Под знаком Капаниной
Её прибытия ждали, к её прибытию готовились, ведь выступление такого масштаба Мастера – целое событие.
Еще за три дня до начала очередного Всероссийского Слёта любителей авиации в Первушино, мне начали звонить и согласовывать перегонку самолета для показательных выступлений, уточняли погоду и порядок прилёта.
Несколько десятков самых разнообразных воздушных судов с экипажами и пассажирами, с разных регионов страны, от Питера до Владивостока уже стояли на стоянках и продолжали запрашиваться на прилет.
Погода то благоволила полетам, то заставляла экипажи подсаживаться на попутных запасных аэродромах и пережидать прохождения грозовых фронтов.
И вот, наконец, настало то утро, 19 июля 2024 года – День открытия Слета.
Опаздывающие экипажи, на своих самолетах, вертолетах, автожирах все прибывали, стараясь успеть до назначенного времени. Они выстраивались в ровные ряды на заранее подготовленные стоянки и экипажи шли регистрироваться. Тут и там слышались возгласы приветствий, ведь многие не виделись с прошлого года.
Взошедшее Солнце развеяло утренний туман и легкие барашки облаков в синем небе предвещали хорошую, безветренную погоду.
С высоты расположения моего рабочего места Руководителя полетов, видно не только все лётное поле аэродрома, но и прилегающие территории. Я видел, что прибывают приглашенные гости.
Их не много, ведь сегодня только открытие этого главного авиационного мероприятия, так называемой, « малой» авиации страны.
И, тем не менее, я замечаю, что посмотреть на Легенду авиационного спорта страны приехало достаточно много людей.
Как официальных лиц, так и специалистов, фотографов-любителей, представителей различных средств массовой информации, просто любителей авиации.
Наконец – будто порывом ветра пронесло над аэродромом:
- Капанина!
Приехала Светлана Капанина!
Да! Это была именно она!
Невысокая, миловидная, молодая женщина в облегающем лётном комбинезоне цветов национального флага появилась в окружении руководства аэродрома «Первушино».
Удивительно, но она никому не отказывала в общении.
Десятки гостей Слета обращались к ней и все получали свой автограф, рукопожатие, совместное фото или просто кивок-приветствие и доброжелательный взгляд – кто и на что осмелился, а она ответила каждому.
Подходило время начала открытия Слета.
Пользуясь тем, что в воздухе было затишье, а мне надо было до авиационной части согласовать, уточнить все, чем я могу помочь Светлане в выполнении её программы полетов, я подошел к ней для приветствия и небольшого совещания, прямо у крыла самолета.
Красавец «Экстра-330» - такой же симпатичный, как и она сама, был обслужен и готов к выступлению.
Мы поздоровались и обсудили некоторые особенности полетов. Меня обрадовало, что, несмотря на весьма доброжелательный тон ее красивого, запоминающегося голоса, и улыбку хорошо очерченных природой губ, глаза смотрели достаточно внимательно, изучающее. Мол, что мне ждать от тебя, как ты будешь обеспечивать безопасность выступления?
Я, обрадовано, увидев то, за что «болею» - профессиональное отношение к своему делу, заверил, что все, что нужно сделаю, мешать полетам никто и ничто не будет.
Мы сфотографировались, конечно, и она красивым жестом, поправив раздуваемые аэродромным ветерком волосы, приятного, для моего глаза, цвета, заметив, видимо некоторое мое волнение, сказала:
- Спасибо. Все будет хорошо!
Ободренный и успокоенный, я начал следить за программой открытия и в установленное время, голос, который я узнаю из тысячи, позвал меня по радио:
- Гусар, я 2121 Гольф! Разрешите запуск, руление!
Я разрешил, конечно, и небольшой спортивный самолетик, стремительный, в своих очертаниях, двинулся к началу взлетно-посадочной полосы.
Сотни глаз пилотов, специалистов и просто гостей устремились на это творение конструкторской мысли и маленькую фигурку за стеклом фонаря кабины.
- 2121 к взлету готова!
- 2121, ветер справа боковой 3 метра, с курсом 110 взлет разрешаю.
-2121- взлетаю!
Красивая музыка зазвучала над аэродромом. Все притихли. Все взгляды и обьективы были только в сторону самолета.
Белый дым за бортом, который быстро набирал скорость при разбеге, придавал зрелищность и динамику.
Наконец отрыв, разгон на малой высоте и резкое, вертикальное взмывание.
Конечно, большинство из нас видели её выступления, ведь Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по самолетному спорту. Уникум, в своем роде.
Репортажи о ее полетах есть в свободном доступе, но здесь другое!
Здесь живое выступление, запах бензина и рев, на разных оборотах двигателя. Здесь, так кажется, что прямо мимо тебя проносится самолет и из-за прозрачного стекла тебе и именно тебе улыбается эта смелая, талантливая и красивая женщина.
Музыка и фигуры пилотажа подходили друг к другу идеально. Они то сливались друг с другом в глубоком вираже, то перекликались многочисленными переворотами, то замирали высокими нотами в абсолютно вертикальных наборах высоты, с зависанием в верхней точке.
Нет. Такого выступления я никогда не видел, и что меня особенно поразило то, что над лётным полем стояла абсолютная тишина.
Только негромкая мелодия, то приближающийся, то удаляющийся звук двигателя и щелчки фотокамер. Именно их я отчетливо слышал!
- Гусар, 2121Гольф программу закончила, к посадке готова.
- 2121Гольф, посадку разрешаю, условия без изменений.
Аэродром буквально взорвался сотнями голосов и аплодисментов! Как будто люди, затаив дыхание на несколько минут, наконец-то вздохнули, вновь ожили и я, нарушив все законы радиообмена, тоже не выдержал и сказал в эфир:
- Светлана Владимировна, браво! Прекрасное выступление!
- Спасибо, - смеющимся голосом ответила она, заруливая на стоянку.
Все наблюдавшие это выступление, махали руками, группа пилотов, скандировала ее имя и я видел точно, что вставшая на крыло самолета Мастер, поклонилась несколько раз, а затем подбежала к построившимся в ряд зрителями и поприветствовала всех, я подчеркиваю всех, по очереди.
На следующий день, во время основного трехчасового авиашоу, Светлана Капанина летала еще два раза с красивой программой.
Тысячи людей с замиранием сердца смотрели на это действо и, наверняка надолго запомнят серебряный колокольчик ее голоса, когда организаторы праздника сделали так, что прямо во время фигур высшего пилотажа она поздравила публику по трансляции на весь аэродром и надолго запомнят её звонкое:
- Привет, Уфа!
- Привет, Авиаторы!
- Привет, Башкортостан!
- Привет, Страна!
Сейчас, когда я пишу эти строки, Слет уже закончился.
Все пилоты, улетая, благодарили организаторов за обеспеченную безопасность полетов, порядок и условия. Они унесли с собой новые знания, адреса и телефоны друзей и, я уверен, положительные эмоции.
Думаю, что для многих из них, как и для меня, этот Слет и этот год – пройдут под знаком Светланы Капаниной!
От автора:
Благодарю администрацию аэродрома "Первушино" за приглашение поработать на Слете.
Пилотов и всех, кто мне помогал, за содействие в обеспечении безопасности полетов.
Макса Чегодаева за предоставленное фото.
Свидетельство о публикации №224072300354
Светлана Евгеньевна Савицкая (1948 г.р., Москва) – первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР (1970) окончила МАИ в 1972 году. Во время учёбы проходила курс подготовки в Центральной лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ и в 1971 году получила квалификацию «лётчик-инструктор».
С 1969 по 1977 год входила в сборную команду СССР по пилотажному спорту, в 1970 г. выиграла первенство мира. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах.
После окончания института работала лётчиком-инструктором, одновременно училась в школе лётчиков-испытателей. С 1976 года работала лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» – летала на истребителях «МиГ-21», «МиГ-25», «Су-7» и др.
В августе 1980 года командируется в отряд лётчиков-космонавтов.
С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершает полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера состоялся ее полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию. С 27 октября 1993 года по 15 апреля 1994 года работала заместителем начальника в НПО «Энергия», затем доцентом в МАИ.
В справочнике «Маршалы и Адмиралы флота» знаменитый маршал авиации (позывной «дракон») Евгений Яковлевич Савицкий, девиз которого был «делай, как я» наряду с боевыми заслугами характеризуется: «Отец космонавта С.Е. Савицкой».
Со Светланой Савицкой сотрудничал в ходе подготовки ТТТ к новому спортивному самолету.
С уважением,
Валерий
Валерий Каменев 10.02.2025 13:58 Заявить о нарушении
Савицкую тоже видел, но общаться не довелось. Много читал о ней. Умная, целеустремленная женщина.
С космонавтами удается иногда общаться. Люди все интересные и достойные.
Благодарю!
Владимир Лыгин 11.02.2025 20:18 Заявить о нарушении