8. Дуэль. Развязка романа
Дуэль является развязкой романа, потому что действие с теми же героями не может продолжаться: Ленский убит, Онегин уехал в неизвестном направлении, Татьяна осталась одна, вынуждена оставить свои попытки выйти замуж за Онегина. После этого конца в романе добавлены фантазии Татьяны об изощренной мести Онегину. Традиционно, все происходящее в этих эпизодах понимается буквально как торжество Татьяны над злодеем Онегиным.
***Предыстория
Онегин не был впечатлен страстным, но лживым письмом Татьяны (см. главу <<Завязка. Письмо Татьяны>>) и отказал ей. Но это не остановило упорную и предприимчивую девушку: Онегин считался самым подходящим женихом и в ее отношении к нему не было ничего личного. Ленский, будучи своим у Лариных, настойчиво пригласил Онегина на ее именины, намекнув, что его давно уже ждут. В ответ на давление Татьяны и Ленского, Онегин на именинах притворился, что его интересует невеста Ленского, Ольга. Она охотно принимала его внимание. Это он сам назвал своей <<местью>>. По сути, это был намек Ленскому, что он не является исключительным даже для своей невесты. Это был также еще более ясный намек Татьяне, что она его не интересует.
Танцы Онегина и Ольги на именинах Татьяны формально не нарушали приличий. Балетная шутка Онегина удалась только потому, что невесте Ленского явно нравилось танцевать с Онегиным, ей льстило его внимание, и она этого не скрывала.
Уехав с бала, не попрощавшись, Ленский решает, что дуэль -- единственный выход для него:
Глава 5
XLV
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара:
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.
Ленский упрекает Ольгу за кокетство, но хочет стреляться с Онегиным. Рассуждения нелогичны, поведение героя нерационально, как обычно в этом романе.
Но контекст помогает понять, в чем тут дело. До этого Ленский ‘покоился в сердечной неге, Как путник пьяный на ночлеге’, говорит Пушкин в конце четвертой главы. Поступок Онегина на миг пробудил его, позволил ему взглянуть на ‘жизнь на самом деле’, и она ему не понравилась: его публично сбросили с пьедестала, на котором он себя воображал. Его Эго оказалось задето.
Ленский выбирает своим секундантом Зарецкого, посылает его с вызовом к Онегину, горит желанием убить своего врага:
Строфа XII
Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку или в висок.
Московский Вестник писал в 1828 году о том, как группа читателей обсуждали пятую главу романа. Они не поняли, почему Ленский вызвал Онегина, и не считали, что Онегин должен соглашаться на дуэль:
---------------------------------------------
Ну, примет ли он вызов Ленского? — спросил
атлет из первой партии одного из своих противников.—
Тот задумался, но наконец отвечал: это может зависеть от
разных посторонних обстоятельств; вероятно Онегин употребит усилие для того, чтоб кончить распрю. Впрочем, может
быть и примет вызов.— «Изверг, изверг!» — воскликнули
все присутствовавшие дамы. Многим сделалось дурно,
и бедные насилу очнулись.
---------------------------------------------
Можно понять, что поведение Онегина в этом случае не было предопределено традициями. С точки зрения современников, Онегин мог с честью выйти из щекотливой ситуации, отказавшись от дуэли.
***Онегин получает вызов
Вызов Ленского был третьим, который он получил в романе: первым вызовом было письмо Татьяны с брачным предложением, затем было ее многозначительное приглашение на именины - смотрины.
Онегин принимает вызовы, враждебность его ответа пропорциональна враждебности вызова. Получив вызов от Ленского (строфа IX главы 6), Онегин, ‘самых честных правил,’ мгновенно согласился:
…
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
Можно понять, почему у Онегина выработалась привычка принимать вызовы. В общем случае, отказ о дуэли был очень важным поступком: дворянин, не принявший вызов на дуэль, считался обесчещенным. Он больше не мог сам защищать свою честь на дуэли. Это значит, что его любой дворянин мог оскорбить безнаказанно.
Тем не менее, в данном случае у Онегина были пара причин, почему он мог бы отказаться драться, не уронив чести. Ленский не зря боялся, чтобы Онегин ‘Не отшутился как-нибудь’.
Во-первых, вызов на дуэль предполагал умышленное оскорбление речью (ругательство) или действием (пощечина, удар, ...). Приличные танцы с кем бы то ни было не могли считаться умышленным оскорблением.
Во-вторых, для законности вызова секунданты тоже должны были быть людьми <<честными>> и того же круга, что и соперники. Зарецкий был известен как карточный шулер, значит, считался бесчестным. Онегин мог отказаться принять его как секунданта Ленского.
Но как бы Онегин не объяснил отказ, он не мог полагаться, что Зарецкий честно передаст объяснение Онегина: "Он зол, он сплетник, он речист…" Угроза бесчестия была слишком серьезной, чтобы Онегин мог ею пренебречь.
Так или иначе, Онегин упустил возможность отказаться от дуэли, когда получил вызов. После этого Онегину было уже трудно отказаться: приняв вызов, он признал, что и вызов, и выбор секунданта не противоречат правилам.
Онегин оказался в сложной ситуации:
….Но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
Здесь мы опять встречаемся с упоминанием о душе Онегина. Первый раз мы прочитали про его душу в строфе IX главы 4
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет
Душа Онегина была права тогда, поэтому он в конце концов уехал в деревню.
В следующей строфе дан внутренний монолог Онегина как несобственно - прямая речь. Сначала Онегин как бы упрекает себя за нечуткость:
X
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинил себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вчера небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.
<<Внутренний обвинитель>> Онегина говорит как культурный герой, близкий Ленскому. Эта внутренняя речь использует чуждую Онегину лексику, описывая трогательную любовь Ленского к Ольге и онегинскую любовь к Ленскому. Онегин не верит этому голосу. Здесь чувствуется насмешка над этим <<внутренним обвинителем>>. В то же время, Онегин явно не спорит с этим голосом. Это -- еще один пример Онегинской иронии, где ни одна точка зрения не побеждает, не принимается за истину.
Дальше Онегин рассуждает о том, что делать.
…… «Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит - в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Онегин потешается над общественным мнением: ‘хохотня глупцов’. Но, в то же время, он шутливо называет его ‘пружиной чести’.
Это тоже -- типичная онегинская ирония: он смеется и над культурной ценностью (независимость от мнения общества) и над ее отрицанием (подчинение общественному мнению).
Онегин без особых сожалений решает, что ‘время улетело’. Читатель имеет основания подозревать, что Онегин не прочь стреляться с Ленским. Вызов на дуэль обнажил фальшь навязчивой дружбы Ленского. Злоба Ленского кажется чрезмерной. Ленский не вызывает симпатии.
Хотя душа Онегина недовольна его поведением, онегинская ирония, парадоксальная логика позволили ему игнорировать голос души.
Боялся ли Онегин общественного мнения на самом деле? Он показал, что он равнодушен к мнению деревенского общества, когда он демонстративно избегал визитов соседей. А на именинах у Татьяны он пренебрег ожиданиями <<всех>>, когда стал ухаживать за невестой Ленского вместо Татьяны. В то же время, будучи ‘самых честных правил’, Онегин во всех случаях следует принципам благородного поведения.
Что здесь поймет обычный читатель? Для него все полу - события на именинах имеют не больше смысла, чем бессловесный скандал между Онегиным и Ленским во сне Татьяны. Он может объяснить дуэль только демонической природой Онегина. Из всех иронических, двусмысленных, многоголосых рассуждений Онегина с собой ортодоксальный читатель улавливает только, что Онегин боится общественного мненья, и поэтому решает убить Ленского. Так создается <<Роман о Татьяне>>.
***Сама дуэль
Вызов Ленского нарушил правила дуэли. Онегин не отказался драться, но в ответ он сам грубо нарушает правила: его слуга определенно не имел права быть секундантом, и Онегин не имел права опаздывать. По правилам, Ленский и его секундант должны были протестовать и отложить дуэль. Но Ленский не был способен к рефлексии, у него не было <<обратного хода>>, а его секундант наслаждался принесением зла. Также в нарушение правил Зарецкий не предложил соперникам помириться.
Пушкин описывает дуэль подробно.
XXX
«Теперь сходитесь»
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.
Онегин выиграл. Теперь интересно, как Онегин воспринял победу, и как ‘Пушкин’ относится к тому, что произошло.
XXXI
Мгновенным холодом облит
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его…
XXXV
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну что ж? Убит», решил сосед.
Убит! Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
….
Онегин не был готов к гибели Ленского. Может быть, он не задумывался о исходе дуэли?
***Анекдоты ‘Пушкина’ о дуэлях
Для того, чтобы объяснить, как чувствовал себя Онегин после дуэли, ‘Пушкин’ приводит два примера, предлагая читателю представить себя в подобной ситуации. В первом примере речь идет о дуэли поссорившихся приятелей, когда один из них вдруг чувствует себя оскорбленным из-за <<безделицы>>. Понятно, как это относится к дуэли Онегина и Ленского.
Но второй пример не так очевиден. ‘Пушкин’ предлагает читателю представить себе, что он пишет эпиграмму, враг узнает себя в ней, вызывает насмешника на дуэль. Это все ‘приятно’, говорит ‘Пушкин’ в строфе XXXIII.
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
Целить в глупого врага -- приятно, а убить -- неприятно. Что означает ‘неприятно’? Скорее всего это и значит, что победитель
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
Другими словами, человек чувствует угрызения совести.
Эта история тоже имеет прямое отношение к произошедшему:
- Онегин выставил Ленского в смешном виде на балу у Лариных;
- вызвав Онегина на дуэль, Ленский признался, что он увидел себя предметом насмешек.
В обоих случаях ‘Пушкин’ не обвиняет победившего дуэлянта. Но убийство противника на дуэли в этих случаях ‘неприятно’, вызывает конфликт со своей душой, говорит ‘Пушкин’.
‘Пушкин’ сочувствует победителю, которому предстоит еще заплатить за свой поступок душевным покоем.
***Роль Зарецкого
Зарецкий -- загадочный персонаж, который появляется в романе в связи с дуэлью и играет зловещую роль: он организует дуэль по своим, жестоким правилам (нарушая требования к секундантам), и увозит тело мертвого Ленского.
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой,
Отец семейства холостой...
Что означает ‘добрый и простой’ по отношению к ‘картежной шайки атаману’? С небольшими вариантами это выражение повторяется 4 раза в <<Евгении Онегине>>:
- Два раза по отношению к отцу Татьяны
Отец ее был добрый малой,
В прошедшем веке запоздалый; (2, IXXX)
Он был простой и добрый барин (2, XXXVI)
- Кроме того, это же выражение употребляется в восьмой главе, где речь идет об осуждении Онегина.
Иль просто будет добрый малой,
Как вы да я, как целый свет? (8, VIII)
Среди всех значений слова <<добрый>> в Словаре Языка Пушкина значения <<Ничем не запятнанный, безукоризненный>> или <<Настоящий, такой, каким полагается, надлежит быть>> (что, в сущности, одно и то же), кажутся наиболее подходящими. Речь идет не о доброте, а об общественном одобрении. Выражение иронично, во всех случаях оно описывает <<правильного>> человека, чуждого Онегину и ‘Пушкину’.
Как известный шулер, Зарецкий не имел права быть секундантом. Поэтому добросовестный человек не выбрал бы его в свои секунданты. С другой стороны, честный дворянин мог отказаться быть секундантом Ленского, поскольку его вызов не был обоснован. У Ленского не было большого выбора.
Будучи нечестным, Зарецкий организовал дуэль вопреки правилам, сделал трагический исход почти неизбежным.
Зарецкий описан как воплощение зла, цинизма, разврата, бесовского начала. Может быть, его фамилия должна ассоциироваться с потусторонним миром.
Обращение Ленского к услугам Зарецкого можно понять как метафору: Ленский прибегает к злу, беспринципности для того, чтобы утвердить себя и свое понимание мира.
Но Пушкин говорит нам, что Зарецкий, оказывается, был частым собеседником Онегина (глава 6, строфа VIII)
Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним, и так нимало
Поутру не был удивлен,
Когда его увидел он.
Тот после первого привет,
Прервав начатый разговор,
Онегину, осклабя взор,
Вручил записку от поэта.
К окну Онегин подошел
И про себя ее прочел
Речь идет об интеллектуальной близости Онегина и Зарецкого.
Действительно, онегинская ирония может быть использована для обоснования цинизма, хотя сам Онегин, видимо, не был циником.
Онегин не хотел причинять вреда, был способен сочувствовать людям. Но он не прислушался к предупреждающему голосу сердца, когда согласился объясниться с Татьяной, принял приглашения на ее именины, принял вызов на дуэль дуэль. Он поступал так, как требовали правила чести, а не его душа. Это-то и сделало его добычей для Зарецкого.
Возможно, указывая на близость Онегина и Зарецкого именно в ситуации с дуэлью, Пушкин хотел подчеркнуть, что решение Онегина послужило злу.
Разум не достаточен для принятия важных решений. Как сказал сам Пушкин по другому поводу,
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
В то же время, неспособность к рефлексии, самосознанию также ведет к жестокости и бессмысленным поступкам, как показал Пушкин на примере Ленского.
***Выводы
- Ленский почувствовал себя лишним на балу, где его друг и невеста казались заинтересованы друг другом вместо того, чтобы демонстрировать свою преданность ему.
- Ленский был в ярости, <<кипя враждой нетерпеливой>>, горя желанием убить Онегина
- Выбрав секундантом Зарецкого, Ленский сделал дуэль неизбежной
- Онегин согласился на дуэль по привычке, но ‘был недоволен сам собой’, чувствовал угрызения совести. Дав согласие, отказаться уже было бы слишком сложно для человека ‘самых честных правил’.
- Дуэль - строго регламентированное смертельное соревнование дуэлянтов. Ленский инициировал эту дуэль и проиграл.
- ‘Пушкин’ не осуждает Онегина, но дает понять, что ему не избежать чувства вины за убийство Ленского.
Свидетельство о публикации №224081900958