4. Непредставимость Бытия
- Есть замечательное мнение, что приятно рассуждать о вопросах, решать которые не вам.
Я бы сказал, что совершенно захватывающе рассуждать о вопросах, которые вовсе не решаются. Например - об Абсолюте.
- Рассуждать можно о чём угодно. С разной степенью осмысленности.
Рассуждения об Абсолюте совершенно немыслимы.
Абсолют – умозрительная категория, возникшая в сознании человека вне всякой связи с воспринимаемой действительностью.
Он не обладает никакими свойствами нашего мира.
Существование Абсолюта не наблюдаемо и не доказуемо.
- И несуществование – тоже?
- Вот здесь сложнее. Мы живём в одном из миров Бытия, которое я вижу бесконечным.
Для этого Бытиё должно состоять из бесконечного числа конечных объектов – миров похожих и непохожих на наш.
Конечные миры, как сказано их именем, когда-нибудь заканчиваются.
А Бытиё не заканчивается и вечно наполнено мирами.
Почему бы им не появляться из невоспринимаемого нами Абсолюта?
Иначе – откуда ещё?
- А как из невоспринимаемого Абсолюта возникают воспринимаемые миры Бытия?
- Возникновением миров занимались и занимаются тысячи лучших умов от науки и религии.
И я не буду по этому поводу напрягать свои итак бестолково запутанные извилины.
Поэтическим лаконизмом и возможностью безбрежного толкования мне нравится начало Святого Благовествования от Иоанна:
«В начале было Слово… всё чрез Него начало быть… В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков…»
- «…всё чрез Него начало быть…» Как озарение.
- Да. Прозвучало ключевое слово. Главное свойство, всего конечного и бесконечного в Бытии – это свойство «быть».
Оно настолько привычно нам, что мы не задаёмся вопросом, что это такое. И правильно делаем, потому что ответить на него не сможем.
Не задаваясь вопросом о смысле жизни, мы говорим: «Я просто есть», не подозревая, что это бесконечно непросто.
Воспринимая окружающий мир, нам кажется, что мы смотрим на него со стороны. Это – неверно, потому что мы – его часть.
Исследуя мир, думаем, что приближаемся к пониманию его бытия. Хотя, конечно, это не так: мы, всё равно, не можем представить себе, что такое – «быть».
Особенно - в отношении себя: мы не можем видеть себя со стороны, потому что воспринимаем себя «изнутри».
- Интересно. А, ведь, себя я воспринимаю, пожалуй, не так отчётливо, как окружающий мир. Может быть, это и не я смотрю изнутри?
- Может быть. Взгляд «изнутри» начинается не из какой-то «точки» внутри нас. Эта «точка» – в бесконечности – там, откуда «изливается» в нас наше сознание, никогда не теряющее связи со своим источником, в который возвращается по окончании жизни организма.
Этот источник постоянно наполняет все объекты конечных миров.
И не представИм, как бытие мира и человека.
Может быть, это и есть Абсолют, как источник всего.
- Тогда он - источник мышления тоже? И мышление создаёт его как умозрительную конструкцию?
- Вообще-то, мышление, оперирующее образами, возникающими, как отражения объектов и процессов, воспринимаемых органами чувств, не предполагает создание абстрактных категорий.
Таково, например, мышление животных, достаточное для существования в их среде обитания.
С этой точки зрения, проблематична нормальность мышления, в котором возникла категория Абсолюта.
Но, может быть, прикоснувшееся к Абсолюту, это уже и не мышление, а иное свойство, начавшее возникать в сознании человека и всё дальше уводящее его от исходного состояния животного.
Может быть, это свойство заставляет человека, удивляясь своей смертности, не принимать её и задумываться о бессмертии, потому что способно воспринимать Абсолют, как вечный источник Бытия и существования каждого из нас.
- Поэтому и Бытиё вечно?
- Да. Потому что оно – «материализуемый» Абсолют, который, сам по себе, не ограничен Пространством и Временем, потому что существует вне этих категорий.
Впрочем, термин «существует» применим только к объектам, ограниченным в Пространстве и Времени.
К Абсолюту неприложимы никакие понятия, возникающие во временнЫх мирах .
У границы материального мира исчезает имя материи: например, у нейтрона есть масса, а это, собственно, масса чего?
Когда человек пытается думать о сути понятий, обнаруживается, что для этого у него нет слов.
Мысль без слов перестаёт быть мыслью.
Поэтому, пристально вглядываясь в Бытиё – своё и частично понимаемого нами мира – мы прикасаемся к Абсолюту, и рациональная мысль начинает растворяться в иррациональности этой категории.
Поэтому Бытиё, как таковое, мы не можем себе представить, потому что доступные нам рациональность и логика являются частным случаем безбрежной иррациональности Абсолюта, не содержащей представимых образов «материализованных» миров.
- Ну, уважаемые представимые образы нашего лечебного учреждения – произнёс могучий санитар Дорик, возникший на пороге палаты, - приглашаю на процедуры.
«Представимые образы» поднялись из-за стола и последовали за ним, навстречу усилиям лечебного персонала, пытающегося привести их сознание в соответствие с законами вида Homo sapiens, действующими на текущий момент в этой точке Бытия.
Свидетельство о публикации №224080601609
Мы все рассуждаем о том, что представляется немыслимым. А как иначе Его выявить?
Вообще, мне кажется, что вы врач...
Абасада 09.01.2025 20:30 Заявить о нарушении
Я не врач. Но всю жизнь соприкасался с врачами разных специальностей. Не как пациент. Поэтому что-то мог и усвоить.
С уважением
Александр Гаврилов 7 09.01.2025 22:15 Заявить о нарушении