Просто стать грамотнее
(статья)
Ещё А.С. Пушкин сетовал по поводу того, что прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению… что орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого…
В современные дни орфографические ошибки продолжают отравлять жизнь многим (школьникам и даже взрослым, образованным людям). Вот и анекдоты об этом…
Учительница, проверив сочинение Вовочки:
— Это просто невероятно, что один человек может сделать так много ошибок!
— Почему один — вместе с папой!
Безграмотность – это так стыдно! Однако у каждого есть шанс - стать более осведомлённым в плане правописания.
Общеизвестно, что в русском языке чуть более семидесяти орфограмм, и, казалось бы, к концу 9-11 классов их надо затвердить назубок.
Но знание правил, к сожалению, - не панацея от бед, постольку поскольку есть множество слов с непроверяемыми написаниями, не регулируемых правилами. Всё это сложности изучения нашего языка. Механическое запоминание так называемых словарных слов, без понимания и осмысления, является самой трудной формой получения знаний.
К счастью, есть спасительный вариант - обращение к этимологии (происхождение слова).
С первого класса дети учатся постигать смысловые секреты слова:
«медведь» так зовётся потому, что мёд ведает(Топтыгин знает, где и чем поживиться);
«рябину» так прозвали в народе за её рябь (плоды дерева заметны издали яркими крапинками, украшающими лес);
а вот ещё населённый пункт «деревня»... Наблюдательные первоклашки обязательно отметят родство указанного слова с деревом. И они будут правы, ведь населённый пункт «деревня» действительно образовывался на местах, очищенных от деревьев.
Все три слова: «медведь», «рябина», «деревня» - относятся к словам с традиционным написанием, не регулируемые правилом. Однако всмотритесь в исторические корни данных слов… Гласные-то в них под ударением!
Профессор Л. В. Щерба утверждал, что орфография русского языка, будучи почти последовательно этимологической, заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы. И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык». Даже не полный, а частичный этимологический анализ может упростить задачу по запоминанию слов с традиционным написанием и улучшить орфографическую грамотность, так как задействуется не только механическое запоминание слов, но и логическое мышление.
Так можно ли проверить непроверяемые написания? На первый взгляд это невозможно. Но только на первый взгляд...
Старшеклассники на уроках русского языка нередко удивляются соседству таких пар слов как «капуста» - «капитан»; «консервы – консерватория»; «манжета- манускрипт», казалось бы, лексически так отдалённых друг от друга.
Разве не любопытно нам, современным людям, понаблюдать за словами, группами слов с точки зрения их происхождения и доказать на конкретных примерах, что установление связи между этимологией и орфографией, и в самом деле, способствует повышению уровня орфографической грамотности?
Восстановим в памяти важные для нас определения:
орфография – это раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила;
этимология – раздел лингвистики, который изучает происхождение и значение слов, их употребление и эволюцию.
Этимологический анализ позволяет добиваться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение первоначального его значения часто помогает по-иному уяснить его звучание, учит вдумываться в глубинный смысл.
Кто задумывался (к примеру), почему в корне глагола "подражать" безударный гласный «а»?
Словарь толково разъяснит, что здесь выделяется приставка «по» и корень «драж» (образовано от старославянского существительного «драга» в значении «дорога»). В буквальном смысле: «подражать» – значит идти той же дорогой.
И мы уверенно идём, только своей, этимологической тропой, пристально всматриваясь в исторические корни анализируемых слов.
Например, прочтение лингвистических справок о происхождении слов «капуста», «капитан», «капюшон» позволяет усмотреть в данных словах общее «кап» (перевод с латинского: кАпут - «голова», ударение на первом слоге). А далее напрашивается пояснение: капюшон надевают на голову, капитан – это глава судна, а капуста по форме напоминает человеческую голову. Гласные в названных «непроверяемых» словах, заметьте, «проверяются» одним и тем же словом – кАпут. Так, благодаря этимологическому анализу, безударные гласные во всех словах стали проверяемыми.
Хотя почувствовать историческое родство современных слов (на первый взгляд) не всегда просто. Очень бывают они далеки друг от друга по смыслу.
Наука этимология продолжает удивлять, и соседство следующей пары слов: «консервы», «консерватория», - побуждает к выявлению новых ассоциативных связей и закономерностей. Дело в том, что в исследуемых словах (редкий из нас не заметит) есть общая часть слова «кон»- латинская приставка, в смысловом отношении равная современной приставке «со», что значит «вместе».
"Консервы", по свидетельству одного из словарей, – это множественная совокупность (овощи, фрукты, кусочки рыбы или мяса); это пищевые продукты, подвергнутые термической, химической или другой обработке для предотвращения их порчи, для долгого хранения (от лат. conservo «сохраняю»).
А что "консервируют", сохраняют, сберегают в консерваториях?
Почему "консерватория" называется именно так? Неужели в стародавние времена там хранили кильку в томате, а уроки музыки появились по стечению обстоятельств?* Разбираемся, откуда взялось это слово.
Слово «консерватория», выясняется, произошло от итальянского conservatorio, которое, в свою очередь, образовалось от латинского conservare — «сберегать», «сохранять». Консерваториями в Италии называли приюты для беспризорников. Первый дом для сирот появился в Неаполе в XVI веке. В этих домах ребята обучались музыке и наукам. Так их охраняли, сберегали от пагубного влияния уличной среды. Выходит, не что сохраняли? А кого охраняли, оберегали?
Стоит усмотреть далее, хотя и скрытые «пылью веков», но всё-таки реально существующие словообразовательные и семантические связи между словами «контейнер», «конференция», «консилиум», "кондуктор"(в смысле - сопровождающий) с той же общей латинской приставкой «кон» в значении «со, вместе». Разумеется, всегда полезно заглядывать в толковый словарь - это настольная книга каждого грамотного человека. Сколько подсказок!
Именно словарь намекнёт на то, что все этимологические родственники, такие как "мАнжета", «мАникюр», «мАнускрипт», «мАнипулировать» - подвержены одному и тому же написанию, так как образованы от латинского "манус"(рука), где безударный отчётливо слышится.
Это благодаря ему (этимологическому словарю) позволяем себе "втихомолку" проверить «дОлина» и «одОлеть» словом "дол".
- «Долина» — это низина между горами, - пояснит справочник. - Говорим: горы и долы. "Одолеть врага" (по одной из распространённых версий) означает - сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз.
Перечисленные примеры убеждают в том, что этимология как помощница орфографии раскрывает секреты написания словарных слов, вследствие чего непроверяемые написания становятся (условно) проверяемыми.
Приведём типичный пример целого этимологического гнезда, где с точки зрения современного состояния языка, перечисленные слова осознаются как словарные.Общим для них является древнерусская часть "кол-коло" со старинным "коло"(в современном значении-круг) в роли "проверочного" для всей группы слов:
коло – круг;
колесо – диск или обод со спицам;
колея - глубокий след от колеса;
коляска – маленькая ручная повозка для катания детей;
колесница - древняя большая колесная повозка;
кольцо – то, что имеет форму окружности, обода;
кольчуга - доспех, скованный из железных колец;
колобок - небольшой круглый хлебец;
околыш – часть головного убора, плотный ободок, облегающий голову;
околица – окружающая местность, окрестность (в разговорной речи: окольная, окружная дорога).
В разряд слов с трудным написанием входят также слова с непроизносимыми согласными в корнях. Такие слова как «вестник», «честность», «тростник», «местный», «солнце», «гигантский» и т.д. легко регулируются правилом, имеют проверочные слова. Но из этой группы выделяются те, написание которых следует запомнить: «окрестность», «наперсник», « ровесник», «сверстник», «яства», «окрестность».
Однако и данные слова (при желании) проверить можно посредством того же этимологического способа.
Слово «окрестность» можно проверить вышедшим из употребления словом «окрест» – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом «крест».
«Наперсник» образовано от древнерусского слова «перси» (груди), то есть буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».
"Ровесник" и "сверстник"- абсолютно взаимозаменяемые слова (по мнению большинства - это синонимы). Однако происхождение разное, что, безусловно, отразилось на их написании.
В слове «сверсТник» пишется непроизносимая согласная, а в похожем слове «ровесник» она не нужна.
При обращении к этимологическому анализу большое значение имеет принцип доступности — необходимо учитывать и возрастные особенности, и уровень имеющихся знаний.
В школе будут объяснять предельно доходчиво:
- Ровесник – тот, с кем прожито равное количество вёсен.
(отметим, проверочное слово - весна, без буквы "т").
- Сверстник – тот, с кем пройдено одинаковое количество вёрст.
(проверочное слово – верста).
И рассмотрим ещё одно слово, как говорят, "на десерт"(под конец, в заключение)...
«Яства» – заимствовано из старославянского языка, образовано с помощью суффикса "тва" от глагола «ясти» – принимать пищу, кушать. В современном языке родственным слову «ясти» является - «есть».
Стол ломится от яств.
Угощали всякими яствами...
***
Этимологический анализ, таким образом, позволяет сделать непроверяемую орфограмму проверяемой, тем самым повышая вероятность запоминания написания слова на основе построенных закономерностей и ассоциативных связей. Знакомство с этимологией приобщает к культурно-историческому подходу в изучении языка, вызывает интерес и любовь к слову, развивает творческое воображение, логику мышления и др.
Сила слова беспредельна… Возможности родного языка неисчерпаемы…
Станьте грамотнее!
Сноски:
*https://go.zvuk.com/
http://www.gimnasia-vtk.ru/img2/1245.pdf
Свидетельство о публикации №224081700195
Фёдор Киприянович Чернов 11.04.2025 15:33 Заявить о нарушении
Валентина Будникова 11.04.2025 17:44 Заявить о нарушении