Разум - термин, этимология

Сия тайна есть велия! сия бездна судеб Божиих непостижимая!
сия глубина премудрости и разума Божия неиспытанна!
но откуду тебе сие, Амвросие святый; верим словесам твом,
но просим тя: откуду сия имаши, изъяви нам
Митрополит Стефан (Яворский). Проповеди (1700-1722)

1) Существующая этимология

а) Словарь Макса Фасмера/Ум
Ум, укр., блр. ум, др.-русск. умъ, ст.-слав. оумъ, dianoia (Остром., Супр.), болг. ум (Младенов 651), сербохорв. ум, род. п. ума, словен. um, род. п. uma, чеш., слвц., польск. um. Лтш. uomа «ум», лит. umas «смысл» заимств. из слав.; см. М. — Э. 4, 419. Родственно лит. aumuo «разум», вост.-лит. aumenis «память», omenis, оmеnа ж. «сознание, чувство», ome «повадка», далее, возм., связано со ст.-слав. авити ся, аве «явно» (см. яви;ться); (... перечень авторов). Сюда не относится лат. omen, род. п. -inis ср. р. «предзнаменование», вопреки Педерсену (IF 5, 66 и сл.); см. ... (авторы). Брандт (РФВ 25, 34 и сл.) пытается установить родство с учить, выкнуть. (???)

б) Словарь Макса Фасмера/Разум
Разум. Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ  synesis, gnosis (Супр.), болг. разум, сербохорв. разум, словен. razum «разум, смысл, значение», чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум. (???)

в) Термин "разум" используется в восточных европейских языках, распространен в церковнославянском, что указывает на территорию возникновения; в богословской литературе отмечен с 1073 г. В остальных европейских языках используют варианты латинского "intelligentia" или свои национальные термины.

2) Применение термина "разум" в русском языке. Национальный корпус русского языка

* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): "Разум же без научения и способность без привычки или искуства приобретена быть не может" ... "Но разум имянуем ум, чрез употребление и поощрение его качеств исправленный, которое от науки приписуется".
* архиепископ Платон (Левшин). Православное учение или сокращенная христианская богословия (1765): "(5) Разум есть способность явственно себе вещь представляющая".
* А. Н. Радищев. Офицерския упражнения [перевод книги А. Л. Эльсница с немецкого] (1773-1774): "Оба сии писатели погрешают более в том, что они понятие, разсуждение и разум, непрестанно мешают с глазомером. ... Оно разделено на две главныя посылки: 1) что глаз делать должен; 2) что разум и разсуждение делать должны над тем, что глаз видел.
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): «Истина натуральная есть та, когда какая вещь имеет в себе все то, что к существу ее требуется». … «Истина логическая есть не что иное, как сходство мыслей наших с самою вещию».
* И. М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород (1813-1815): "В впечатлениях на чувства, — отвечает эмпирик (опыт, знание); умозритель полагает его единственно в доводах разума".

3) Церковнославянские источники

а) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского, Санкт-Петербург, 1893. https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijR-S.pd...
Обширная терминология на с. 52-58, переводная богословская литература, летописание, Ветхий Завет; приведенные примеры в основном связаны с духовным виденьем (интеллектуальным зрением).

* Разумивый - одаренный разумом, разумный, знающий: Сбор. 1076 г. Разумие - разумъ. "Просвященный божественным разумом", XI в.
* Разумъ - способность познавать, мыслить, XI-XII в. Значения: ум, рассудительность, разумение, понимание, познание, знание, мысль, образ мыслей, согласие, сочувствие, объяснение, определение, смысл, значение, знак.
* Разумник - созерцатель, Изб. 1073 г. Разумьные - духовное зрение. "Чювьственъ ли е (йе) раи (ивр. РАА зрение) или разоумнъ", Изб. 1073. Разумение, разуметися - представление, предвидеть, замечать, быть узнанным, быть похожим, казаться.

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1995; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_21.pdf
Обширная терминология на с. 249-259, богословская литература, переводы, летописание, акты; в основном связаны с духовным (мысленном) видением (зрением, познанием, интеллектуальным зрением); 1073-1700 гг.

* Разумъ - способность познавать, мыслить; знание, познание, наблюдение, мнение, взгляд, характер, образ мыслей, замысел, помышление, смысл, значение, причина, основание ...
* Разумевати - познать, узнавать, познать умом, созерцать (узнавать посредством зрения).

4) Обобщение и вывод.

а) Где находится "разум"?

Согласно Библии, место "разума" в одних стихах находится в "сердце" (сердце мыслит), а в других в "голове" (видение головы).
* Даниил 2:28: "Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы (ивр. РОШ голова) твоей на ложе твоем были такие".
* Даниил 2:30: "А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца (ивр., арам. ЛЕВАВ) твоего".

б) Выдающийся еврейский философ Моше Бен Маймон (богослов, врач, раввин) в XII в. уточнил как нужно понимать зрительное восприятие (зрение)

* Путеводитель растеряных. Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам, XII в.); https://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm

"Глава 4. Знай, что (ивр.) ХАЗА - ХИБИТ - РАА три выражения, обозначающие зрительное восприятие, и все три употребляются в переносном смысле для обозначения интеллектуального постижения.
В случае с глаголом РАА это широко известно. 1 Например, речение: "И увидел: вот колодец в поле" подразумевает зрительное восприятие, а речение: "И много видело сердце мое мудрости и знания" - восприятие интеллектуальное.
В этом переносном значении - смысл всех выражений о РАА (ви±дении и зрении), относящихся к Богу, да превознесется Он. Таковы речения: "Видел (РАИТИ) я Господа"; "И явился (ЙРАА) ему Господь"; "И увидел (ЙРАА) Бог, что хорошо"; "И увидели (ЙРАА) Бога Израилева", - все это относится к интеллектуальному постижению и ни в коей мере не к чисто зрительному восприятию, ведь глаз воспринимает только материальное тело и только с одной стороны, да еще часть его привходящих свойств, то есть цвет тела, его конфигурацию и тому подобное. Кроме того, Бог не постигает при посредстве какого-либо инструмента, как будет объяснено. ...".

в) Приведем термин "разум" в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни составного церковнославянского слова.
РАЗУМ = РА+З+УМ = иврит РАА зрение, видение, интеллектуальное постижение + З это (связка составного слова) + УММА связь, единство, сходство, подобие.

+ Ум — способность к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения. Мышление - функция головного мозга. Основные операции мышления: сравнение - сходство и различия; анализ - составные части; синтез - собрание целого; абстракция - сущест. признаки; классификация - деление по определенному основанию (признаку); обобщение - переход от частного к общему.

+ Зрение - способность видеть, восприятие объектов окружающего мира позволяет получать представление: о величине, форме, цвете предметов, о взаимном расположении и расстоянии между ними, а также познавать их некоторые видимые свойства (вода испаряется, замерзает, камень тверд). Ориентирует в пространстве и времени (день, ночь), помогает манипулировать предметами и терминами их обозначающими; около 90% информации человек получает с помощью зрения.
В зрение представляет действительность, в мышлении (мозгу, уме) эта информация СВЯЗЫВАЕТСЯ, выявляется СВЯЗИ, СХОДСТВО с чем-либо (предметом, явлением). В результате операций мышления появляется представление о предмете (слово-понятие, картинка), которое закладывается в память (накопление, сохранение и воспроизведение знаний (о мире)).

Вывод
"Зрение, видение" в библейских стихах как прямое явление - функция глаз, зрительное восприятие, а также в переносном смысле - восприятие интеллектуальное; т.е. мышление, работа, функция ума (мозга) - познание, знание предметов и явлений.
Целесообразно рассмотреть составной термин XI века "ра+з+ум" в связи библейскими образами и терминологией.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Ум - терминология

Термин "ум" этимологии не имеет; есть мнения и версии не связанные с графикой слова.
Общий вид
русск. УМ = ивр. УММА связь, единство, сходство, соответствие, подобно; форма ЛЕУМАТ соответственно; т.е. работа ума, мышление - нахождение связей и сходств явлений и предметов.

* Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5980. Оригинал: ЛЕУМАТ. Произношение: ;умма. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H6004 - 1. при, у, возле, подле; 2. подобно, соразмерно, наравне с, соответственно; 3. напротив, против.
+ Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 357, УММА связь, единство, сходство, соответствие (т.е. - подобие).
+ Словарь Кляйна. 1. Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
УММА fn prob. происходит от А.М.М. и соответственно означает соединение, связь;. [Отсюда к. ст. УММАТ (= напротив, против), откуда ЛЕУМАТ (qv). Однако некоторые ученые связывают УММА с араб. amam (= рядом).]

+ Библейский образ
* Екклесиаст 7:14: "В день счастья наслаждайся счастьем, а в день беды замечай (ивр. производное РЕЕ видеть, смотреть, обозревать; от корня РАА): то и другое сотворил Бог, чтобы не мог человек постичь (ивр. ЛЕУМАТ, форма от УММА соразмерно, соответственно, подобно) Его дела".
* Церковнославянская Библия, Екклесиаст 7:15: "Въ дeнь благостни (єго) живи во блaзэ и виждь въ дeнь ѕла: виждь, исъ нимъ СОГЛАСНО сіе сотвори бгъ, w глаголаніи, да не обрящетъ человёкъ за нимъ ничтоже".

б) РАА - терминология

+ Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H7200. Оригинал: РАА. Произношение: раа. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать. B(ni): являться, появляться. D(pu): быть видимым. E(hi): показывать, давать увидеть. F(ho): быть явленным, быть показанным. G(hith): смотреть друг на друга. Синонимы: H2372 (ХАЗА).
+ Библейский образ
* Бытие 2:19: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть (ивр. ЛИРОТ, форма от Р.А.А.), как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».
* Притчи 24:32: "Посмотрел (ивр. ЕХЕЗЕ от ХАЗА смотреть, пренос. понимать) от я, поразмыслил, вот что увидел (ивр. РАИТИ от РАА смотреть, перенос. знать, узнавать) я и понял".

6) Общий вид
русск. РАЗУМ = РА+З+УМ = ивр. РАА видеть, понимать, убеждаться + З это + УММА  связь, единство, сходство, соответствие, подобно.

Таким образом, термин РАЗУМ декларирует, что зрительное созерцание (зрение, видение, восприятие) есть - интеллектуальное постижение объектов и явлений природы: качеств (признаков) и свойств (сходств - отличий). Увиденное человеком в большинстве случаев является действительными, истиными объектами или явлениями природы.
Человека, который не умеет мыслить, не проявляющего рассудительности в деятельности называют - неразумным.

Кишинев, 30.7.2024 г.


Рецензии