Это известие прибавило энергии ко всем занятиям и тренировкам…
Правда, ДМБовские годки осеннего (ноябрьского) призыва 1970 года откровенно «волынили» исполнение своих должностных и функциональных обязанностей, то есть они уже откровенно «играли ДМБ». Они умышленно затягивали выполнение любых работ, перекладывали их на «молодых» матросов, нарочито медлительно двигались по кораблю и в столовой личного состава, показно держали руки в карманах штанов, тянули слова в речи, медлили в движениях и практически внешне никак не реагировали на приказы и указания офицеров и мичманов, командиров и начальников. Они уже были ДМБовскими годками и по традиции «клали» на службу «большой болт с газовой резьбой». До сих пор не знаю, что означает в этом жаргонизме слова «с газовой резьбой», вероятно, это синоним «трубной резьбы», то есть крупной…
Да, ДМБовские годки традиционно в конце своего срока военной флотской службы начинают игнорировать её, постепенно выводить интересы службы из сферы своих интересов. ДМБовские годки, как правило, в самом конце срока службы «забивают» на всё и на всех, перестают нести вахты и выполнять будничные корабельные работы, занимаются только своим ДМБовским аттестатом, чистят, драят и холят свою ДМБовскую форму и очень раздражаются, когда их ДМБовский выход или ДМБовские выходки получают негативную оценку и реакцию командиров и начальников.
Сверхсознательные и сверх дисциплинированные, сильные и надёжные на БС (боевой службе), ДМБовские годки вдруг стали капризными, обидчивыми, напряжёнными, «независимыми», чванливыми, раздражёнными и агрессивными. Больше всего их заботили свои интересы, мнения и хотения. При этом они считали себя лучше других моряков экипажа корабля, умнее всех, опытнее всех, авторитетнее всех.
В последние недели и дни перед ДМБ жизнь молодых матросов, годков и подгодков экипажа корабля осложняется, потому что они вынуждены теперь работать и нести вахты не только за себя, но и за «того парня», то есть за ДМБовского годка. Такова была, якобы, годковская традиция прежних времён флотской службы, и ДМБовские годки «свято её блюли». Они часто повторяли расхожую фразу-формулу этой традиции: «Нас ДМБовские годки гнобили, теперь пришёл наш черед гнобить молодых, чтобы служба мёдом не казалась»…
Правда, не все ДМБовские годки «забивали» на службу. Большинство из них хорошо понимали, что их мастерство и опыт крайне важны и нужны кораблю, молодым матросам, службе боевого корабля. Поэтому эти недели и дни перед ДМБ, как правило, ДМБовские годки посвящают ускоренной передаче своих служебных дел и обязанностей своим преемникам. Вот почему апрель и октябрь – это периоды усиленной боевой учёбы, прохождения молодыми матросами, подгодками и годками испытаний и экзаменов на профессиональное мастерство и классность, на получение знаков отличия классной квалификации.
Все моряки на Военно-Морском Флоте в самом начале срочной, то есть ограниченной по сроку флотской или корабельной службы, имеют звание «матрос». До 1946 года моряки ВМФ СССР имели звание «краснофлотец». Матрос – это первоначальное или рядовое звание военнослужащего ВМФ. Матросы, получившие первоначальное специальное профессиональное образование, например, радиометристы, рулевые, сигнальщики, техники, электрики и т.д., уже считаются специалистами военно-морской службы.
Матросам, сдавшим соответствующие квалификационные экзамены-испытания, присваивается первое командирское звание – «старший матрос» и начальная квалификация – «специалист 3 класса». Старшие матросы – это командиры групп матросов или помощники командира отделения (старшины).
Звание «старший матрос» и квалификацию «специалист 3 класса» обычно присваивают молодым матросам в первый год службы за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину, за образцовое поведение в экипаже корабля, за образцовое соблюдение норм корабельного устава ВМФ. Старшие матросы, как правило, в период временного отсутствия командиров отделений, то есть старшин, заменяют их.
Очередная весенняя или осенняя смена матросов срочной службы на корабле сопровождается очередными экзаменами и испытаниями на классность, присвоением матросам или старшим матросам звания «старшина второй статьи». Звание «старшина второй статьи» введено на флоте 2 ноября 1940 года и соответственно сопровождается уровнем квалификации «специалист 2 класса».
Старшина второй статьи – это опытный боевой военный моряк (матрос или старший матрос), могущий самостоятельно нести вахту на боевом посту или в группе моряков, обладающий навыками взаимного замещения других матросов, знающий свою «матчасть», своё заведование, оборудование и оружие, умеющий выполнять все необходимые профилактические и ремонтные корабельные работы.
Звание «старшина второй статьи» и квалификацию «специалист 2 класса» обычно присваивают матросам и старшим матросам через год службы на корабле, после участия в БС (боевой службе) или в учебно-боевом походе корабля в море (со стрельбами). Также это звание и квалификация присваивается за образцовое выполнение служебных обязанностей, примерную воинскую дисциплину, успехи в боевой и политической подготовке, за образцовое знание и навыки обслуживания и применения по назначению своего заведования, оборудования и оружия, а также за образцовое управление группой, отделением или командой матросов конкретного боевого поста или какой либо корабельной работы.
Звание «старшина первой статьи» и соответственно «специалист 1 класса» также было введено на флоте с 2 ноября 1940 года. Это звание соответствует обязанностям по управлению группой, отделением или командой матросов боевого поста, по практическому обучению матросов конкретным служебным обязанностям, Звание «старшина первой статьи» и квалификацию «специалист 1 класса» присваивают наиболее отличившимся старшинам 2 статьи через два года службы на корабле, после успешной БС (боевой службы) или учебно-боевого похода корабля в море (со стрельбами). Это звание и квалификация присваиваются только за образцовое выполнение служебных обязанностей, примерное содержание и использование боевого поста, оборудования, вооружения, за успешное управление подчинёнными матросами и старшинами, за несомненные успехи в боевой и политической подготовке.
Дальнейшее служебное поощрение на флоте осуществляется присвоением звания «главный старшина» (заместитель командира боевого поста, группы, команды) и «главный корабельный старшина» или «старшина боевой части». Однако в данное время (1973 год) эти звания военных моряков срочной службы на флоте были уже редкостью…
Только к окончанию срока флотской службы все годки начинают «прозревать» и сдают экзамены на классность, чтобы «сыграть ДМБ» со знаком классного специалиста всысокой степени. При этом они стараются получить эти знаки классной квалификации по-честному, то есть «по делу», «за дело», по-настоящему, по правде.
Дело в том, что классная квалификация любого военнослужащего является доказательством его профессионального уровня военного специалиста, военного должностного звания. Обладатель знака специалиста 3-го, 2-го или 1-го класса по праву считается настоящим военным моряком, достигшим необходимого профессионального уровня мастерства в исполнении должностных обязанностей и успешно сдавшим квалификационные испытания. Вот почему ДМБовские годки должны и очень хотят иметь знаки классности, чтобы потом «на гражданке» при приёме на работу или на учёбу принимающие знали – к ним пришёл не просто матрос-моряк, а настоящий профессионал…
Кстати, если кто-то из матросов и старшин (моряков срочников) замещает должности мичманов или офицеров, то им может быть присвоена классная квалификация «мастер» без прохождения испытаний на весь период замещения этих воинских должностей. Так что Славка Евдокимов мне «все уши прожужжал», говоря: «Ты, Суворов, замещая офицерскую должность комсорга БПК «Свирепый», без всяких экзаменов или испытаний должен быть «мастером», «главным старшиной» и так далее». Увы, я не так болел честолюбием, как некоторые наши ДМБовские годки, даже не планировал и не стремился к «высоким должностям». Я принимал всё, как есть, «что будет, то будет, а «гребовать» себе «аксельбанты и эполеты» я не хотел.
Присвоение классной квалификации было делом сложным, официальным и ответственным. Третий класс квалификации присваивался приказом командира корабля, второй класс – приказом командира бригады соответствующих кораблей, а первый класс – приказом командующего Балтийским флотом или командира оперативного или оперативно-тактического соединения боевых кораблей. Командующий Балтийским флотом адмирал В.В. Михайлин имел право присвоить классную квалификацию «мастера».
Первая классная квалификация «специалист 3 класса» присваивается (подтверждается) не ранее чем через 3 месяца со дня начала флотской (военной) службы, а последующие классы (специалист 2 класса и специалист 1 класса) не ранее чем через 3 месяца со дня присвоения предыдущей классной квалификации. Квалификационные испытания на классность проводятся только после соответствующего обучения и тренировок на подведомственном оборудовании и вооружении. При этом самое главное – это результаты практического использования и применения этого оборудования и вооружений.
Ежегодно на БПК «Свирепый» работали специальные комиссии по проведению испытаний на присвоение (подтверждение, повышение, снижение и лишение) классной квалификации. Главной задачей этих комиссий было выявление фактической, реальной и действительной военной профессиональной подготовки матросов и старшин срочной службы. Поэтому годки и особенно ДМБовские годки в конце службы весьма ревностно, чётко, быстро, эффективно, то есть мастерски, выполняли свои боевые обязанности. При этом они усиленно тренировали («гоняли») молодых матросов, подгодков и годков, готовили себе смену.
Кстати, годки и \ДМБовские годки, естественно и неизбежно, сами выполняли те же обязанности, что и руководители квалификационных комиссий, то есть: руководили, контролировали, организовывали, испытывали и оценивали результаты испытаний. Таким образом, они сами испытывали самих себя. Эта традиция пришла на БПК «Свирепый» вместе с годками самого первого изначального экипажа корабля (в марте-апреле 1972 года), с выходцами с других боевых кораблей ДКБФ, в частности, с БПК «Бодрый» и БПК «Образцовый». Эти «бодрые» годковские традиции боевой учёбы и боевой подготовки в полной мере я как рулевой БЧ-1 БПК «Бодрый» испытал в полной мере на себе в декабре 1971 – феврале 1972 года.
В октябре-ноябре 1973 года командиры боевых частей БПК «Свирепый» (председатели квалификационных комиссий) представили командиру корабля капитану 2 ранга Е.П. Назарову кандидатов на присвоение классной квалификации и соответствующих званий. Эти представления оформлялись приказом командира корабля о допуске к испытаниям не за десять дней до начала испытаний, как было предписано руководящими документами, а по ускоренной программе боевой и политической подготовки, в течение одной недели. Разрешение на это было дано на уровне командования нашего соединения и Балтийского флота. Нас, дежурный боевой корабль 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ, усиленно готовили к чему-то очень серьёзному и важному…
В ходе инспекторских, итоговых или контрольных проверок и испытаний квалификационные комиссии оценивали уровень теоретической и боевой практической подготовки кандидатов, слушали их, читали вслух их характеристики. Если к теоретическим знаниям требования были «щадящими», то боевые нормативы времени и правильных действий комиссией оценивались очень жёстко. Особенно ценились практические навыки, командирские и профессиональные действия при проигрывании (испытании) каких либо ЧП (чрезвычайных происшествий), отказов, поломок, неисправностей и т.д. Тут уж наши моряки-свиреповцы показывали прямо чудеса и подвиги, потому что во время нашей первой БС (боевой службы) мы научились быстро и правильно реагировать на любые неприятности…
Матросы и старшины БПК «Свирепый» очень радовались и гордились успехами в квалификационных испытаниях, а командир корабля капитан 2 ранга Е.П. Назаров, замполит капитан 2 ранга Д.В. Бородавкин и я, как неформальный комсорг корабля, их в этом всячески поддерживали и поощряли. Например, я сделал специальный небольшой «Стенд почёта» с фотографиями-портретами наших высококлассных специалистов.
По результатам квалификационных испытаний составлялись соответствующие ведомости, акты и заключения квалификационной комиссии, издавались соответствующие приказы и морякам торжественно вручались квалификационные знаки Министерства обороны СССР и удостоверения к ним. Удостоверения были «корочками» синего или красного цвета с тиснёной надписью: «Удостоверение. Министерство обороны СССР». Сверху слова «удостоверение» пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Внутри удостоверения слева место для фотографии, изображение пятиконечной звезды с серпом и молотом и текст: «Удостоверение классного специалиста Вооружённых Сил СССР». Затем следовали: серия, номер, воинское звание, фамилия, имя и отчество. Потом текст «Командир части (корабля)» и место для подписи командира и даты подписания (выдачи) удостоверения.
На следующей странице удостоверения был напечатан текст: «Присвоена классная квалификация при выдаче удостоверения (наименование класса квалификации). Присвоена приказом (источник, номер и дата приказа). Стаж практической работы (количество времени). Командир части (корабля). Место для подписи командира и даты. Слева от подписи командира место для печати части (корабля).
Знак классной квалификации представлял собой «варяжский щит со скошенными плечами и расположенной наверху окружностью, в который вписана красная пятиконечная звезда с серпом и молотом и лучеобразной насечкой под эмалью». Щит был «обрамлён широким золотистым пояском, по которому на плечах щита и снизу разместились лавровые ветви». Внутреннее поле щита «покрыто синей эмалью, под которой сделана точечная насечка, а по центру размещена белая буква «М» или цифры «1», «2» и «3» с золотистым буртиком». Знаки классной квалификации МО СССР размером 43 х 30 мм изготавливались из металла под названием «томпак». К форменке и к одежде эти знаки крепились при помощи штифта и гайки.
От начальника РТС БПК «Свирепый» капитан-лейтенанта К.Д. Васильева, который тоже гордился своими знаками классной квалификации, я узнал, что «единый нагрудный знак для классных специалистов сержантского и рядового составов» ВС СССР был учреждён приказом Министерства обороны СССР № 122 от 13 июля 1954 года. Высшим знаком, конечно, считался знак «Мастер военного дела» (с буквой «М» на щите), который можно было получить матросам и старшинам до 1968 года. По авторитетности знаки следовали так (по нисходящей): «Специалист 1 класса», «Специалист 2 класса», «Специалист 3 класса».
Работая над книгой «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый», я узнал, что «идею знака предложил полковник А.П. Мастеров, курировавший в Техкоме ГИУ МО СССР разработку металлической фурнитуры. Эскиз знака нарисовала художник Техкома A.M. Ильина, а сами знаки изготовлялись на Ленинградском монетном дворе и на других предприятиях». С 10 августа 1961 года по приказу Министра обороны СССР № 0085 классная квалификация и соответствующие знаки были введены и для офицерского состава ВС СССР.
Классная квалификация и соответствующие знаки не только выдавались, но и изымались. Например, лишались классной квалификации те, кто по своей вине:
– допускал аварию на вооружении, военной и специальной технике;
– нарушал правила эксплуатации и сбережения вооружения, военной и специальной техники, которые из-за этого выходили из строя;
– своими действиями или бездействием допускал гибель (увечье) людей, а также иные тяжкие последствия;
– нарушал требования безопасности, повлёкшие за собой увечье или гибель людей;
– нарушал правила несения вахты (боевого дежурства);
– допускал раскрытие скрытного (кодированного) управления и безопасности связи;
– не соблюдал меры противодействия техническим средствам разведки иностранных государств;
– допускал разглашение сведений, составляющих государственную тайну;
– не обеспечивал сохранности сведений ограниченного распространения, терял важные и секретные документы, описания, инструкции, руководства;
– причинял материальный ущерб государству при исполнении обязанностей военной службы;
– понижался в должности по профессиональным показателям;
– отказывался от квалификационного испытания (аттестации или переаттестации).
За всё время военно-морской службы и службы на БПК «Свирепый» (1971-1974) я не помню ни одного случая лишения кого-либо из офицеров, мичманов, старшин или матросов экипажа корабля классной квалификации. Мы служили Родине честно…
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Знаки классной квалификации МО СССР: «Мастер военного дела» (1954-1968), «Специалист 1 класса», «Специалист 2 класса», «Специалист 3 класса» (1954 – современность).
Свидетельство о публикации №224072000382