4. Непредставимость Бытия

   4. НЕПРЕДСТАВИМОСТЬ БЫТИЯ
 

   - Есть замечательное мнение, что приятно рассуждать о вопросах, решать которые не вам.
   Я бы сказал, что совершенно захватывающе рассуждать о вопросах, которые вовсе не решаются. Например - об Абсолюте.

   - Рассуждать можно о чём угодно. С разной степенью осмысленности.
   Рассуждения об Абсолюте совершенно немыслимы.
   Абсолют – умозрительная категория, возникшая в сознании человека вне всякой связи с воспринимаемой действительностью.
   Он не обладает никакими свойствами нашего мира.   
   Существование Абсолюта не наблюдаемо и не доказуемо.

   - И несуществование – тоже?
   - Вот здесь сложнее. Мы живём в одном из миров Бытия, которое я вижу бесконечным.
   Для этого Бытиё должно состоять из бесконечного числа конечных объектов – миров похожих и непохожих на наш.
   Конечные миры, как сказано их именем, когда-нибудь заканчиваются.
   А Бытиё не заканчивается и вечно наполнено мирами.
   Почему бы им не появляться из невоспринимаемого нами Абсолюта?
   Иначе – откуда ещё?

   - А как из невоспринимаемого Абсолюта возникают воспринимаемые миры Бытия?

   - Возникновением миров занимались и занимаются тысячи лучших умов от науки и религии.
   И я не буду по этому поводу напрягать свои итак бестолково запутанные извилины.
   Поэтическим лаконизмом и возможностью безбрежного толкования мне нравится начало Святого Благовествования от Иоанна:
   «В начале было Слово… всё чрез Него начало быть… В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков…»
   
   - «…всё чрез Него начало быть…» Как озарение.
   
   - Да. Прозвучало ключевое слово. Главное свойство, всего конечного и бесконечного в Бытии – это свойство «быть».
   Оно настолько привычно нам, что мы не задаёмся вопросом, что это такое. И правильно делаем, потому что ответить на него не сможем.
   Не задаваясь вопросом о смысле жизни, мы говорим: «Я просто есть», не подозревая, что это бесконечно непросто.
   Воспринимая окружающий мир, нам кажется, что мы смотрим на него со стороны. Это – неверно, потому что мы – его часть.
   Исследуя мир, думаем, что приближаемся к пониманию его бытия. Хотя, конечно, это не так: мы, всё равно, не можем представить себе, что такое – «быть».
   Особенно - в отношении себя: мы не можем видеть себя со стороны, потому что воспринимаем себя «изнутри».

   - Интересно. А, ведь, себя я воспринимаю, пожалуй, не так отчётливо, как окружающий мир. Может быть, это и не я смотрю изнутри?

   - Может быть. Взгляд «изнутри» начинается не из какой-то «точки» внутри нас. Эта «точка» – в бесконечности – там, откуда «изливается» в нас наше сознание, никогда не теряющее связи со своим источником, в который возвращается по окончании жизни организма.
   Этот источник постоянно наполняет все объекты конечных миров.
   И не представИм, как бытие мира и человека.
   Может быть, это и есть Абсолют, как источник всего.

   - Тогда он - источник мышления тоже? И мышление создаёт его как умозрительную конструкцию?

   - Вообще-то, мышление, оперирующее образами, возникающими, как отражения объектов и процессов, воспринимаемых органами чувств, не предполагает создание абстрактных категорий.
   Таково, например, мышление животных, достаточное для существования в их среде обитания.
   С этой точки зрения, проблематична нормальность мышления, в котором возникла категория Абсолюта.
   Но, может быть, прикоснувшееся к Абсолюту, это уже и не мышление, а иное свойство, начавшее возникать в сознании человека и всё дальше уводящее его от исходного состояния животного.
   Может быть, это свойство заставляет человека, удивляясь своей смертности, не принимать её и задумываться о бессмертии, потому что способно воспринимать Абсолют, как вечный источник Бытия и существования каждого из нас.

   - Поэтому и Бытиё вечно?

   - Да. Потому что оно – «материализуемый» Абсолют, который, сам по себе, не ограничен Пространством и Временем, потому что существует вне этих категорий.
   Впрочем, термин «существует» применим только к объектам, ограниченным в Пространстве и Времени.
   К Абсолюту неприложимы никакие понятия, возникающие во временнЫх мирах .
   У границы материального мира исчезает имя материи: например, у нейтрона есть масса, а это, собственно, масса чего?
   Когда человек пытается думать о сути понятий, обнаруживается, что для этого у него нет слов.
   Мысль без слов перестаёт быть мыслью.
   Поэтому, пристально вглядываясь в Бытиё – своё и частично понимаемого нами мира – мы прикасаемся к Абсолюту, и рациональная мысль начинает растворяться в иррациональности этой категории.
   Поэтому Бытиё, как таковое, мы не можем себе представить, потому что доступные нам рациональность и логика являются частным случаем безбрежной иррациональности Абсолюта, не содержащей представимых образов «материализованных» миров.

   - Ну, уважаемые представимые образы нашего лечебного учреждения – произнёс могучий санитар Дорик, возникший на пороге палаты, - приглашаю на процедуры.

   «Представимые образы» поднялись из-за стола и последовали за ним, навстречу усилиям лечебного персонала, пытающегося привести их сознание в соответствие с законами вида Homo sapiens, действующими на текущий момент в этой точке Бытия.

   

   
   


Рецензии
"Рассуждения об Абсолюте совершенно немыслимы". - написали вы, и стали рассуждать)))
Мы все рассуждаем о том, что представляется немыслимым. А как иначе Его выявить?
Вообще, мне кажется, что вы врач...

Абасада   09.01.2025 20:30     Заявить о нарушении
Об Абсолюте я "рассуждаю" не лучше, чем буддист о Нирване: можно сказать, какими свойствами она не обладает, а какими обладает - сказать нельзя.

Я не врач. Но всю жизнь соприкасался с врачами разных специальностей. Не как пациент. Поэтому что-то мог и усвоить.

С уважением

Александр Гаврилов 7   09.01.2025 22:15   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ)
Вы интересный автор)

Абасада   09.01.2025 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.