Умозритель, умозрительно - термины, этимология

Франкфуртскіе умозрители и деологи сочиняли различныя
системы государственнаго устройства: въ жару
политико-экономическихъ мечтаній, они приносили
въ жертву своему самолюбію благо, спокойствіе и самую жизнь
милліоновъ и дерзко становились между государями и подданными
Библіографія. Новыя книги. Петербургская литература // «Современникъ», 1850


1) Существующая этимология

а) Викисловарь/Умозрение
Корень: -ум-; интерфикс: -о-; корень: -зр-; суффикс: -ениj; окончание: -е. Значение: мыслительное представление, взгляды, основанные на пассивном созерцании, не опирающиеся на опыт. Этимология - нет.

б) Викисловарь/Ум
Корень: -ум-. Значение: способность мыслить, рассуждать и делать выводы; высокая степень интеллекта; перен. интеллектуал, выдающийся мыслитель.
Этимология по Максу Фасмеру
Ум, укр., блр. ум, др.-русск. умъ, ст.-слав. оумъ nous, dianoia (Остром., Супр.), болг. ум (Младенов 651), сербохорв. ум, род. п. ума, словен. um, род. п. uma, чеш., слвц., польск. um. Лтш. uomа «ум», лит. umas «смысл» заимств. из слав.; см. М. — Э. 4, 419. Родственно лит. aumuo «разум», вост.-лит. aumenis «память», omenis, оmеnа ж. «сознание, чувство», ome «повадка», далее, возм., связано со ст.-слав. авити ся, аве «явно» (см. яви;ться); (... перечень авторов). Сюда не относится лат. omen, род. п. -inis ср. р. «предзнаменование», вопреки Педерсену (IF 5, 66 и сл.); см. ... (авторы). Брандт (РФВ 25, 34 и сл.) пытается установить родство с учить, выкнуть. (???)

в) Словарь Шанского Н.М./Ум; "Общеслав. Надежной этимологии нет. Наиболее предпочтительно толкование слова как суф. производного от той же основы, что УК в учить, наука, навык, привыкать (см.)". (???)

г) Словарь Макса Фасмера
Зреть I., зрю, зришь «видеть», итер. -зирать, укр. зрiти, зрю, зриш, др.-русск. зьрtти, зьрю, ст.-слав. зьрети, зьрю (vlepein, theorein, oran) (Супр.), сербохорв. зазрети, зазрем «увидеть», словен. zreti, zrem «взглянуть», чеш. zrti, zrim, слвц. zrеt, zrem «видеть», польск. zrze;, zrze;, в.-луж. zrjec «смотреть». Далее сюда же заря, зорок. Ср. лит. zereti, zeriu «сиять, светить», zeruoti «пылать, сверкать»; ... (???)

д) Электронное издание Словаря Академии Российской 1789-1794 гг.; "Умозрение. Теория; внимательное рассматривания качества и свойства вещи: умственное созерцание чего-нибудь: проницание в общие истинны".

2) Применение термина. Национальный корпус русского языка

* В. К. Тредиаковский. Слово о мудрости, благоразумии и добродетели (1752)
Истинная мудрость, понеже состоит в познании правд Божественных и человеческих, умозрительных [theoretica] и деятельных [practica], достоверных [certa] и вероятных [probabilis], то и мудрый муж несколько знает, многое ж верит; так что знание и вера не что иное, как токмо средствия, коими он себе навык мудрости приобретает.
Первый есть теоретический, или умозрительный, сему роду предлежащее [obiectum] есть Творца и тварей познание; но вторый — практический, или деятельный; а предлежащее ему — действия человеческие нравственные и их правило.
Припомнить прошу, СС, третие из умозрительных учений есть физика, предлагающая вероятным по крайней мере доказательством естественных вещей причины [causa] по их производствам [effectus] и также оных способы делания [modi agendi]. Знания сего вещи толь многородны, многоплодны и в толиком числе находящиеся, что и ум, понимающий вместить их, и слово, прелагающее оные вкратце исчислить, мнится, не возможет никогда и никаким тщанием.

* И. М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород (1813-1815): "В впечатлениях на чувства, — отвечает эмпирик (опыт, знание); умозритель полагает его единственно в доводах разума".
* С. П. Шевырев. Гердеръ, Шиллеръ и Гёте // «Московскій наблюдатель», 1837: "Зам;чательная борьба Гердера съ Кантомъ, есть борьба эмпирика съ умозрителемъ, борьба самобытнаго начала Науки съ Философіею, которая все хочетъ подчинить себ;, часто пренебрегая подробностями явленій".
* В. Ф. Одоевский. Психологические заметки (1843): "Напротив, умозрители ищут везде симметрии и разлагают всю природу в геометрическую пропорцию, как 1, 2, 4, 8".

3) Обобщение и вывод

а) Ум — способность к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Мышление - функция головного мозга. Основные операции мышления:
* Сравнение - установление сходства и различия.
* Анализ - разложение понятия на составные части.
* Синтез - способ собрать целое из частей или явлений.
* Абстракция - выделение существенных признаков.
* Классификация - деление понятия по определенному основанию (признаку).
* Обобщение - переход от частного к общему. ...

б) Зрение - способность видеть. Зрительное восприятие объектов окружающего мира позволяет получать представление: о величине, форме, цвете предметов, о взаимном расположении и расстоянии между ними, а также познавать их некоторые видимые свойства (вода кипит, камень тверд). Ориентирует в пространстве и времени (день, ночь), помогает манипулировать предметами и терминами их обозначающими; около 90% информации человек получает с помощью зрения.
В мышлении (мозгу) эта информация СВЯЗЫВАЕТСЯ, выявляется СВЯЗИ, СХОДСТВО с чем-либо (предметом, явлением). В результате операций мышления появляется представление о предмете (слово-понятие), которое закладывается в память (накопление, сохранение и воспроизведение знаний (о мире)).
Вывод
Умозрение - первоначальный (древний) процесс познания мира (предметов и явлений), однако невозможно изучить действительность основываясь на конкретном созерцании предмета, так как любой предмет имеет скрытые качества (признаки) и свойства, длительный процесс познания.
Целесообразно рассмотреть составной термин XVIII века "умо+зрение" в связи библейскими образами и терминологией.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология
Термин "ум" этимологии не имеет, есть мнения, версии не связанные с графикой слова.

Общий вид
русск. УМ = ивр. УММА связь, единство, сходство, соответствие, подобно; форма ЛЕУМАТ соответственно; т.е. работа ума, мышление - нахождение связей и сходств явлений и предметов. Библейское: Бытие 1:26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию Нашему (Бога)".

* Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5980. Оригинал: ЛЕУМАТ. Произношение: ;умма. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H6004 - 1. при, у, возле, подле; 2. подобно, соразмерно, наравне с, соответственно; 3. напротив, против.
+ Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 357, УММА связь, единство, сходство, соответствие (т.е. - подобие).
+ Словарь Кляйна, УММА. Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
УММА fn prob. происходит от АМАМ ;; и соответственно означает ;соединение, связь;. [Отсюда к. ст. УММАТ(= напротив, против), откуда ЛЕУМАТ(qv). Однако некоторые ученые связывают УММА с араб. ;amam (= рядом).]

+ Библейский образ
* Екклесиаст 7:14: "В день счастья наслаждайся счастьем, а в день беды замечай (ивр. производное РЕЕ видеть, смотреть, обозревать; от корня РАА): то и другое сотворил Бог, чтобы не мог человек постичь (ивр. ЛЕУМАТ, соразмерно, соответсвенно, подобно) Его дела;".
* Церковнославянская Библия, Екклесиаст 7:15: "Въ дeнь благостни (єгw) живи во блaзэ и виждь въ дeнь ѕла: виждь, исъ нимъ СОГЛАСНО сіе сотвори бгъ, w глаголаніи, да не обрящетъ человёкъ за нимъ ничтоже".

б) русск. ЗРЕНИЕ, ЗРЕТЬ
* русск. З+РЕ+НИЕ = иврит З это + РЕ = РАА видеть, понимать, убеждаться; РАИ, РЕИА видение, смотрение + НИЕ = наоборот ЕИН = ивр. АИН глаз, око; слово прочитано наоборот – НИА; т.е. зрение – это видеть, смотреть глазами.
* русск. З+РЕТЬ = иврит З это + РЕУТ видение, способность видеть.

+ Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H7200. Оригинал: РАА. Произношение: ра;а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать. B(ni): являться, появляться. D(pu): быть видимым. E(hi): показывать, давать увидеть. F(ho): быть явленным, быть показанным. G(hith): смотреть друг на друга.

+ Библейский образ
* Бытие 2:19: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть (ивр. ЛИРОТ, форма от Р.А.А.), как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

* Путеводитель растеряных. Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам, XII в.); https://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm
Глава 4. Знай, что ХАЗА - ХИБИТ - РАА три выражения, обозначающие зрительное восприятие, и все три употребляются в переносном смысле для обозначения интеллектуального постижения.
В случае с глаголом РАА это широко известно. 1 Например, речение: "И увидел: вот колодец в поле" подразумевает зрительное восприятие, а речение: "И много видело сердце мое мудрости и знания" - восприятие интеллектуальное.
В этом переносном значении - смысл всех выражений о РАА (ви±дении и зрении), относящихся к Богу, да превознесется Он. Таковы речения: "Видел (РАИТИ) я Господа"; "И явился (ЙРА) ему Господь"; "И увидел (ЙРА) Бог, что хорошо"; "И увидели (ЙРА) Бога Израилева", - все это относится к интеллектуальному постижению и ни в коей мере не к чисто зрительному восприятию, ведь глаз воспринимает только материальное тело и только с одной стороны, да еще часть его привходящих свойств, то есть цвет тела, его конфигурацию и тому подобное. Кроме того, Бог не постигает при посредстве какого-либо инструмента, как будет объяснено. ...

в) Общий вид составного термина
русск. УМОЗРИТЕЛЬ = УМ + О связка слова + З+РИТ+ЕЛЬ = иврит УММА связь, единство, сходство, соответствие (работа УМА, процесс мышления, нахождение связи, сходства, подобия) + З это + РЕИ вид, образ; РЕУТ видеть (понимать) + ЕЛ Бог.
Истолкование термина
Зрительное созерцание (видение) и интеллектуальное постижение (вид, образ): качеств (признаков) и свойств (сходство-отличия предметов), данное человеку от Бога.

Таким образом, в термине УМ+О+З+РИТ+ЕЛЬ XVIII в. обобщен Метод познания действительности (мира) периода Античности и Средних веков; "по образу и подобию".
Кишинев, 26.7. 2024 г.


Рецензии