Глава 13 Актуальность романа
-----------------------------------------------------
«Евгений Онегин» не потерял свою актуальность и сегодня, ведь вопросы, волновавшие Пушкина в 19-м веке, так и не получили разрешения в веке 21-м.
Перед поэтом стояла задача запечатлеть на страницах своего произведения «героя времени». Онегин действительно стал хорошо узнаваемым образом бездеятельного, но много размышляющего, рефлексирующего молодого дворянина, характер которого сложился в условиях светской культуры.
Можно сказать, что Пушкин создал портрет представителя «золотой молодёжи» в худшем, ироническом понимании этого термина. Избалованный столичный бездельник, ловелас и насмешник, привыкший срывать цветы удовольствий и ни к чему не относящийся серьёзно, Онегин явился новым для русской литературы типом.
Он словно сошёл со страниц английского или французского романа, но, сделав несколько шагов по «русской почве», увяз в ней по уши.
Сегодня мы видим немало примеров онегинского отношения к жизни среди своих современников. Его также можно назвать потребительским.
В романе «Евгений Онегин» озвучен приговор эгоизму и гордыне. Показано, что этот путь глубоко чужд природе русского человека, гибелен для него.
Однако мы продолжаем брести по этому пути, не задумываясь об истинных ценностях жизни.
------------------------------
Анонимный Автор исходит из догмы, по которой Онегин -- отрицательный герой. Требование Достоевского из его <<Пушкинской речи>>
-----------------------
Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве.
---------------------------
принято им за руководящий принцип и основу оценки Онегина.
Автор считает ясным, что:
- нельзя бездельничать, надо служить обществу <<на родной ниве>>;
- не надо рефлексировать, много размышлять;
- нехорошо насмешничать:
- нельзя быть ловеласом;
- в России надо быть русским, а не походить на англичанина или француза;
- гордость и эгоизм губительны для русского человека.
Онегин, действительно, нарушает все эти требования анонимного Автора, поэтому он и является отрицательным героем, не годится для жизни в России. С точки зрения этого Автора, Пушкин как раз учит распознавать и осуждать людей, похожих на Онегина.
Здесь интересно, что анонимный Автор, не говоря этого прямо, обвиняет не только Онегина, но и, главным образом, А. С. Пушкина, как "бездеятельного, но много размышляющего, рефлексирующего молодого дворянина, характер которого сложился в условиях светской культуры":
- Пушкин, конечно, писал. Иногда, по вдохновению. Но он и бездельничал тоже довольно много. При социализме его бы квалифицировали как тунеядца (если бы до этого не расстреляли как типичного представителя чуждого класса).
- Писал для себя, публиковался для денег: <<Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать>>. Что это, как не эгоизм?
- Ухаживал за многими женщинами.
- Был мыслителем. Много размышлял и рефлексировал.
- Насмешничал. Эпиграммы писал, "Домик в Коломне", ироническую трагедию "Евгений Онегин" и.т.д.
- Имел прозвище <<француз>>.
- Насчет гордости, так это он же написал: <<Я памятник себе воздвиг..>>. Трудно быть еще более гордым.
Другими словами, Автор утверждает, что Пушкин разоблачил себя под видом Онегина как лишнего человека, и тем оказался полезен Отечеству.
Аноним выражает официальную точку зрения, что в России надо быть как все, не выделяться: Онегины и Пушкины нам не нужны. Тем самым он прекрасно проиллюстрировал актуальность проблемы выбора между аутентичностью и конформизмом, которая решается в романе. Очень возможно, что российское общество в наше время еще менее терпимо к индивидуальности, чем при Пушкине.
"Евгений Онегин" показывает убийственную роль нивелирующего действия общества, важность и возможность сопротивления давлению для того, чтобы жить своей жизнью, быть верным своей душе.
Свидетельство о публикации №224082301068