Букет хризантем

Саша плюс Валя

Мы познакомились 10 августа 1981 года. Правильнее сказать, что это я впервые увидел её в этот день. Я вышел из очередного отпуска, а она пришла на работу в техбюро Отдела Главного Сварщика машзавода после окончания института. Самое интересное, что раньше я её, почему-то, не встречал. Мы выпускники одной и той же кафедры, многих ребят и девчонок из её группы я прекрасно знал. Тем сильнее был поражён в самое сердце, впервые увидев её.
Я, в то время, работал инженером-технологом в лаборатории сварки того же отдела. Частенько мой рабочий день начинался с обхода участков цехов завода, где стояли сварочные автоматы, спроектированные и изготовленные в нашей лаборатории. Так и в этот день, придя на работу я переоделся в спецовку и пошёл в цех №22, где, в основном, и располагались эти автоматы. По пути встретил сотрудницу техбюро с несколькими незнакомыми мне девушками, приветственно махнул им рукой и поспешил дальше по своим делам. Только ближе к обеду вернулся в лабораторию, смыл грязь и переоделся в чистую одежду. Так как я был самый молодой и, к тому же, холостой, то меня частенько подначивали на тему невест, но я, то отмалчивался, то отнекивался. Рано мне ещё!
Вот и в этот раз, только зашёл в комнату ИТР, как на меня сразу накинулись с вопросом, видел ли я новеньких девушек, что пришли к нам работать? Что я мог сказать? Конечно же, нет!
- Сходи! Там незамужние есть! Подберёшь себе…
- Ладно, если не забуду. Мне надо к начальнику отдела идти, цех не принимает наш автомат. Говорят, что сложен в управлении.
- Не обращай внимания, примут. Они всегда кочевряжатся. Ты, главное, на девчонок посмотри. У тебя сейчас вид, самое то!
Насчёт вида была правда. Я только недавно купил импортный чёрный кожаный пиджак, а под него одевал белую рубашку и коричневый галстук, коричневые же брюки и ботинки. Эдакий денди местного разлива. К начальнику так и так идти, заодно и в техбюро загляну. Всё равно, ведь, не отстанут, а оттуда и в цеховую столовую можно сходить. Там готовят лучше, только ходить дальше и очередь больше.
Ну, что, сходил к начальнику отдела, пожаловался. Настоящая-то причина в другом. В результате внедрения сварочного автомата с расценки на деталь снимали 0,1 коп. Мелочь! Повышение производительности труда с лихвой перекрывало удешевление, но, никому не хотелось считать. Иногда по 3-4 недели приходилось доказывать, а то и самому стоять и работать на установке, доказывая лучшее качество и производительность. От начальника я и зашёл в техбюро. Надо сказать, что это была большая комната, где находилось КБ и два техбюро, по разным производствам. Вот тут я и пропал. Мне кто-то что-то говорил, и я что-то отвечал. Меня знакомили с новыми сотрудницами, со всеми по очереди, но это не имело ни малейшего значения. Я видел только её! У неё оказалось чудесное и редкое имя – Валентина! В лабораторию вернулся, что называется, на автопилоте. Разумеется, это было сразу же всеми замечено.
- Что, Санёк, выбрал себе невесту?
- Выбрал!
- Эту небось, как её, Валю?
- Валю!
- Ну-ну, молодец!
- Ещё бы!
Видя, что большего не добиться, от меня отстали. А передо мной встала во весь рост проблема, как теперь познакомиться поближе? По работе встречаться очень мало шансов. Остаётся обед. И вот тут мне крупно повезло! У моего хорошего друга и сослуживца, Александра Волкова, жена работает в той же комнате, только в КБ. Вот с ними-то я и буду ходить на обед, а там и разговоримся. Сказано-сделано! С этого дня я обедал только в цеховой столовой. Мы всегда занимали очередь друг для друга и обедали за одним столом. Выяснилось, что живёт Валя в соседнем городе, Щёкино, и ездит на пригородном автобусе. Мне это очень подходило, так как я мог провожать её на автобус и полпути ехать с ней, до своего посёлка. Долгое время она думала, что я живу рядом с остановкой, на которой каждый день прощался с ней. Но что такое два с лишним километра для влюблённого?
Через несколько дней я пригласил её на дискотеку, которую устраивал комитет комсомола завода. Пользуясь знакомствами среди членов комитета, как бывший комсорг отдела, я мог в любое время достать заветный билет. Провожал её до дома. А потом стали часто гулять, и после работы, и в выходные дни. Недалеко от дома, где она жила, стояла наша любимая скамейка, на которой отдыхали после прогулок по городу, где мы впервые поцеловались и где я сделал Вале предложение стать моей женой. Она его приняла, и я был на седьмом небе от счастья. Но тут наступил сентябрь, пора колхозов…
Девятого сентября она, с другими сотрудниками отдела, уехала в совхоз «Тургеневский», что в Чернском районе, на уборку картошки. А я не мог поехать с ней, так как у моего друга детства, Шестакова Александра, назначена свадьба на 12 сентября, а я свидетель. Зная мою нелюбовь к поездкам в «колхоз», никто не верил, что я приеду. Тем более все были удивлены, когда 14 сентября я вошёл в комнату, где все жили. Несколько дней шли дожди и работать было невозможно, поэтому несколько человек решили съездить домой, а мы остались. Два дня мы наслаждались одиночеством. Когда все снова собрались вместе, то началась настоящая работа, а вечерами песни и танцы. Тут-то все окончательно убедились, что у нас всё серьёзно. За полторы недели мы собрали всю картошку на выделенном поле и уехали домой.
Очень кстати установилась сухая и тёплая погода. Обычно руководство совхоза давало справки, что мы работаем там на несколько дней дольше, чем на самом деле. Это давало возможность отдохнуть после сельхозработ, отмыться, привести внешний вид в порядок и погулять в своё удовольствие, чем мы и воспользовались. Днём мы гуляли по лесу, благо, что он в пяти минутах ходьбы от моего дома. Нам очень нравилось медленно идти по тропинке и загребая листву ногами слушать этот шелест. Но всё хорошее кончается и скоро выходить на работу. На выходных днях мы решили, что пора познакомиться и нашим родителям. Поэтому мои родители поехали, как сваты, к родителям Вали. Устроили сватовство по всем правилам. Посидели, поговорили под хорошую закуску. Все остались довольны друг другом, а нам только того и надо.
В понедельник уже надо выходить на работу, и мы решили, что во вторник пойдём подавать заявление в ЗАГС. Тут, ведь, существует масса всяческих поверий и примет. Одна из них, что нельзя подавать заявление в понедельник. День, дескать, тяжёлый и т.д. Нам-то особо без разницы, но спорить не стали. Утром встретились на работе и пошли к начальнику отдела, оформлять отгулы на завтра. Вот тут нас и ждал сюрприз. Оказывается, по заводу вышел приказ, что 6 октября все должны быть на рабочих местах, т.к. 7 октября День Конституции. При чём тут отгул и этот праздник никто ничего сказать не может, но приказ есть приказ. Нам начальник отдела так и сказал
- Ребята, если хотите, то идите в отгул сегодня. Завтра, извините, не могу.
Мы переглянулись, а что мы теряем? Вполне успеем в Щёкино за документами, и на Косую гору, чтобы подать заявление. Тут надо дать пояснение, почему заявление надо подавать именно на Косой Горе. Дважды в месяц, во вторую и четвёртую субботу проводилась торжественная регистрация в колонном зале Дома культуры. Разумеется, нам очень хотелось, чтобы всё было красиво и торжественно.
Конечно же мы согласились, быстро переписали заявления на отгул, и поехали домой. Ещё до обеденного перерыва мы были в ЗАГСе и подали заявление. Тут меня ждал ещё один сюрприз. Оказывается, у меня был просрочен паспорт. В конце июля мне исполнилось 25 лет и полагалось менять паспорт. Что делать? Хорошо, что все меня знали и согласились принять такой паспорт. Всё равно в него ставить штамп о бракосочетании, а Вале и вовсе менять на новый. Вот ещё один плюс, когда тебя все знают. В общем всё обошлось нормально, и мы пошли гулять в наш любимый лес. Надо сказать, что погода в этот день была просто великолепная. Солнечно, на небе ни облачка. Этот день нам так и запомнился, как очень светлый и солнечный. Мы прошлись, по засыпанной листьями тропинке, вдоль дороги в сторону деревни Рвы, мимо домика лесника и до газопровода, а потом обратно.
На следующий день с утра был противный мелкий дождь, который лил целый день. Вот так, благодаря дурацкому приказу, мы получили прекрасный день, который остался в нашей памяти на всю жизнь и стал нашим семейным праздником. Одно плохо, я вскоре заболел. У меня давно появился лёгкий кашель, ещё со свадьбы друга, которую отмечали в столовой пионерлагеря, а вечер тогда выдался ветреным и прохладным. Постепенно кашель усиливался и появилась температура. Когда пошел в больницу, то оказалось, что воспаление лёгких я перенёс на ногах, и у меня уже плеврит. Так я попал на больничную койку в отделение на улице Тимирязева. Вот и окончились наши прогулки… Теперь Валя приезжала после работы меня проведать и покупала мои любимые булочки с маком облитые шоколадной глазурью. Мы до сих пор иногда покупаем их, и Валя всегда говорит мне: «Вот, твои любимые!»
Я очень боялся, что не успею поправиться к свадьбе, которая была назначена на 12 декабря. С этой болезнью лежат по 40 дней и более. Соседи по палате успокаивали меня.
- Не волнуйся, наша докторша сама только недавно замуж вышла. Она всё понимает и поставит тебя на ноги вовремя.
В этом они оказались правы, лечили меня интенсивно. Уже через неделю я пошёл на поправку, что выразилось в быстром наборе веса, по 400 г в день. Все подтрунивали надо мной, что я как бычок на откорме. Я даже начал волноваться, что костюм, который шился на заказ в ателье, будет мне мал. Меня тайком ото всех, конечно кроме врача, возили на машине на примерку, и каждый раз костюм сидел на мне всё туже и туже. Ко дню выписки я весил около 85 кг, при моём обычном весе в 72кг. Но предсвадебные хлопоты быстро привели меня в норму. В день свадьбы костюм был точно по мне.
С самого утра передо мной стояла одна, но очень серьёзная проблема. Где достать цветы? Как меня ни успокаивали, но проблема не решалась. В декабре цветов не достать. В конце концов, мой друг Александр, который теперь был свидетелем, отправил меня стричься, а сам поехал за цветами. Как ни странно, но, пока стригли и укладывали мои непослушные волосы в нормальную причёску, он где-то купил букет прекрасных огромных белых хризантем. С тех пор эти цветы у нас ассоциируются с днём свадьбы, и я каждый год в этот день дарю моей Вале букет белых хризантем.

 


Рецензии