Как подходят к воспитанию детей
с применением несправедливости
карается несправедливостью
в особо крупных размерах
О детях складывают легенды. Одна из них, что дети сами развиваются и им только надо говорить, что правильно, а что неправильно и они сразу усвоят это и будут делать и вырастут и будут уважать родителей. И несмотря на то, что дети их не слушают и хулиганят, они всё равно так продолжают считать.
Вы же видели, как орут мамы на детей, если те не слушаются их, это от беспомощности. Оранье воспитанию помеха, ребёнок только слышит ор, а уж реагировать на него не смеет.
Воспитание – это когда чужое бытие определяет твоё сознание. Но от слов к действиям нужна ещё одна составляющая – отклик ребёнка или человека на то, что говорит поучающий. А отклик идёт от чувства, если он почувствовал чувство, то может принять сказанное.
Профессор Л. С. Выгодский писал, что ребёнок развивается зоной ближайшего развития (ЗБР). Если она у него есть. Она должна соответствовать его возрасту. Например, в первом классе он может усваивать то, что дают в первом классе на уроках, а то, что дают в шестом классе в первом классе дети усвоить не могут. То, что дают на уроках шестого класса усваивают шестиклассники, их ЗБР к этому готова.
Ни в школах, ни на курсах иностранных языков обучающие преподаватели и администрация не слышали о ЗБР, какая у них система обучения? Нет её. Так что там не все обучены будут, тем более что надо ещё учесть личность обучающего уже, возможно, появившуюся с 16 лет.
Я спрашивал у выпускников университетов с красными дипломами: что такое личность, мне не ответили. Кто их готовит? На студентов влияет, что дипломы за них пишут преподаватели. Какой из них специалист? Что они усваивают при этом? У такого человека остаётся фон, что он специалист, если он имеет диплом, а вот про знания он не думает и сталкивается везде с тем, что надо ситуации решать. Заведующая психологическим отделением одного университета Москвы обучает студентов теории, о том, что создал тот или другой учёный, а своего ребенка не воспитала, ничего ему не объясняла, при этом мне она на это сказала, что ей тоже никто ничего с детства не объяснял, однако она завотделом, считает, что эта заслуга, а заслуга, что её дочь, которой больше 30 лет из ситуаций выкарабкаться не может, живёт с парнем, который не только ничего не понимает во взаимоотношениях, но и, вообще, с ним не о чем говорить, он ей не нравится (потому что нечем), но она живёт с них, хотя имеет свою отдельную квартиру, в которую десятилетиями даже не заходила, не говоря о том, что там можно было сделать ремонт и сдать её.
Ещё одна легенда: люди считают, что другие и люди и дети нормальные, воспитанные, усваивают в школе, а это не так. Ещё есть такой подход, что мой ребёнок всё правильно делает, даже, если он орёт и требует игрушки и предметы, которые принадлежат другим детям. Ему нравится, и он говорит им: надо делиться, при этом сам ничем не делится. А если такой маме другая мама скажет, что это поведение странное у её ребёнка, она не слышит и отходит от неё. Вообще, потом такие люди вырастают во «взрослых», которые считаю, что они правы во всём, что они делают, а если им говорят, что это не так, они отходят от этого человека, оставаясь при своих установках. В таких уже поздно что-то изменить. Один мальчик 17-летний спрашивает 16-летнюю девочку: Оксана, а почему ты себе надоела? Оксана: что я могу сделать? Ничего. Поэтому в душе я очень злая. Злюсь на бестолковость, что несколько раз объяснила, а они не понимают, на кошку злюсь, что она цветы в горшках сбрасывает, я так хотела записаться в конный спорт, а не записалась.
Другую девочку 16-летнюю Лену спрашивают: а почему ты к себе не привыкла? Лена отвечает: не знаю, у меня бывает желание погавкать, погавкаю.
Почему, если у человека есть чувства, то он хочет, чтобы другой именно те же чувства испытывал? А, если не испытывает, то навязать ему их.
Лена хочет вырваться из тех отношений, в которых она вынуждена жить, Оксана их не замечает, а Нарина этим живет – отношениями с родителями, связана с ними. А они – твои отношения?
Лена: мама мне говорит прописные истины, папа же говорит, что я на всё должна иметь своё мнение и отстаивать его. А как создавать своё мнение не говорит.
У детей и подростков нет желания задавать вопросы. У подростков больше вопросов появляется к тем из своего окружения, которых они реже видят и меньше к тем, кого видят чаще, вопросы появляются к ним и исчезают, возможно из-за того, что ответы их не устраивают или сами люди не могут вызвать интерес. А у некоторых не появляется интерес ни к новым, ни к старым знакомым, те как-то в себе переживают. Они не понимают зачем эти люди из окружения нужны, отклика внутреннего на них у них нет.
Детям и подросткам стыдно за то, что они чего-то не знают, не могут усвоить то, что им говорят взрослые, но им трудно это усваивать. Но чувство стыда им не интересно, и они хотят отделаться от него, он привнесён в их мир восприятия взрослыми.
Еще они считают, что их мамы ниже их по уму, а если спросить, как надо, как должна действовать и говорить мама, то сказать не могут, я этот вопрос задавал 30-летрним девушкам, они не смогли сформулировать ответ.
Когда вокруг другие люди, подростки считаю себя правильными людьми, они хотят выглядеть старше своих мыслей, а когда остаются один на один с собой там оживает и неправильные мысли и неправильное поведение, в руках держать себя трудно или вовсе не охота. При такой позиции люди, подростки совершенно беспомощны друг перед другом. Если отвергать человека, после того, что он сделал неудачный поступок, плохой, наконец, то ничего уже не сделаешь с ним. И при этом с этими плохими детьми они бережно ведут себя, относятся к ним, так как чувствуют себя беспомощными, не могут с этим ничего сделать. А им хочется, чтобы у этого плохого парня не было бы выхода, и он действовал, как эта девушка хочет, давшая ему оценку, что он плохой.
Жан Пиаже считал, что речь детей отстранена от окружения, он говорит и всё.
«Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок
говорит лишь о себе, и главным образом потому, что он не пытается стать на точку
зрения собеседника» (1, с. 72). Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает
ответа, он не испытывает желания воздействовать на собеседника или
действительно сообщить ему что-нибудь. Это - монолог, напоминающий монолог в
драме, сущность которого может быть выражена в одной формуле: «Ребенок
говорит сам с собой так, как если бы он громко думал. Он ни к кому не
обращается» (1, с. 73). Во время занятий ребенок сопровождает свои действия
отдельными высказываниями, и вот этот словесный аккомпанемент детской
деятельности Пиаже и отличает под именем эгоцентрической речи от
социализированной детской речи, функция которой совершенно иная. Здесь ребенок
действительно обменивается мыслями с другими; он просит, приказывает, угрожает,
сообщает, критикует, задает вопросы.
Пиаже принадлежит бесспорная и огромная заслуга тщательного клинического
выделения и описания эгоцентрической детской речи, ее измерения и
прослеживания ее судьбы. И вот в факте эгоцентрической речи Пиаже видит первое,
основное и прямое доказательство эгоцентризма детской мысли. Его измерения
показали, что в раннем возрасте коэффициент эгоцентрической речи чрезвычайно
велик. Можно сказать, опираясь на эти измерения, что большая половина
высказываний ребенка до 6-7 лет эгоцентрична.
«Если считать, - говорит Пиаже, заключая изложение своего первого
исследования, - что установленные нами три первые категории речи ребенка
(повторение, монолог и коллективный монолог) эгоцентричны, то и мышление
ребенка в 6 1/2 лет, когда оно выражено словами, также еще эгоцентрично в
размерах от 44 до 47% (1, с. 99)» пишет Л. С. Выготский о оценке эгоцентрической речи Жаном Пиаже в своей книге «Мышление и речь».
40
Первой ступенью в образовании понятия, наиболее часто проявляющейся в
поведении ребенка раннего возраста, является образование неоформленного и
неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов тогда, когда он
стоит перед задачей, которую мы, взрослые, разрешаем обычно с помощью
образования нового понятия. Эта выделяемая ребенком куча предметов,
объединяемая без достаточного внутреннего основания, без достаточного
внутреннего родства и отношения между образующими ее частями, предполагает
диффузное, ненаправленное распространение значения слова или заменяющего его
знака на ряд внешне связанных во впечатлении ребенка, но внутренне не
объединенных между собой элементов.
Значением слова на этой стадии развития является не определенное до конца,
неоформленное синкретическое сцепление отдельных предметов, так или иначе
связавшихся друг с другом в представлении и восприятии ребенка в один слитный
образ. В образовании этого образа решающую роль играет синкретизм детского
восприятия или действия, поэтому этот образ крайне неустойчив.
Как известно, ребенок и в восприятии, и в мышлении, и в действии обнаруживает
эту тенденцию связывать на основании единого впечатления самые разные и не
имеющие внутренней связи элементы, приводя их в нерасчлененный, слитный
образ; эту тенденцию Клапаред назвал синкретизмом детского восприятия,
Блонский - бессвязной связностью детского мышления. Мы описали то же явление в
другом месте как тенденцию ребенка замещать недостаток объективных связей
переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений и мыслей за
связь вещей. Это перепроизводство субъективных связей имеет, конечно, огромное
значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, так как оно
является основой для дальнейшего процесса отбора соответствующих
действительности и проверяемых практикой связей. Значение какого-либо слова у
ребенка, находящегося на данной ступени развития понятий, по внешнем\г виду
может действительно напоминать значение слова у взрослого человека.
С помощью слов, обладающих значением, ребенок устанавливает общение со
взрослыми; в этом обилии синкретических связей, в этих образуемых с помощью
слов неупорядоченных синкретических кучах предметов отражены в значительной
степени и объективные связи постольку, поскольку они совпадают со связью впечатлений и восприятий ребенка.
Поэтому в некоторой своей части значения детских слов могут во многих случаях,
особенно тогда, когда они относятся к конкретным предметам окружающей ребенка
действительности, совпадать со значениями тех же слов, устанавливаемыми в речи
взрослых.
Ребенок таким образом часто встречается в значениях своих слов со взрослым,
или, правильнее сказать, значение одного и того же слова у ребенка и взрослого постольку, поскольку они совпадают со связью впечатлений и восприятий ребенка.
Поэтому в некоторой своей части значения детских слов могут во многих случаях,
особенно тогда, когда они относятся к конкретным предметам окружающей ребенка
действительности, совпадать со значениями тех же слов, устанавливаемыми в речи
взрослых.
Ребенок таким образом часто встречается в значениях своих слов со взрослым,
или, правильнее сказать, значение одного и того же слова у ребенка и взрослого
часто пересекается на одном и том же конкретном предмете, и это является
достаточным для взаимного понимания взрослых и детей. Однако психологический
путь, которым приходит к точке пересечения мышление взрослого и ребенка,
совершенно различен, и даже там, где значение детского слова частично совпадает
со значением речи взрослых, оно вытекает психологически из совершенно отличных,
своеобразных операций, оно является продуктом того синкретического смешения
образов, которое стоит за детским словом.
Эта ступень, в свою очередь, распадается на три этапа, которые мы имели
возможность проследить со всеми подробностями в процессе образования понятий
ребенка.
Первый этап образования синкретического образа, или кучи предметов,
соответствующей значению слова, вполне совпадает с периодом проб и ошибок в
детском мышлении. Группа новых предметов берется ребенком наугад с помощью
Этот этап сменяется вторичным этапом, в котором пространственное
расположение фигур в искусственных условиях нашего эксперимента, т. е. опять-
таки чисто синкретические законы восприятия зрительного поля и организация
детского восприятия, играют решающую роль. Синкретический образ, или куча
предметов, образуется на основе пространственных и временных встреч отдельных
элементов, непосредственного контакта или другого, более сложного отношения,
возникающего между ними в процессе непосредственного восприятия.
Существенным для данного периода остается то, что ребенок руководится не
объективными связями, открываемыми им в вещах, но субъективными связями,
подсказываемыми ему собственными восприятиями. Предметы сближаются в один
ряд и подводятся под общее значение не в силу общих, присущих им и выделенных
ребенком признаков, но в силу родства, устанавливаемого между ними во
впечатлении ребенка.
Наконец, третьим и высшим этапом всей этой ступени, знаменующим ее
завершение и переход ко второй ступени в образовании понятий, является этап, на
котором синкретический образ, эквивалентный понятию, образуется на более
сложной основе и опирается на приведение к одному значению представителей
различных, прежде уже объединенных в восприятии ребенка групп» писал Выготский в книге «Мышление и речь».
Выготский сделала вывод, что эгоцентрическая речь – это совсем не отстраненная речь, а этап в понимании речи взрослых, Жан Пиаже, прочитав книги Выготского изменил своё мнение, согласившись с ним. Но вот, что можно заметить в более позднем возрасте, если таких уже подростков от 15 лет послушать, то можно услышать, что их речь наполнена не оценочными суждениями, а эгоцентрическими желаниями, не учитывающими окружающих людей. В основе которых несформированные оценки эгоизма. Значит, ему не объясняли так как бы ему было понятно, и он бы учёл эти объяснения, а провоцировали усиление его эгоизма, потакая ему в его желаниях или провоцируя их. Например: ты самый умный у меня, ну не решил задачку – ничего страшного в этом нет, хочешь новый смартфон, хочешь автомашину и пр. Проявляется это ещё и тем, что подростки не часто хотят встречаться с другими подростками, видя, что те не разделяют их точки зрения, а не так было у Герцена и Огарёва, что развивало их понимание и чувства, умиротворяло, то, что говорил один принималось другим и восхищало новизной мысли, это радовало и окрыляло обоих. Сейчас, услышав новую мысль, кто-то радуется этому, это восхищает?
Подростки только частью себя соприкасаются со сверстниками и другим окружением, связано это с возможностями того или другого и их использования, так как эмоционального отклика эти отношения не несут, его просто там нет, или это роль, где подросток не хочет раскрывать себя, и выбирает какую-то роль. Но роль никуда отношения не ведёт. У подростков, возможно, даже не складывается представление о человеке, с которым у него какое-то взаимодействие, ему это не любопытно узнать, он только имеет какие-то свои идеи, а тот другой в эти представления не входит. А не входит он так как и про себя он не имеет направляющих представлений. Он не знает во имя чего он делает то или другое, для чего он ходит в школу, он не ставит себе цели, например, если в его семье ни мать, ни отец цели себе не ставят. Цели родителей ложатся на него тяжёлым грузом, так как то, что они хотят ему не понятно и не интересно.
То, что не понимает подросток, он хочет оттолкнуть. Подростку тяжело воспринимать то, что про него говорят. Ему тяжело справится с тем, что на него обращают внимание. Для этого существует подруга, как сказала одна девочка 16 лет, Лена: мы возвращаемся с ней к своему миру. Мы и Оксана всё время принимаем себя, ведь люди могут проявить нерасположенность.
Подростки от других хотят услышать то, что они не хотят говорить. Если бы это они услышали, то такого сверстника стали бы считать лидером класса или группы, так как у них был бы отклик на то, что он говорил внутри себе.
Ребёнок не всегда может или хочет освоить именно то, что говорит ему взрослый и всегда ли будет тот, кто его обучает? Не всегда. И тогда ребёнок или взрослый останавливается, перед ним невидимый тупик. ЗВР не активизируется, и ребёнок остаётся на том уровне, который успел до этого освоить.
И из-за того, что человек растёт, а идеи эти его никем не направляются никуда, так как ими не интересуются, мы можем уже видеть при взрослом возрасте в компаниях, особенно возглавляемых женщинами. В Жилищниках, в туристических компаниях, где начальницы отделов не пишут годами инструкции клиентам, когда подходить к лайнерам, а из-за этого возникают конфликты, при этом не нравятся им замечания, связанные с верным выполнением их работы; в продаже импортной косметики, они не видят кого они набирают, не тестируют их и не вмешиваются в назревающие там конфликты, возможно, потому что не способны. А идея уважения у них сводится к простому: я начальница, за это меня надо уважать и слушать. А в так называемом коллективе тоже странным образом идет отстаивание уважения, которое к вызыванию уважения не имеет никакого отношения: так надо мне. Так, не добиваясь уважения, люди изводят себя, так как не могут понять, как добиться уважения коллектива. При этом, если к такому человеку проявить человечность, он её не сумеет оценить, а станет не воспринимать его, того, кто человечность проявил, не будет ценить его, так как у него нет чувства человечности. Это отказ от оценки, может, будет попытка воспользоваться таким человеком, он чувствует себя свободным при нём от ограничений, при этом он чувствует вседозволенность. А человечность может оценить тот, кто внутри имеет это чувство.
Те, кто советует разобраться в своих страхах, недолюбленности и принижении прежде, чем заводить ребёнка или не задают себе вопросов о том, что заводиться ребенок может от большого желания его завести, а про то, как его воспитывать и не думают. А они, советующие, разобрались в своих подходах к себе? Чтобы разобраться в своих страхах, недолюбленности и принижении надо научиться охотиться на эти замечательные качества, а это возможно? Вы видели таких? Эти привнесённые оттенки серого в нашей жизни привнесены окружающими, если их решить, то они исчезнут. Они приобретаются, если считать, что мнение другого важнее твоего мнения о себе, о других. А это атрибуты личности. Считается, что личность уже есть в подростках 17 лет, но если поговорить об этом с подростками, то можно заметить её несформированность. Ею же надо заниматься прежде, чем пользоваться. Одной из черт личности является самостоятельность оценок, развитие понимания, ценность своего отношения.
Кто пишет в Интернете, что главная задача – это готовить ребёнка к взрослой жизни, а не баловать, как себе представляют «взрослую жизнь»? Это же, наверно и взрослые мысли? А это интересно что это такое. Обычно сводят это к жизненным сценариям. Вы часто слышали «взрослые мысли»? И что это только одна задача - готовить ребёнка к взрослой жизни? А вас как готовили, и готовили ли вообще, к «взрослой жизни». А чтобы ребенку стало внутренне комфортно, можно заняться созданием внутреннего мира, желательно гармоничного? Если это создавать, ребёнок оживает и начитает интересней чувствовать и восприятие становится живым. И здесь же вопрос: надо ли детям рассказывать откуда берутся дети? Мне не рассказывали, и правильно, не надо актуализировать на этом внимание ребёнка, это мысль для взрослых и может воспринята быть тяжело, взрослые идеи детьми тяжело воспринимаются, всё хорошо в своё время. Сами догадаются, когда надо.
Есть ещё много вопросов развития ребёнка, но это в другой раз получится.
Свидетельство о публикации №224081700285