ПОвесть Анара Смертный час

   известного как автора нашумевшей повести «Шестой этаж пятиэтажного дома»,
   опубликованный в  журнале «Литературный Азербайджан» за 2024 год в третьем
   номере претендует на фантастическую прозу. В ней все время появляется красный
   автомобиль, который символически прочерчивает пройденный путь героя. Герой
  повести простой азербайджанский парень, писатель который не лишен
  любознательности. Элементы автобиографические вклиниваются в сюжет рассказа, 
  но не являются сутью сюжета повести.
  Повесть начинается с описания жуткого звука похожего на бор машину.Затем
  выясняется что этот звук со стороны соседа который пришел к нему и повел
  разговор о продаже его квартиры.
  Сюжет повести будет строиться на воспоминаниях о прошедшей жизни героя. Из
  него мы узнаем,  что одиночество героя тесно связано с его отношениями с
  секретаршей Аллой. На память приходят такие отношения в редакции с известным
  азербайджанским писателем Натиком Расулзаде. Секретарша его сообразила и в
  итоге  родила девочку. Была вынуждена уволиться, он признал дочку, благодаря
  своим родителям.  Потом появилась вторая девочка и его судьба была заполнена
  отношениями с ней. В результате появился великолепный рассказ писателя,
  напоминающий  миниатюру о прошлой жизни.Рассказ о дочери можно назвать
  шедевром писателя.      
  После разговора с соседом в повести Анара, который предложил ему сразу продать
  его квартиру сюжет повести будет строиться на описании его взаимоотношений с
  секретаршей.С которой он жил в течении трех лет, которые так и не закончились
  женитьбой.
  Все время думая о преследовании его красной машиной он оказался у дверей
  секретарши. Мы узнаем что секретарша Алла уволилась  и пошла работать на
  другую работу. Наш герой привык к одиночеству, но, увидя зеркало в опустевшей
  для продажи вещей  комнате он вспомнил, как они любили проводить любовные игры
  перед ним. А теперь секретарша Алла все продает и собирается  уехать к своим
  родным в Америку.  Мать еврейка и ее родственники дядя или тетя уже давно
  живут там.  Он посмотрел на себя  в зеркало и заметил, что волосы его не
  поседели а покрылись плесенью. На что намекает наш герой и как следует
  понимать авторское замечание автора? В качестве упреков в адрес  своей
  молодости или   на то, что   в конце их последнего как оказалось разговора
  перед ее поездкой  выясняется,  что у нашей героини Аллы есть душа. Он
  удивился, увидев большую библиотеку, понимая,  что столько лет жил с женщиной
  о которой практически ничего не знал, но самое главное не хотел знать.
  Сказались эгоистические черты характера. Алла с упреком ему напоминает, что
  когда он приходил к ней, то жадно на нее  набрасывался чтобы удовлетворить
  только  свою плоть. Эгоизм в отношениях  четко воспринимается как одна из
  главных черт в его характере. Герой понимает, что уже ничего не вернешь. Знал
  бы он, что у ее тела  была душа. Может это к чему-то бы и привело.Но его 
  позднее раскаяние ни к чему уже не приведет и вот в таких негативных мыслях о
  своей жизни и судьбе он выходит на улицу и когда переходит ее на него
  стремительно набрасывается красный автомобиль от которого он все время
  прятался и пытался скрыться. В итоге   он трагически погибает. Несмотря на то, что уже решил что-то поменять в своей жизни устроиться на новую работу…

  У каждого писателя свое отношение к раскрытию темы смерти. У  Толстого мысль о
 смерти была постоянна. В рассказе «Три смерти» он сопоставляет смерть дерева,
 гармоничную и  примиряющую с бессмысленной и жестокой смертью людей. Рассказ
 заканчивается  картиной  органического вплетения  смерти дерева  в ненарушаемую 
 гармонию природы: «Птицы гомозились  в чаще и, как  потерянные, щебетали что-
 то.  Счастливые сочные листья  радостно и спокойно шептались  на вершинах, и
 ветви живых деревьев медленно, величаво зашевелились  над мертвым, поникшим
 деревом».
 У Достоевского нет такого растворения героя с природоЙ, но к нему то его герой   
 рветься. Герой Достоевского  гибнет, а если не гибнет, то переживает  мучения
 горше гибели,чтобы  решить общечеловеческую, а не  личную моральную  проблему.
 Каково же отношение к смерти писателя Анара. Он просто описывает в своей
 повести"Смертный час"  что в итоге произошло с его героем. И в этом описании
 фантастического сюжета к которому привела героя смерть нет глубины авторского
 отношения к смерти. Возможно это не входило в его авторскую задачу. Кажется
 повесть его не дописана..   


Рецензии