Хроники Знания. Голубое лобби
АННОТАЦИЯ:
Планета Гриззар-33. Далёкое будущее. Студенты Маринского Университета подвергаются гомосексуальным домогательствам со стороны проректора по воспитательной части. Их жалобы в высшие инстанции Корпорации остаются без ответа. Тогда они решают обратиться за помощью к известному и популярному профессору Бэрри Клаузевицу...
ВСТУПЛЕНИЕ
В 31-ом веке человеческая цивилизация достигла кульминационного пика своего развития. Человечество покорило космос, вышло за пределы Солнечной системы, стало осваивать и колонизировать пригодные для жизни планеты. К сожалению, это ликование, мир и спокойствие было недолгим. В 3124 году произошел глобальный военный конфликт с использованием современных смертоносных видов оружия. Война длилась несколько дней и уничтожила всё живое на Земле.
Потеряв всякую связь с Землёй, колонии стали приходить в упадок. Колониям на планете Гриззар-33 хватило всего одну тысячу лет, чтобы были утеряны все технологии, знания и достижения, а сами колонисты вконец одичали, забыли, что они родом с Земли, забыли свою историю, превратились в оголтелых дикарей, непрестанно воюющих между собой. Многовековая борьба за выживание и обладание ресурсами положила начало возникновению всяких государственных образований.
В 5002 году на Гриззар-33 появился некто, которого позднее стали звать Великим Учителем. Никто не знал, кто он и откуда, но он начал собирать вокруг себя людей и передавать им Знание. Он учил математике, алфавиту, письменности, учил писать книги, рассказывал о философии и законах природы, рассказывал, как устроен мир, учил географии, физике, химии, музыке… Великий Учитель преподавал несколько лет, а потом куда-то исчез, и его последователи разбрелись кто куда, устраивая свои общины. Их стали называть Знающими, а их сообщество – Корпорацией.
Первое время общины Знающих были устроены просто: устраивали классные комнаты, где члены общины обменивались Знаниями и преподавали. Вскоре общины превратились в Школы и стала появляться иерархия. В сообществе Знающих выделилась особая категория – умники. Только они имели право хранить и передавать Знания. Первое время было только одно звание в среде умников: учители. Прошло время, и возникли Университеты и Библиотеки. И вслед за этим появились ещё два звания – профессоры и библиотекари. В университетских Библиотеках библиотекарь получил достоинство звания, а вслед за этим почёт, уважение, высокий статус, материальный достаток и власть.
Довольно очень скоро библиотекари стали занимать в Корпорации видное место, прибирая к своим рукам всё, до чего можно дотянуться. Школы и Университеты попали в иерархическую зависимость от библиотекарей до такой степени, что если раньше умников избирала вся Школа или весь Университет, то теперь это стало неотъемлемой привилегией библиотекарей.
В истории Корпорации особое место занимала Великая Библиотека Биргбарда – её взлёт, расцвет и могущество, а потом упадок. С первых лет своего существования биргбардская община Знающих ничем таким особенным не отличалась от других общин. Но, когда она стала организовываться в Школу и начала появляться руководящая иерархия, умники этой Школы постепенно начали внушать самим себе, что они отличаются от умников других Школ. Особенно усиливаться эта тенденция начала, когда в Биргбарде появились Университет и Библиотека. Биргбардские библиотекари с годами становились богаче и влиятельней остальных других библиотекарей Корпорации, и поэтому они, используя свой статус, начали навязывать под видом попечительства и покровительства всей Корпорации свои решения и политическую позицию.
Корпорация выдвинулась на лидирующие позиции в политической сфере, долгое время она в лице биргбардского библиотекаря – Хранителя Знания – и высокопоставленных педагогических должностных лиц диктовала свои решения и предпочтения практически по всем вопросам общественной деятельности. Никакая другая организация не способна была противостоять могуществу и влиянию Корпорации. Положение стало кардинально меняться, когда в 68 веке в сообществе Знающих начали набирать силу Изобретатели, благодаря которым Знание вышло за границы просто педагогики и стало практическим образом реализовываться в мастерских, а потом и в лабораториях.
Хотя педагогика и уступила свою лидирующую роль науке, но всех до одного специалистов самых разных категорий готовили в учебных заведениях, которые по-прежнему оставались в ведении Корпорации. В силу этих причин само собой разумелось, что это обязывало Корпорацию придерживаться высоких нравственных и моральных критериев, а также приобретать и в дальнейшем поддерживать в глазах общества безупречную репутацию. Однако…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ТЕРМИНАЛОГИЯ:
ЗНАНИЕ – комплекс информации и технологий, способствующих развитию и совершенствования человеческого общества.
ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ – неизвестная личность, появился на планете Гриззар-33 в 5002 году. Преподавал Знание, имел последователей, которые после его исчезновения начали распространять Знание.
ЗНАЮЩИЕ – приверженцы Знания.
КОРПОРАЦИЯ – сообщество приверженцев Знания.
ШКОЛЫ – общинные ячейки Корпорации, созданные для хранения и обмена Знаниями и преподавания.
УМНИКИ – члены руководящей иерархии Корпорации, обладающие правом хранить и передавать Знание.
УЧИТЕЛИ – школьное звание умников, низшая степень руководящей иерархии в среде Знающих.
СТАРШИЕ УЧИТЕЛИ – руководители Школ.
УНИВЕРСИТЕТЫ – общинные организации Корпорации, созданные для хранения и обмена Знаниями и преподавания.
БИБЛИОТЕКИ – университетские книгохранилища, а так же и места изготовления книг.
ПРОФЕССОРЫ – университетское звание умников, высокая степень руководящей иерархии в среде Знающих.
БИБЛИОТЕКАРИ – высшая степень руководящей иерархии в среде Знающих.
ПОЛИТИКИ – умники, обладающие властью в Корпорации.
УЧЁНЫЕ – основной педагогический состав сообщества Знающих. Находились в сильной зависимости от политиков.
ИЗОБРЕТАТЕЛИ – в Корпорации находились в сильном меньшинстве, подвергались притеснениям и гонениям со стороны политиков из-за своих взглядов и деятельности. Старались приумножить Знание, совершали новые открытия и изобретения.
КОНФЕРЕНЦИИ И КОНГРЕССЫ – соборные заседания умников для решения важных вопросов.
ДЕНЬ ЗНАНИЙ – самый важный и главный учебный праздник в сообществе Знающих. Установлен в честь почитания Великого Учителя и Знания.
ВОЗВЕДЕНИЕ - процедура приёма в категорию умников.
ХРАНИТЕЛЬСТВО — учебно-политический институт Знания, устанавливающий Хранителя Знания единовластным и верховным руководителем Корпорации. Хранителю Знания также подчиняется Кафедра Знания, вспомогательной суверенной территорией которого является Библиогард, где находится его постоянная резиденция.
КАФЕДРА ЗНАНИЯ - официальное собирательное название Хранителя Знания и Администрации.
БИБЛИОГАРД - вспомогательная суверенная территория Кафедры Знания, резиденции высшего педагогического руководства Корпорации во главе с Хранителем Знания.
АДМИНИСТРАЦИЯ – правительственный орган Корпорации, возглавляемый Хранителем Знания.
КОЛЛЕГИ – особые должностные лица в среде умников. Обладают исключительным правом избирать Хранителя Знания.
КОЛЛЕГИЯ – собрание коллег.
ХРАНИТЕЛЬ ЗНАНИЯ – особый исключительный титул библиотекаря Биргбардской Библиотеки в период её могущества и влияния на всю Корпорацию. По сути своей – высший руководитель Корпорации.
ВЕЛИКАЯ КАТАСТРОФА - глобальный планетарный военный конфликт на Земле в 3124 году между правительственными группировками, повлекший гибель всего живого на Земле.
1. 7505 год. Биргбард
-...просто не имеем право на это. История Корпорации учит нас не забывать, что рано или поздно могут возникнуть такие моменты, когда нам необходимо будет сделать принципиальный выбор. Или мы несём в мир свет, просвещение и прогресс, или же просто делаем вид, что занимаемся этим, а в действительности просто утоляем свои примитивные материальные и физические потребности. Такая ложь недопустима для тех, кто намеревается преподавать Знание, - закончил такими словами свою лекцию мастер Бэрри Клаузевиц, профессор кафедры истории педагогической методологии Корпорации исторического факультета Биргбардского Университета. Закончил и выдержал паузу, которая длилась почти полминуты. За это время он перевёл дух и расслабил свой мозг. Самая трудная часть лекции закончилась, подошло время для развлекаловки. То есть, настал черед отвечать на записки.
Мастер Бэрри пробежался взглядом по аудитории, она была забита до отказа, некоторым студентам не хватило даже сидячих мест. Самолюбию профессора это очень польстило, он любил читать лекции именно в таких вот переполненных аудиториях, когда множество студенческих глаз с жадным интересом впиваются в тебя, и им словно нет конца - не сосчитать. Вот тогда мастер Бэрри понимал, что его педагогическая деятельность имеет смысл, высшую цель, ради которой стоит жить, жить на полную катушку. И такую жизнь можно с полным правом называть настоящим трудом. Мастеру нравилось ощущать себя трудягой, не бездельником, полезным членом общества, винтиком в механизме жизненного течения. Ему нравилось работать наизнос, выжимать из себя все соки, на все сто (а то и больше) процентов. А получается это у него только тогда, когда аудитория забита студентами, как консервная банка килькой.
Записки писались анонимно, их начинали писать в самом начале лекции, складывали в стеклянную чашу, которую потом ставили на стол, за которым сидел мастер Бэрри. На данный момент она была переполнена записками, и это тоже радовало профессора. Он погрузил свою руку в чашу и вытащил из неё первую записку.
- Люблю такие моменты, - откровенно признался вслух мастер Бэрри. - Сразу вспоминаю себя в свои студенческие годы. Как мне хотелось, чтобы нам тогда разрешали писать такие записки... но - увы - тогда это категорически было запрещено.
- Почему? - раздался вопрос из аудитории.
- Наши преподы считали это грубейшим нарушением учебной дисциплины, - охотно ответил профессор. - Итак... М-м...
Мастер прочитал вслух:
- "Никто не знает истинного вашего семейного статуса. Вы женаты?" Что сказать на это... Пусть и дальше никто не знает!
Студенты засмеялись.
- Так... Дальше... "Вы любите животных?" Ну... У меня некоторое время жил кот. Жирный такой, лохматый. Наглый, конечно. Моя педагогическая деятельность так же связана с чтением лекций в других городах Ромулии, а то и вообще зарубежом. Во время таких моих поездок за котом присматривали мои соседи, пока он не переселился к ним насовсем. Так что... Как видите, на любовь к животным у меня совсем нет времени.
Мастер взял другую записку, развернул и начал читать:
- "Чтобы вы сделали, если бы узнали о случаях насилия..." - профессор запнулся. Несколько секунд он обдумывал, читать дальше эту записку или взять другую. Но продолжил: - "...гомосексуального характера в отношении студентов учебного заведения?" Кто автор этой записки?
Ответом была гробовая тишина.
- Конечно, - улыбнулся профессор, - я нарушаю правила ответов на анонимные записки своей этой просьбой. На то записки и анонимные, и авторы их тоже... Ответить на этот вопрос на данный момент я могу не иначе, как вот таким образом: "В первую очередь я буду думать, что это провокационный вопрос." Но... автор (или авторы) этой записки после лекции может получить от меня более исчерпывающий ответ, если подойдёт ко мне после лекции. Так... Что у нас тут... - мастер Бэрри развернул новую записку. - "Существует ли реально перспектива в ближайшем будущем созыва очередного Конгресса?" - профессор снял очки и протер линзы салфеткой. Потом стал отвечать:
- Существует ли перспектива созыва Конгресса..? Напрашивается вопрос: А зачем? Разумеется в Корпорации накопилась куча вопросов и нерешённых на сегодня задач. И если кому-то кажется, что стоит только созвать Конгресс, то можно многое сдвинуть с мертвой точки - так это не всё так просто и легко. Последний Конгресс собирался триста двадцать три года назад. Тогда к тому времени назрело многое чего из того, что создавало Корпорации различные трудности в её деятельности. Открывая собор, великий мастер Иосиф XI заявил, что целью Конгресса является обновление Корпорации и её разумная реорганизация, чтобы наше сообщество могло продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилось к этому процессу. Хранитель Знания высказал пожелание, чтобы результатом этого Конгресса стала открытось Знания миру. Задачей Конгресса было не отвергать и не осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы. Принятые на нём некоторые преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части сообщества Знающих, часть которого оказалась в фактическом расколе с Корпорацией. Работа первой сессии продолжалась полгода. Были обсуждены проекты важных документов, но ни один документ не был принят. Было сформулировано большое количество поправок и предложений, однако, на этой стадии они и замерли. Вторая сессия привнесла ряд небольших изменений в области педагогической методологии. Третия сессия ограничилась громкими и пафосными речами участников Конгресса, после чего он завершил свою работу... Мне думается, что новый Конгресс будет большим событием и вызовет массовый интерес, но гарантий того, что он кардинально изменит жизнь Корпорации в лучшую сторону я дать очень и очень затрудняюсь. Ну, соберутся наши иерархи в одном месте, пригласят независимых наблюдателей, начнутся дебаты и диспуты, сотни предложений и столько же возражений, все всё будут понимать, но ничего не предпринимать, найдётся, конечно, несколько особо активных персон, но их инициатива в конечном итоге ничего не даст. После нескольких месяцев сидений, потений и изречений окончательную точку поставит Хранитель Знания. Он созывает Конгресс, он же его распускает. И самое главное - последнее слово всегда за ним. А Хранитель Знания поступит как политик и как руководитель организации. Он всех поблагодарит и заверит, что все предложения и решения найдут себе применение по мере надобности и своевременности, никуда торопиться не надо, всё должно достигаться своим чередом, и так далее, и тому подобное. Результат проведения такого Конгресса - громадное количество корпоративного бабла, истраченного на организацию сего мероприятия. И всё. И это печально, господа студенты... Вот такие мне видятся перспективы созыва очередного Конгресса... И тут, знаете ли, проблема кроется не в том, что Конгресс не может быть той самой силой, которая удовлетворит текущие запросы нашего сообщества. Проблема в отсутствии эффективного и деятельного руководства, спаянного одним интересом. Да-да, не побоюсь произнести такие вот слова публично в аудитории. Ибо это давно уже не секрет для кого-либо.
Мастер Бэрри запустил свою пятерню в чашу за новой запиской.
- "Как вы относитесь к принятию женщин в состав умников?" - тут профессор улыбнулся. - И как мы их будем называть? Умницы?
Несколько студентов засмеялись. Профессор продолжил:
- Да, периодически мне на глаза попадаются публикации в наших корпоративных СМИ, которые рассматривают возможность о возобновлении педагогического института учительниц. Всё вы знаете из истории нашей Корпорации, что в первые три века её существования в общинах Знающих был в разной степени распространён институт учительниц. Сейчас информация об этом явлении доходит до широких масс в несколько искаженном виде. Дело в том, что те учительницы были не такими, как учители-мужчины. Они были ассистентами, секретарями, помощницами, лаборантами, работали в канцелярии. И их называли учительницами, хотя формально в категории умников они никогда не состояли. Потом, когда окончательно оформилась процедура возведения, этот термин вскоре исчез из употребления. Но женщины, работающие ассистентами, секретарями и помощницами остались. И остаются до сих пор. По статистике в Корпорации количество женщин составляет шестьдесят пять процентов! Чувствуется разница, а? Конечно, чувствуется. Но даже не в этом дело. Просто никакой надобности возведения женщин в категорию умников нет. И не будет никогда. Самая главная причина этого - социально-психологический фактор. Мы все с вами живём в патриархальном обществе, в мире, где доминирует мужской пол. И этим сказано многое.
- Но вероятность существует? - задала вопрос одна студентка.
- В будущем - да. Но в каком - мне неизвестно... Женщины вносят свою лепту в распространении Знания и в управлении Корпорацией. Порой даже в большей мере, чем мужчины. В истории нашего сообщества был такой период в 62 веке, получивший название "эпоха библиотекарш". Он длился больше полувека. В течение этого времени биргбардские библиотекари находились под сильным влиянием могущественной аристократической семьи Фредриксонов — библиогардского губернатора Фреда Фредриксона, его жены Эльбины и их дочери Мэри, заслуживших репутацию блудниц. Эти богатые и влиятельные женщины возводили на Хранительский Престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им Хранителей Знания они без всяких проволочек свергали, убирали с дороги.
- Некоторые историки утверждают, что некая женщина занимала какое-то время Хранительский Престол, - вставила другая студентка.
- Это ошибочное утверждение, - ответил профессор. - Нет никакого доказательства в пользу предположения, что якобы в середине 61 века в течении почти двух лет Хранителем Знания была женщина. Впервые эта легенда появилась на страницах исторических хроник в 65 веке. Почти два века никто не сомневался в её достоверности. Ведь в то время Кафедра Знания находилась на вершине своего могущества и этой легендой пытались дискредитировать репутацию Хранительского Престола противники этого самого могущества. Легенда была очень популярной, особенно в среде простонародья. Уже потом бездоказательность этого мнения становилась всё очевидней и очевидней. На данный момент практически все известные исследователи истории Корпорации считают, что эта легенда возникла, вероятно, в насмешку над"эпохой библиотекарш" — периодом господства женщин над Кафедрой Знания.
Мастер Бэрри после этих своих слов потянулся было рукой к чаше, но тут прозвенел звонок. Он означал конец лекции.
***
- Это не провокация, мастер.
Клаузевиц повернулся. Слова говорил молодой человек. Судя по всему, студент.
- Что? - переспросил профессор.
- Я про ту записку. Я её написал. Это не провокация.
Молодому человеку было лет двадцать пять. Небольшого роста, широкоплечий, робкие усики над верхней губой, глаза спрятаны за толстыми линзами очков. Знакомое лицо, подумал мастер Бэрри, где-то я его уже видел, хотя... где ещё я мог его видеть, только в аудиториях, во время своих лекций.
- И что дальше? - спросил профессор.
- Чтобы вы сделали, узнав о таких случаях?
- Например, именно о каком?
- У меня есть точная и достоверная информация о нескольких таких случаях. И все они произошли в стенах одного Университета.
Мастер Бэрри посмотрел по сторонам. Молодой человек подловил его, когда он выходил из своего кабинета. Они стояли в коридоре и мимо них проходили студенты и умники самых разных мастей. Неподходящее место для такого приватного разговора.
- Давайте уединился где-нибудь, - предложил Клаузевиц.
- В вашем кабинете?
- М-м... Нет, поищем другое место.
Такое место они нашли в университетской столовой. Сели за маленький столик. Минуты две профессор пристально разглядывал студента. Ну что он может мне сказать, подумал мастер, явно не поразит меня в сердце, я ведь знаю о всяком дерьме намного больше его, вот если только факты предоставит...
- Как ваше имя? - поинтересовался профессор. - Надеюсь, это не секрет?
- Андрэ.
- Хотите стать историком?
- Хочу.
- А, может, умником?
- Нет, историком.
- Историком, значит... Ну раз так, то вы должны знать, что история Корпорации далеко не такая безупречная, в ней много было (и будет в будущем ещё) позорных пятен. Вы хотите мне рассказать о том, что некоторые умники пристают к студентам, пытаясь совратить их? Да я много знаю таких историй, наслышан о них - будь здоров. Мерзко это и отвратительно. Почему я молчу об этом? По разным причинам. Во-первых, те, кто мне рассказывал о таких случаев, потом просили меня в свою очередь не рассказывать о них кому-либо. Мол, поведал тебе исключительно, как другу, но ты сам - никому. Во-вторых, ко мне никогда не обращались сами пострадавшие. В-третьих, а вдруг это только слухи и сплетни, пересуды и преувеличения, а то и вовсе, как я сказал уже в аудитории, провокация? Вот возьмусь я бодаться за правду и требовать справедливости, а этого и вовсе ничего такого по факту нет. Так, просто болтовня одна. Я, молодой человек, разучился за столько лет работы в Корпорации быть вот так сразу доверчивым.
- У меня есть доказательства. И я их могу вам предъявить.
- Что ж, предъявите.
Андрэ медленными движениями достал из внутреннего кармана куртки два листочка. Руки его дрожали.
***
"Коллеге Санчесу Тыкверу, заместителю государственного секретаря Хранительского Престола.
Я, Джим Хой 7484 года рождения , студент 2 курса Маринского Университета, уроженец города Сибирия, хочу рассказать о неприятном происшествии случившемся со мной 11 октября 7504 года.
В этот день, после общего ужина, проректор по воспитательной работе профессор Клон Ильвин предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как мастер Клон проректор я подчинился ему. Я оделся и направился по указанному адресу на квартиру где происходило застолье с распитием спиртного, в котором участвовал по мимо профессора Клона еще один умник. Через некоторое время мастер Клон повез нас на такси на другую квартиру.
Затем мы приехали на территорию какого-то школьного общежития (не помню было темно) к друзьям мастера Клона, где уже к этому времени натопили баню и накрыли. Когда я сказал, что мне нужно на правило мастер Клон сказал, что отпросил меня у дежурного инспектора. В парилке мастер Клон схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Мастер Клон поил меня алкоголем. Глубокой ночью умник друг мастера Клона ушел спать в другой корпус. Я лег на раскладной диван, а мастер Клон не смотря на то, что в комнате были еще раскладные кресла лег со мной не смотря на мои возражения. Около 7 00 утра я проснулся от боли. Мастер Клон применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах на улице было холодно. Я боялся возвращаться. Иных средств доехать до города не было. Когда, замерзнув, я вернулся в дом, мастер Клон не спал, ждал меня и повез меня в Университет
Подобное в нашем Университете происходило не только со мной. Нередки случаи, когда помощник мастера Клона будит среди ночи одного из студентов или же мастер Клон сам звонит (часто зовет одного своего знакомого лаборанта). Он возвращается утром пьяный и ничего о произошедшем ночью не расказывает. Некоторые все же рассказывают, что мастер Клон не редко в компании своих друзей, поит студента, заставляется говорить тосты, а как только он выпьет начинает сажать его на колени и домогаться. Те кто отказывает мастеру Клону впадают в немилость и сами уходят из семинарии. Таких больше половины ушедших. Нам запрещают вступать в отношения с девушками, а если у кого-то есть невеста, над ней смеются, унижают. Мы хотим учиться и быть умниками и учить Знанию.
Свои слова готов подтвердить лично.
Уважаемый мастер коллега Санчес! Прошу Вас разобрать мое дело. Прошу у Вас помощи и защиты. Пожалуйста не открывайте меня университетскому начальству. В прошлом был случай, когда один студент, к которому приставал мастер Клон заявил об этом, но ему не поверили и просто отчислили. Я боюсь, чтобы подобное не произошло со мной.
С уважением Джим Хой студент 2 курса Маринского Университета."
***
"Департаменту По Надзору
Я Индир Киви из города Камилл, после третьего курса Маринского Университета отчислился по собственному желанию. Я хочу подать жалобу на профессора Клона Ильвина.
Я узнал что в Университете прогрессирует гомосексуализм, я убедился в этом сам. Я был наслышан об этом но не придавал этому значения, пока сам не столкнулся с этим, было это в конце 1 курса, был выпускной, все праздновали и радовались каникулам, так вот мастер Клон пригласил к себе в кабинет, отметить так сказать, там был не только я. Еще пара студентов, сидели долго, профессор наливал алкоголь ио рюмкам, я думал что ладно, раз умник наливает, значит можно... сидели долго, я опьянел значительно но соображал... было уже поздно и мы стали прощаться, т.к. пора по своим комнатам расходиться спать. Все ребята быстро разбежались и я тоже собирался уходить, но профессор Клон начал останавливать меня просил меня чтобы я остался с ним. Я сказал что мне тоже нужно уходить, но он обнял меня и повел меня комнату и толкнул меня на кровать, я быстро поняв что происходит хотел уйти, но он опять меня схватил и начал обнимать и домогаться близости. Я был в шоке, я вырвался из его рук и обувшись быстро сбежал из его кабинета. На следующий день профессор Клон вел себя как ни в чем не бывало. Мне стало так противно, и ведь этому человек преподаёт. Остальное время я все терпел. Также в Университете есть группа студентов такой ориентации, которые пользуются его покровительством. Профессор Клон все время искал повода для того, чтобы меня отчислить. Руководство Университета всегда топило меня но своим предметам, но я чудом сдавал. Перед поступлением я сказал, что у меня есть девушка и я хочу жениться и быть учителем. Мне обещали о переводе на заочное отделение после третьего курса. Когда я обратился мне сказали забирай документы. Я не мог больше выдержать давления и ушел. Прошу вас разобраться в моей проблеме.
Прошу конфиденциальности.
Индир Киви."
***
Прочитав всё, Клаузевиц отодвинул рукой листочки в сторонку и внимательно стал смотреть на Андрэ. Тот взгляда своего не отводил. Это сейчас они такие храбрые, подумал профессор, готов быть солидарны, в едином порыве бросить обвинение, на, смотрите, а мы - молодцы, мы хотим справедливого суда, не хотим мы бояться. А потом это проходит, рано или поздно, у всех по-разному. Гордость сменяется осторожностью, борьба за правду - приспособленчеством, идеалы и возвышенные цели - меркантильностью и чем-то зримым, осязательным. Правда, бывают и исключения, появляются такие вот герои, которым всё ни по чём, за свои принципы костьми лягут или глотку даже перережут. Но мало таких, мало. В основном - лицемеры. Выдают всю жизнь себя за борцов за идею, за спортсменов этаких, а присмотреться к ним, да и узнаешь их получше - сразу всё станет на свои места. Не герой, не борец, и не спортсмен вовсе. А так, деньги просто зарабатывает на идеях. Это ведь тоже можно превратить в бизнес. И превращают. И даже очень успешно, кстати. Очень.
- А зачем вы ко мне обратились с... этим? Зачем мне показали... это? - спросил мастер Бэрри и кивнул на листочки.
- Мы верим вам, - чуть помедлив, ответил Андрэ, растягивая слова. - Верим, что вы честный человек. Верим, что вам небезразлична репутация Корпорации. Её будущее.
- "Мы" - это кто?
- Студенты. Точнее, та часть студенческой массы, которое стремится к Знанию. А потом намерена доносить это Знание следующим поколениям. И мы осознаем, насколько тут важны и необходимы совесть и нравственность.
- Хм... звучит благородно, - усмехнулся мастер. - Но почему вы думаете, что я могу вам помочь? Всё-таки, я простой профессор и...
- Вы педагог с мировым именем, вас знает вся Корпорация, к вам могут прислушаться, от ваших слов может что-то измениться. Вы входите в число первых умников, оказывающих влияние на корпоративные СМИ.
- Ну... - профессор понял, что скромничать в данный момент будет как-то нелепо, - ...немного правды есть в вышесказанном вы, Андрэ. Однако, сфера моей деятельности - педагогика. Расследование подобных случаев не входит в мою компетенцию.
- Жалобы от студентов Маринского Университета в Библиогард приходили не раз и не два. Много раз. Но реакции никакой не последовало. Если вы встретитесь лично с кем надо из Департамента По Надзору, то может... - Андрэ не договорил. Он отвёл глаза в сторону.
- Я всё понял, - сказал мастер. - Я подумаю.
- Большое вам спасибо. И...
- Не спешите благодарить. Повторяю: я подумаю. Ничего обещать не могу.
Профессор взял листочки, положил их в портфель, встал и направился к выходу из столовой.
***
Софи Мордок сразу обратила внимание на то, что муж вернулся из Университета в очень задумчивом состоянии. Он был ещё вдобавок немного рассеянный, погружённый в свои мысли. Сразу пытать она его не стала, сначала пошла на кухню готовить ужин, а уже потом, часика через два, вошла в его кабинет и обняла его, сидящего за столом на стуле, сзади за плечи. Положила свой подбородок на его макушку и спросила:
- В каких неведомых своих мирах ты пребываешь, мастер Бэрри?
Получилось почти в рифму. Клаузевиц очнулся и спросил:
- Что? Прости, я не расслышал?
- Ты чересчур сейчас задумчив. Даже для профессора.
- Ну, как тебе сказать... Тут непростое дело назревает, обмозговать как следует стоит... в общем, просто думаю.
Так-так, не нравится мне всё это, подумала Софи. Настроение совсем пропало. Она села напротив мужа.
- Говори, во что ты вляпался? - спросила она.
- Да не вляпался я, что ты... - попытался возразить мастер Бэрри.
- Хорошо. Во что ты собираешься вляпаться?
- И не собираюсь вовсе. Не беспокойся.
Но Софи не верила мужу. Она всё помнила. В течении всей их семейной жизни, он произносил словосочетание "просто думаю" всего два раза. И оба эти раза ничего хорошего не предвещали. В первый раз он сказал так двенадцать лет назад. Мастер Бэрри читал лекцию в Лэнградском Университете, а потом отвечал на вопросы студентов. Вопросы были самые разные, и были они вроде бы даже и безобидные. Профессор, как малое дитя, доверившись студентам, расслабился и совершенно потерял бдительность. А делать этого нельзя было, категорически нельзя. Ведь студенты-то, их ведь хлебом не корми - дай выкинуть что-нибудь этакое. Что они и сделали, как выяснилось впоследствии. Из аудитории некий учёный малец попросил мастера дать совет, как найти себе подходящую жену. Это, конечно, всегда было больной темой для всех молодых людей, намеревающихся стать умниками. Уставные каноны Корпорации были очень строги на этот счёт. Перед возведением кандидат должен быть уже женат. Или же дать обет безбрачия. Конечно, почти все кандидаты хотели быть семейными умниками. Однако, поиск подходящей избранницы выливался порой в колоссальную проблему. Умнику, категорически запрещалось вступать в повторный брак в случае развода или же смерти супруги. Статистика разводов в среде молодых умников порой зашкаливала, и этот момент настораживал и удручал кандидатов. Как же найти подходящую избранницу, с которой можно будет прожить всю жизнь, спросил сей малец. Посоветуйте, мастер Бэрри. Ну, мастер Бэрри проникся и посочувствовал молодым людям. Мастер Бэрри полностью с этим согласился. Это проблема, согласился мастер Бэрри. И привёл в пример нескольких своих знакомых умников, которым не повезло со своими избранницами. Все они развелись спустя несколько лет. Этим бывшим избранницам их жизнь сей прискорбный факт практически никак не испортил. Они спустя какое-то время повторно вышли замуж. А вот их бывшие мужья-умники лишены нормальной семейной жизни. Можно, конечно, попытаться опять завести семью, но ведь в таком случае придётся исключить себя из категории умников. Но это им пока делать не хочется, другим профессиям они не обучены. К тому же, социальный статус умника обеспечивает уважение в обществе и материальный достаток. Далеко не все разведённые и вдовые умники готовы этого лишиться ради новой супруги. Проще завести любовницу. Главное - чтобы никто не знал. Иначе могут сурово наказать, а то и вообще вывести из категории. Все эти мои знакомые умники, говорил мастер Бэрри, ходят к проституткам или заводят любовниц. Ведь молодые ещё пока мужики, женщину хочется порой так, что сил терпеть нет, гармоны покоя не дают. И поэтому вынуждены постоянно жить в страхе, бояться всех и всего, не дай Бог поймают с поличным. И ведь попадаются. Дай только время. Всё тайное рано или поздно становится явным. Попадаются и вылетают из категории. А совет вам, молодые вы мои человеки, на этот счёт мне очень трудно дать, чистосердечно признался мастер Бэрри. В этом деле не угадаешь, нет алгоритма идеального выбора. Мне, например, с моей женой очень повезло. Ей со мной - нет. Она меня терпит уже двадцать пять лет. И я очень благодарен ей за это. А вот... Ну, какие могут быть гарантии? Выберешь умную и скромную из института благородных девиц, а она потом окажется капризной и стервозной. Пойдёшь в ночной клуб, познакомишься с красивой и модной девочкой, ветренной и доступной, а она может стать верной женой и хорошей матерью своих будущих детей. Вот как может получиться! Что и происходит вопреки логике и жизненному опыту. Вот только одно могу сказать, говорил профессор студентам, не поддавайтесь общепринятому у нас в Корпорации стереотипу: мол, жён надо искать среди дочерей уже состоявшихся умников. Уж эти девушки точно воспитаны для долгой и счастливой семейной жизни. Да и папа-профессор зятя своего обижать не станет, будет всячески содействовать его карьерному продвижению. Да, иногда так происходит. Но я не рекомендую заглатывать такую наживку. Ведь есть реальный вариант угодить рыбой на горячую сковороду с кипящим маслом. Может так начаться брачная жизнь с такой дочкой, что..! "Ой, так делать не надо, так папа не делает! Ой, а мама говорит, что так лучше! Ой, сюда не целуй, целуй - сюда!" И так далее... Всю плешь вам проест такая "перспективная" невестушка! Студенты громко смеялись шутке. Мастер Бэрри тоже. Потом стало не смешно.
Профессор видел, что его лекцию снимали на видеокамеру. Включая и его ответ на вопрос, как найти избранницу. Какие-то хохмачи из числа студентов заполучили доступ к отснятому материалу и скопировали этот ответ мастера Бэрри. Через несколько дней на нескольких корпоративных телеканалах в передачах для студенческой аудитории показали этот кусочек лекции. Реакция сообщества Знающих была самой разной, но факт был на лицо - популярный в педагогических кругах Корпорации умник Клаузевиц сам себя поставил в затруднительное положение. Более того, профессора вызвали в Департамент, ему пришлось выслушивать нарекания от некоторых компетентных и уполномоченных на то персон. Будто он и не знаменитый на всю Корпорацию умник, а нашкодивший сопливый мальчишка. Постарались унизить так, чтобы запомнил на всю оставшуюся жизнь. Но мастер не обиделся на вышестоящие инстанции, обиделся он на студентов. Чувство было такое - нож в спину воткнули. Он открылся им, поверил им, заговорил с ними чуть ли не на равных, по душам, так сказать, а они - вон как... Нехорошо, нехорошо, деточки, горько, обидно и подло, конечно.
Второй раз Клаузевиц произнёс это словосочетание семь лет назад. Софи запомнила это очень хорошо. Тогда несколько активистов из опозиционной общественной группы "Свободное мнение" попытались провести митинг в фойе Биргбардского Университета. Они в резких выражениях подвергли критике сближение правящих политических кругов и педагогической элиты Корпорации. Митинг длился всег несколько минут. Силами университетской охраны активисты были задержаны, а потом доставлены в полицию. Дело приняло крутой оборот. Ему вменили политический мотив. Запахло тюремными сроками. Благодаря усилиям СМИ к нему было привлечено колоссальное внимание. Особенно старались узнавать мнения известных и популярных в обществе умников. Вроде мастера Бэрри. И чёрт дёрнул мастера Бэрри опять дать волю своему свободолюбивому языку. В беседе с журналистами он охарактеризовал митинг активистов как "безобидная шутка, не более", а сам бы он на месте охраны не стал валить и вязать активистов, а просто пригласил бы в свой кабинет, угостил чаем и провёл небольшой урок ораторского мастерства, который полезно усвоить всем активистам самых разных мастей, дабы митинги удавались на славу. Мастер Бэрри, разумеется, хотел блеснуть своим остроумием, и только. Но многие в Корпорации предпочли расценить его ответ журналистам не как пример остроумия, а как факт сочувствия активистам. И об этом было без каких-либо обиняков мастеру Бэрри сказано в кабинете ректора Университета. После чего Клаузевица отправили в отпуск без содержания на две ближайшие недели. Как раз эти две недели сам Хранитель Знания планировал читать цикл лекций в Биргбардском Университете. Казалось, незадачливого профессора просто убрали на время из поле зрения высокого начальства, от греха подальше, так сказать. Но с тех пор уже седьмой год подряд фамилия мастера Бэрри в обязательном порядке вычеркивалась из списка приглашённых на любые мероприятия с участием Хранителя Знания. До Клаузевица доходила информация, что вычеркивали его из списка по личному распоряжению самого Хранителя.
Софи переживала. И было от чего. Муж произнёс это ужасающее словосочетание в третий раз. Чего теперь ждать? Каких камней на голову?
- Ты что-то надумал, - уверенно сказала она.
Клаузевиц покачал головой.
- Пока ещё нет. Пока ещё думаю.
- Думай. Хорошо думай. И о себе подумай. И обо мне подумай. Дети у нас уже взрослые, внуков нам нарожали, у них своя жизнь, они от нас не зависят. Но подумай о себе.
Мастер устало вздохнул. Он встал и прошёлся по комнате. Потом остановился и посмотрел на жену:
- А вот мне подумать-то о детях надо. Не о своих, правда. О других.
- Ничего не понимаю, - сказала Софи и тоже встала. - Загадками говоришь... Я так понимаю, ничего ты мне всё равно не расскажешь?
Клаузевиц отрицательно мотнул головой.
- Ну и не надо, - продолжила Софи. - Меня мама предупреждала, когда выходила за тебя. Он никогда не будет тебе полностью принадлежать, говорила мама. У него всегда будет своя часть вашей совместной жизни. Он будет любить не только тебя одну. Ещё и правду будет любить. И страдать за неё.
- Твоя мама была мудрая женщина, - пошутил Клаузевиц.
- Но это не помешало ей родить глупую дочь, - сказала Софи и пошла на кухню.
Не будет разговаривать несколько дней, понял мастер Бэрри. Закроется, заблокируется. Она - хорошая мать. И супруга. Но она - не товарищ. Я с ней проживу всю свою жизнь, но у меня будет ещё много моментов, когда надо что-то решать и делать без неё.
И Клаузевиц понял, что надо позвонить Лимону...
продолжение следует...
Свидетельство о публикации №224080501432