Глава 7 Кульминация. Именины Татьяны

Глава 7 Кульминация. Именины Татьяны

В пятой главе содержатся описания пророческого сна Татьяны и ее именин. Эти события оказываются  связанными, при этом реальное событие отражает (и пародирует) предшествующее ему видение Татьяны. 

Именины можно назвать кульминацией романа, поскольку все персонажи одновременно участвуют в этом действии, и коллизии Онегина со <<всеми>>, Ленским и Татьяной переходят в открытые конфронтации. 

***Ленский приглашает Онегина
Сначала немного  предыстории отношений Онегина и Ленского.

Онегин и Ленский были «друзьями». Но они  понимали эти отношения по-разному.

Ленский считал Онегина поклонником своего таланта, преданным другом.  А Онегин видел Ленского без прикрас (глава 2, строфа XV)
...
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.

Онегин,  будучи самых честных правил,  скрывал свое отношение к Ленскому, не хотел обидеть его, терпел его визиты. Дело дошло до того, что Ленский приезжал к Онегину обедать каждый день или очень часто:

...
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!


Строфа XLVIII четвертой главы описывает диалог приятелей после обеда. Говорит, в основном, Ленский. Онегин поддерживает приличный разговор, как положено хозяину.

«Ну, что соседки? Что Татьяна?
Что Ольга резвая твоя?»
— Налей еще мне полстакана...
Довольно, милый... Вся семья
Здорова; кланяться велели.
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!... Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то, мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот... какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван.

Следующая строфа показывает реакцию Онегина:

XLIX
«Я?» — «Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать». —
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду…» —
«И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж?» — «Согласен». — «Как ты мил!»
При сих словах он осушил
Стакан, соседке приношенье,
Потом разговорился вновь
Про Ольгу: такова любовь!


На правах члена семьи Лариных Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны, и дает понять, что его там давно ждут, и что отказываться было бы невежливо.   

Онегин удивлен: приглашение на именины  девушки, которой он отказал, необычно. И, конечно, Онегин не хочет встретиться с деревенской публикой, которую он называет <<сбродом>>. Но, будучи  ‘ самых честных правил’,  он поддается давлению Ленского и соглашается, не желая обижать.


***Именины. Полу - события

Все, что происходит на именинах Татьяны, имеет странное свойство полу - реальности: не ясно,  что именно случилось и случилось ли что-то вообще. Во всей сцене почти нет слов (за исключением подражательных куплетов мосье Трике), все объясняются пантомимой или нечеловеческими - нечленораздельными звуками.  Нет очевидного нарушения приличий. В то же время, все происшедшее однозначно ведет к дуэли и трагической развязке.

Онегина посадили напротив Татьяны, раздвинув стулья ранее пришедших гостей.  Это говорит о том, что не только Татьяна, но и ее мать видели в Онегине наиболее желанного претендента. Именно так и должны были понять это гости.   

Татьяна, увидев Онегина,   вместо приветствия  почти упала в обморок от избытка чувств. 

Этот  полу-обморок вызвал раздражение и досаду Онегина как фальшивый. Оказавшись на огромном пиру среди людей, которых он называл сбродом, Онегин надулся, негодуя, говорит ‘Пушкин’:

Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.

Онегин негодует на Ленского, который заманил его на этот пошлый пир. Он ведет себя искренне, непосредственно, по-детски,   импульсивно. Это первый случай, когда Онегину изменяет его отстраненность, бесстрастность.

И вот настало время онегинской мести:

К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей.
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

Дело не том,  что Онегин танцевал  с невестой Ленского. До этого с Ольгой танцевал Петушков. Танец Онегина был  импровизированным балетом: он   создавал образ согласия, увлечения. Представление  привело <<всех>> в изумленье, и потрясло Ленского. 

Неожиданный дивертисмент  продолжался мазуркой (строфа с двойным номером, XLIII, XLIV). Онегину подводят на выбор Татьяну и Ольгу. Онегин выбирает Ольгу, отказывая Татьяне повторно, на этот раз демонстративно:

...
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.

Нарушений приличий нет, но видно, что Онегин отказывается играть предложенную роль жениха Татьяны.  И внимание Онегина лестно Ольге. Она охотно принимала его знаки внимания, несмотря на присутствие своего жениха.

Но чем Онегин завоевал Ольгу? Почему она предпочла игнорировать шок и обиду  Ленского?   Возможно, Ольга, также как и Онегин, чувствовала самовлюбленность, нарциссизм Ленского (как обсуждалось в главе  <<‘Пушкин’ пародирует героев>>). 

Ленский верил,  что друг и невеста  должны жить ради него. Вместо этого он видит, что они хорошо проводят время вместе и не обращают на него внимания. Нарцисс Ленский должен был принять это как личное оскорбление. Когда он пытается сам пригласить Ольгу на танец,  Ольга отказывает: <<слово уж дала... Онегину>>.  Это звучит  как злой  каламбур за неделю до ее свадьбы с Ленским: Ольга не так уж ценит своего жениха.   Именно Ольгин отказ послужил решающим ударом для Ленского.   ‘Не в силах Ленский снесть удара’, он решает  стреляться с Онегиным.  Пушкин точно показывает здесь то, что впоследствии стали называть    <<нарциссическая ярость>>: нарцисс обрушивается на тех, кто отказывается подчиняться, покушается на его статус. 


Онегин в этой сцене не произносит ни слова. Он остается человеком ‘самых честных правил’. А Ленский, конечно,  не объясняет, чем он недоволен. Читатель - буквалист видит в Ленском наивного возвышенного поэта и не может уловить, в чем была ‘месть’ Онегина, почему Ленский решил его вызвать на дуэль. Тем более он не может заметить никакой связи этого события с Татьяной. 

Все происшедшее  намеренно выглядит загадочно, размыто, парадоксально, бессвязно, как во сне Татьяны.

***Параллель между именинами и сном Татьяны

Именины у Татьяны во многом напоминают пир в воровском притоне Онегина, который она увидела во  сне. Однако во сне  Онегин - главарь жуткой шайки, а наяву Татьяна -- хозяйка  этого страшного и смешного пира.

Первое, что видит Татьяна в воровском притоне (в ее сне), это - пир чудовищ. Строфы XVI - XVII -- это перечисление этих адских и смешных чудовищ

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой...


Вот как описывается шум этого сборища (строфа XVII):

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
‘Пушкин’ от своего лица описывает сбор гостей на именинах Татьяны, используя тот же самый прием: перечисление карикатур (строфы XXVI -- XXVII)


С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, черта седая...,
и там еще много таких же издевательских портретов людей со значащими фамилиями.

Вот как описывается шум приезжающей толпы (строфа XXV):

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плачь детей.

Шум во время самого пира (строфа XXIX):

...Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.
... Никто не слушает, кричат,
Смеются спорят и пищат.

Используется тот же прием перечисления звуков, включая человеческие и животные,  поэтому близость между двумя пирами очевидна. Неожиданное ‘пищание’ гостей должно подчеркнуть их нечеловеческую сторону.

Так описывается приход Онегина на именинах

Вдруг двери настежь, Ленский входит
И с ним Онегин «Ах, творец! —
Кричит хозяйка: — наконец!»

(строфа XXIX),  Конечно, тут есть параллель с  драматическим появлением Татьяны на пиру в воровском притоне, где она стала внезапно  видна разбойникам

Вдруг ветер дунул, загашая,
Огонь светильников ночных
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встает;
Все встали: он к дверям идет

(строфа XVIII). 

Во сне Татьяну встречают все страшилища, крича ‘Мое! Мое!’. Строфа XX: ‘Мое! -- сказал Евгений грозно.

На пиру у Татьяны гости не кричат <<Мое!>> об Онегине.  Но до этого те же <<все>> и Ленский  уже пытались навязать свою <<дружбу>> Онегину. Поэтому тут есть некоторое сходство.

Татьянин <<полу-обморок>>  был способом указать на Онегина: <<Мое>>. Именно так это понял Онегин и гости.

В XXI строфе мы читаем об Онегине:

Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей

До этого,  ‘Пушкин’ изображал гостей в шаржированном виде. Здесь мы узнаем, что Онегин также воспринимал гостей карикатурно. ‘Пушкин’ и Онегин здесь заодно.

Во сне Татьяны все чудовища оказывают почет главарю - Евгению, в реальном пире Татьяна -- хозяйка и именинница. Именины оказываются зеркальным отражением пира во сне при том, что Онегин и Татьяна меняются ролями. 
Татьяна не видит чудовищ в своих гостях, в ее сне  роли Онегина и Татьяны противоположны  реальным. На самом деле это она преследует  Онегина, видя себя жертвой. 

Соответственно, сцена из сна, где каждый указывает на Татьяну и кричит <<Мое>>, является метафорой  реальных  коллизий Онегина со <<всеми>>, включая  Ленского и Татьяну. Они все заявляют свои права на Онегина.

Интересно, что  Лотман в <<Комментариях>> упоминает, что уже  современники Пушкина отметили параллель между двумя пирами еще в 1828 году. Но в рамках принятой доктрины Белинского - Достоевского нельзя было замечать негативное отношение автора к Татьяне, как выразительнице души русского народа, пушкинское   отвращение  к патриархальному обществу. Поэтому для Лотмана
----------------------------------------------
Инфернальный облик каждодневного поместного быта ... не снимал вместе с тем возможности с другой точки зрения осмыслять эту же жизнь как идиллию.
--------------------------------------------
Другими словами, Лотман видит тут еще одно противоречие в незавершенном романе неудачливого автора Пушкина.


***Выводы
Онегин на Татьяниных именинах оказался во враждебном обществе, которое старается подчинить и присвоить его. Татьяна является плотью от плоти этого общества, а Ленский уже породнился с ним, считает этих людей своими.

Поведение Татьяны и ее матери однозначно дало понять всем и Онегину, что они хотят видеть Онегина Татьяниным женихом. Ленский оказался соучастником этого <<сговора>>, настойчиво приглашая Онегина на именины Татьяны.

Онегин отказался подчиняться. Танцы Онегина и Ольги нарушили ожидания присутствующих.  Разрушенными оказались иллюзии и ложные надежды Татьяны и Ленского. 

Онегин - разрушитель здесь выступает как молчаливый опасный близнец балагура - ‘Пушкина’.

Именины Татьяны явились проекцией ее сна с точностью до наоборот: зловещей хозяйкой пира оказывается она, а не Онегин.


Рецензии