12 Основная проблема романа

***Источник конфликтов

Во всех коллизиях романа участвует Онегин.  Для окружающих цели Онегина, его поведение  непонятны и кажутся враждебными, подрывными. Все назвали его ‘фармазоном’.   Татьяна решила, что Онегин притворяется разочарованным, следуя моде,  обозвала его ‘пародией’, ‘москвичом в Гарольдовом плаще’.

 Ленский, Татьяна считают удачей высокое положение в обществе, почет и уважение окружающих. А Онегин имел высокое положение в высшем свете по своему рождению, принадлежал к избранной столичной публике. Имея все привилегии, о которых деревенская публика могла только мечтать, он предпочел отшельничество в деревне, подчиняясь голосу своей души. Пренебрежение статусом в строго-иерархическом российском обществе вело к конфликтам и для Онегина, и для Пушкина.

В то же время, Онегин был завидным женихом и престижным другом. Попытки Ленского и Татьяны завоевать его, сделать своим поклонником привели  их к поражению.
Пушкин показывает два возможных подхода к жизни:
-  конформизм: стараться заслужить одобрение общества
-  нонконформизм, аутентичность: быть верным себе,  своей душе.   
   
Первый путь – путь Ленского и Татьяны. Второй путь – путь Онегина. Можно сказать, что выбор между этими двумя путями является основной проблемой романа. Пушкин ясно показывает, что он предпочитает путь Онегина, только он заслуживает уважения в романе.

Пушкин сформулировал свой персоналистский  взгляд на мир, похвалу аутентичности в стихотворении <<Из Пиндемонти>> (1836) :
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
 
Та же идея примата личности, верности своей душе  прослеживается во многих стихах Пушкина, например:
   
-  Элегия (1830)
-  Пророк (1826)
-  Памятник (1836)
-  Поэт и толпа (1828)
-  <<Не дай мне бог сойти с ума>> (1833)
-  Поэту (1830)
-  Разговор книгопродавца с поэтом (1824)
-  Из Пиндемонти (1836)
-  <<Ещё одной высокой, важной песни>> (1829)
   
Хотя в лирике Пушкина, естественно, эта тема часто преломляется через отношения поэта и общества.
Для Достоевского и Белинского в прошлом, а также для большинства российской публики до сих пушкинский выбор оказывается неприемлемым.

*** Необходимость рефлексии

Не каждый оказывается способен сделать выбор пути. Необходимы самосознание, рефлексия, чтобы догадаться о несоответствии между образом жизни и потребностями души.  Онегин обладал этой способностью, а Татьяна и Ленский не обладали.
Онегин мог отделить свою личность от той персоны, которую он должен был представлять в свете. Поэтому его поведение и называлось лицемерием:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

Пушкин говорит о Ленском: ‘покоился в сердечной неге как путник пьяный на ночлеге’. Татьяна рыдает о своей загубленной судьбе из-за козней ‘модного тирана’ Онегина, когда она сама пытается соблазнить его любовным письмом. Они оба находятся как бы во сне,  не способны к самосознанию. Они не могут понять, что они лгут, потому что они лгут себе. Они также не могут осознать, когда их поведение аморально.

Когда жизнь подталкивает их проснуться, увидеть себя со стороны, он предпочитают обвинять других в своих неудачах. Ленскому понадобилась дуэль, чтобы снова поднять себя в своих глазах.  Татьяна вынуждена довольствоваться своими мстительными фантазиями о набеге на дом Онегина, о чудесном замужестве с князем-генералом.   

***Лицемерие и лицедейство

Главную проблему в романе можно сформулировать и по-другому: выбор между лицедейством и подлинностью. Стремление к статусу требует  лицедейства, притворства, а личная свобода, независимость об общества позволяет быть собой.
Тема  лицедейства  появляется в самых первых строках романа:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять
Ему подушки поправлять
Печально подносить лекарство,
Вздыхать, и думать про себя
Когда же черт возьмет тебя?
   


Затем та же тема лицемерия, лицедейства Онегина в Петербурге проходит через всю первую главу.

В следующих главах  мы узнаем о ролях, которые играли Татьяна и Ленский. Она ’воображалась героиней своих излюбленных творцов’, он изображал из себя необыкновенного благородного поэта.
Идея, что шаблонные  роли губительны для личности, является одной из основных в романе. Живя в роли, человек не живет своей жизнью, губит свою жизнь. Вот так ‘Пушкин’ и Онегин говорят об времени, когда Онегин приспосабливался к своей светской роли:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
   

Я здесь покажу как эти идеи преломляются в образе каждого главного героя.

*Татьяна

Мы знаем, что Татьяна мечтала о необыкновенном почете. Вот как она  себе это представляла: она становится женой важного князя - генерала, и, когда она появляется в самом высшем свете, она оказывается в центре внимания (Глава 8 , Строфа XV)
   
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей.
   
Татьяна приняла личину сентиментальной героини потому, что  этот стереотип поведения  поощрялся обществом для девушек на выданье. Татьяна тут следовала по стопам своей матери и их московской родственницы.

Вот, например, как описана встреча с <<московской кузиной>> (7, XL1).

   
- Княжна, mon angel! - "Pachette!" - Алина! -
Кто б мог подумать? Как давно!
Надолго ль? Милая! Кузина!
Садись -- как это мудрено!
"Ей богу, сцена из романа..."
- А это дочь моя, Татьяна. -
"Ах, Таня! подойди ко мне -
Как будто брежу я во сне...
Кузина, помнишь Гранидисона?"
- Как, Грандисон?.. а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он?-
"В Москве, живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил."
   
Про ее мать и ее знакомого  <<Грандисона>> говорилось во второй главе строфа XXX):
   
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.
   
Выражение ‘московская кузина’ использовалось Пушкиным в переписке для обозначения определенного  типа женщин: манерных, жеманных, претенциозных, фальшивых.  Кузина здесь говорит на смеси <<французского с нижегородским>>, приделывает французские окончания к русским именам, называет общего знакомого именем героя романа. Мать Татьяны когда-то следовала тому же образцу:
   
Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
   
Можно также вспомнить гоголевских <<просто прекрасную даму>> и <<даму, прекрасную во всех отношениях>>, которые пользовались тем же языком.

Но до того, как она стала мечтать о князе-генерале, она мечтала об Онегине, как о средстве, которое доставит ей тот же самый доступ к высшему свету  и почет. Мы знаем, что в <<любви>> Татьяны к Онегину не было ничего личного, они не были знакомы. Можно сказать, что это была любовь по расчету. Она написала Онегину любовное  письмо в образе сентиментальной героини,  где настаивала на замужестве и, одновременно,  расхвалила свое благочестие. Получив отказ, она продолжала свое наступление и пригласила Онегина на именины. Многозначительный <<полу-обморок>> при его появлении не помог. Онегин увильнул.  Татьяна проиграла, ей осталось только мстительно мечтать о князе-генерале и о том, что, увидев ее  важной княгиней, Онегин влюбится, а она ему откажет.

Татьянина роль подчиняет Татьяну. Она видит себя в личине сентиментальной героини, красиво говорит с собой в своих фантазиях, но наяву у нее нет ни одной реплики,  если не считать ее разговор с няней. Ее личина оказывается смирительной рубашкой, лишает ее непосредственности, естественности,  свободы самопроявления. Но Татьяна не замечает этого. Она не понимает  себя,  не способна понимать других. Она груба и невнимательна с няней, которая пытается говорить с ней. Ее попытки женить на себе незнакомого мужчину аморальны. В ее  погоне за успехом и уважением она потеряла себя, не добившись уважения.

*Ленский

Амбиции Ленского лучше всего понятны из строфы: (Глава 2, Строфа VIII
   
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
   
 
 В его планы не входило рисковать свободой и жизнью за честь друга.  Ленский ожидал абсолютной и беззаветной  преданности, благоговения от людей.  Он считал, что он заслуживает такого почитания потому, что он  --  благородный, возвышенный поэт. Такую личину  Ленский создавал себе своим стереотипно - поэтическим поведением и обликом,  а не поэтическими шедеврами.

Благодаря своим связям и светскости, Онегин был очень привлекательным для Ленского как почитатель, как часть свиты.

 Страшноватая  строфа (Глава II, Строфа XIV)
   
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
   
относится и к Татьяне, и к Ленскому, которые пытались использовать других людей -- в частности, Онегина --  для своих целей. Дружба Ленского с Онегиным была фальшивой. Ленскому нужен был Онегин как аудитория для его представлений в роли возвышенного поэта. Ленский не понимал Онегина и не интересовался им. Его повествование о любви к Ольге  не  упоминает Ольгу и лживо: это книжная любовь, приличная возвышенному поэту, необходимая для личины Ленского. 

Иллюзии Ленского о его величии и избранности  оказались под угрозой,  когда он увидел Онегина и Ольгу увлеченно танцующих танец за танцем на Татьяниных именинах, игнорируя его, Ленского. Удар по его личине был воспринят как удар по ему самому.

Как и Татьяна, Ленский отождествлял себя с той ролью, которую он сам себе создал. Он не знал себя и не был способен к искренним отношениям с другими. Пушкин сострадает погибшей жизни:
Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств, и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
Где жажда знаний  и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!
   
Все это было в душе Ленского, говорит Пушкин. Но мы не знали этого, пока он был жив, потому что он жил в своей надуманной личине, одобряемой обществом.

Ленский гордился той ролью, которую он себе создавал. Также как Татьяна, он верил в свою исключительность. Послушность Онегина требовалась для того, чтобы Ленский мог продолжать играть его роль. Когда оказалось, что Онегин и Ольга  вышли  из подчинения,  Ленский предпочел стреляться с обидчиком, вместо того, чтобы задуматься о своем соответствии своей роли. 

*Онегин

Жизнь Онегина распадается на два периода: в Петербурге и  в деревне. Пушкин показывает, что веселая, полная развлечений <<легкая>> петербургская жизнь Онегина - повесы требовала от него постоянного притворства, лицемерия, больших затрат времени и сил, отказа от себя: пиры, театр, балы стали рутиной (глава 1, XXXVI, XXXVII). 
   
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
....
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,...
   

Его душа не давала ему успокоиться (глава 4, IX):
   
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
   
так рефлексирует Онегин.

В отличие от Татьяны и Ленского, Онегин осознавал  ‘роптание вечное души. Онегин уехал в поместье дяди, чтобы не надо было лицемерить и влачить эту рутину прискучивших развлечений. Помогло ли это ему? Оказывается, да (глава 4, XXXVIII, IXV)
   
Прогулки, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая,
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей.
   
Онегин забыл скуку ‘в беспечной неге’. Оказалось, что его скука была вызвана не пресыщением, а необходимостью поддержания роли, навязанной ему обществом, воспитанием, привычкой.

Онегин бежал от пошлых, безличных отношений, но именно такие отношения  Татьяна и  Ленский ему навязывали.
Онегин сочувствовал Ленскому и Татьяне. Поэтому он какое-то время уступал давлению: принимал Ленского у себя каждый день, поехал  к Татьяне на именины, чтобы не обидеть. Скорее всего, если бы он перестал отвечать на их домогательства раньше (как он поступил с другими соседями), трагического исхода можно было бы избежать.


***Границы личной свободы: Зарецкий

Главная идея <<Онегина>> --  необходимость личной свободы и  верности самому себе.  Но значит ли это, что все позволено, <<что хочу, то и делаю>>?
Оказывается, нет. Чтобы показать границы личной свободы, Пушкин вводит в роман образ Зарецкого. Этот персонаж появляется только в связи с дуэлью: он оказывается секундантом Ленского, привозит вызов Онегину, проводит дуэль, затем увозит тело Ленского.

Зарецкий бесчестен во всем:

   
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надёжный друг, помещик мирный.
   
   
...
Хоть и ему иные штуки
Не проходили без науки
...
Этот аморальный персонаж -- предшественник Свидригайлова у Достоевского.

Но оказывается, что не только деревенская публика принимала его как <<надежного друга>>, но и Онегин’ с удовольствием ... видался с ним’:
   
Он был не глуп, и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним...
   

По-видимому, онегинский отказ от  моральных суждений сделал его близким  к  Зарецкому по духу.  Пушкин ввел Зарецкого, чтобы показать обратную сторону Онегинской подрывной иронии.   
В чем же разница между Зарецким и Онегиным? Почему, имея близкий ’дух суждений’,  Онегин не стал жуликом, как Зарецкий?
Есть два важных отличия: в отличие от Зарецкого, Онегин -- человек чести, и Онегин способен сочувствовать людям. Пушкин высоко ценил оба этих качества. Онегин старался быть верен своей душе, и по Пушкину, душа знает, что хорошо, и что плохо. Сочувствие было в душе Онегина. 
Онегин терпел глупые разговоры Ленского, чтобы не оскорбить его.  Вместо того, чтобы проигнорировать навязчивое  письмо Татьяны, он встретился и вежливо поговорил с ней. Он согласился посетить именины Татьяны, чтобы не обидеть Лариных отказом. Но Онегин не мог отвергнуть вызов на дуэль, не уронив своей чести и чести своей семьи. Когда голос души вступает в противоречие с правилами чести, Онегин выбирает честь. Пушкин дает нам понять, что Онегин будет наказан за это угрызениями совести. 

***Выводы

  В романе есть два  полярных отрицательных героя: общество  (<<все>>) и Зарецкий.  Общество диктует правила поведения, предписывает фальшивые роли, стимулирует всех бороться за свой статус в иерархии, осуждает "отщепенцев".  Зарецкий -- человек без принципов, без чести и совести, который пренебрегает общественными правилами для своего удовольствия.
 
  Благодаря тому, что Онегин слушал «роптанье вечное души», он оказался способным добиться  личной свободы, избавиться от диктата общества, не нарушая правил чести, не скатываясь на уровень Зарецкого.
А Татьяна и Ленский не замечают своей подражательности, не нуждаются в автономии, они предпочитают играть шаблонные роли для того, чтобы заслужить желанный статус, почтение окружающих. Они не могут быть собой, но и желанные роли им не удались.

Судьбы всех героев трагичны, но только Онегин заслуживает уважения, потому что он рискнул жить своей жизнью.


Рецензии