Открытие Олимпиады в Париже. Что это было?

     Перед тем как выступить в роли арт-директора церемонии открытия Олимпиады в Париже, Тома Жоли, известный французский театральный режиссёр успел осуществить много постановок. Среди них было множество средневековых пьес. «Набив руку» на средневековой драматургии с её  загадками, мистическими знаками, за мифологическими аллегориями и  потаёнными смыслами, Жоли приложил её («руку мастера») к церемонии открытия Олимпиады в Париже.         
    Я тут писала о  русском философе Н.А.Бердяеве.  Его размышления о мистиках  - как нельзя кстати.  Относя себя к «мистическим реалистам» и в качестве именно «мистического реалиста» Бердяев  он нещадно критиковал игры в мистику.  Он видел в них не проявления действительных мистических переживаний, а идущие от головы построения, основанные на знании  соответствующей античной и средневековой символики.
      Вот чем-то похожим на игру в мистику  и является представление, срежессированное Тома Жоли.  Он явно играл с мистическими образами,  пародируя их и одновременно утверждая их, причём, в сниженном или вообще вывороченном наизнанку  пародийном виде. Это было чисто интеллектуальная забава, ничего не говорящая человеческому чувству, но имеющая своей целью - "донести" замысел режиссёра. А замысел этот, несмотря на все интеллектуальные выверты и "богатый" мистически-символический ряд , "проще пареной репы".  Откиньте религию (причём, именно христианскую),  мораль  и государство с политикой, они вносят разногласия и раздор,  мешают свободному естественному проявлению любви и объединению людей!
     Отсюда – надругательство над важнейшим событием в жизнеописании Христа, «тайной вечерей». И одновременно над картиной Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Усадив за трапезу вместо Христа и апостолов гомосексуалистов, трансгендеров, дрэг-квинов и иных представителей ЛГБТ-сообщества, не  намекал ли Жоли, что за мистикой великого художника  скрывается что-то эдакое (обнаруживал же З.Фрейд в Леонардо латентный гомосексуализм).  Отсюда же – и  надругательство над нормами традиционной морали в виде дефилирующих по подиуму моделей - противоестественных извращенцев. Отсюда же – и надругательство над историей Франции, когда в окне дворца Консьержери предстала гильотинированная в годы Французской революции королева Мария-Антуанетта с собственной головой в руках, к тому же ещё и запевшей.       
      Отсюда же – «вишенкой на торте», точнее на блюде-сатире (так называется блюдо с разными фруктами) почти голый, вымазанный  голубой краской, отвратительного вида Дионис, поданный к столу на ЛГБТ- "тайной вечере". По замыслу Дионис должен был напоминать об абсурдности насилия между людьми, изображая собой  символ  вожделенной свободы от ограничений, налагаемых религией, моралью, государством. Настоящей свободной любви, как её понимает открытый гомосексуалист Тома Жоли. Вот он путь к подлинному объединению людей! Вот она настоящая политика! «Потому что политика для меня всегда была чем-то благородным. В переводе с греческого «полис» - «город», «община», а значит – «единство». Однако это вовсе не то, что мы видим сегодня». «Построение жизни в единстве», «устранение разногласий» - такова благородная цель, которой должна служить культура, как заявлял в одном из своих интервью режиссёр. Вот он и послужил… 
    Тома Жоли - конечно, интеллектуал, то есть человек, европейски образованный. Он знает, какой смысловой ряд "тянется" за образом Диониса в европейской философии и культуре благодаря Ф.Ницше. Какою же  насмешкой над философией Ницше, осмысливавшим образ Диониса с намерением сделать "уставшую" Европу сильнее перед  грозящими ей испытаниями ("восстанием рас"), является голубой Дионис Тома Жоли?  Да и над самой страдальческой жизнью Ницше, подписывавшим свои предсмертные, уже полубезумные, тексты "Дионис распятый"!
    О французский рационалистический Декартов дух, во что же ты выродился?!
    О французский вкус и французское изящество, где же вы - в омерзительных персонах ЛГБТ-моделей, в мужчинах, целующихся в танце, или многозначительно скрывающихся в комнате втроём?   
         Уж не знаю, что  имел в виду Тома Жоли, когда усадил в лодку с олимпийским огнём какое-то странное тёмное существо без лица, но, независимо от намерения, у него  получилось  честное «высказывание». Это существо – точный символ обезличенности человеков, "приговорённых" к новой "любви" и "свободе". Именно приговоренных, потому что церемония открытия Олимпиады - это не перфоманс на какой-нибудь маргинальной гей-тусовке. Это манифест и программа, предлагаемый образ будущего. Как заметил итальянский сенатор Клаудио Боги (в итальянском издаинии Open): «французские кузены хотят показать нам с их цеременией открытия, что их идеальное общество – это смесь гей-парад и «Голодных игр»
       Представление, созданное Тома Жоли,  явно претендовало на мистериальное действо, на вовлечённость  в него зрителей (пресловутая инклюзивность). Слава Богу, что у режиссёра для выполнения своей сверхзадачи не хватило таланта, и у многих, кто видел церемонию открытия, предложенное «явство» вызвало здоровый рвотный рефлекс и отторжение.
     Но скандал и шум церемония открытия Олимпиады произвела. А, может быть, современному продвинутому режиссёру только этого и надо было. К тому же у него всегда есть возможность оправдаться – мол, да это же была  провокация, я же предупреждал, что «позволю нарушить себе существующий порядок и представлю всех», я хотел привлечь внимание к современным проблемам, я,  совсем даже наоборот, утверждал всё светлое и доброе против тёмного и злого в нынешнем миря  и неслучайно же я ввёл в представление апокалиптического  «коня бледного»  и т.п., и.т.д.
       Однако в контексте всего увиденного в такого рода объяснения поверить будет трудно, как и удержаться от «подозрения, что перевёрнутый Олимпийский флаг был не досадной оплошностью, а преднамеренной акцией. 


Рецензии
Миром правит Сатана, усевшийса на трон Бога.

Василий Рябов Слабов   28.07.2024 17:01     Заявить о нарушении
Похоже на то. Спасибо за отклик!

Елена Котелевская   29.07.2024 11:16   Заявить о нарушении