О пользе мышления

"Думать – это не развлечение, а обязанность".
Аркадий и Борис Стругацкие. «Улитка на склоне»

«Пока подвижный марута (прана) не течет по срединному каналу (сушумне), пока бинду не обрело устойчивость благодаря контролю праны, пока в дхьяне не достигнута сахаджа (врожденное естественное состояние), до тех пор все разговоры о знании – лишь притворство и пустая болтовня».
Этими словами заканчивается последняя глава «Хатха-йога прадипики», текста, представляющего собою собрание других более ранних источников, авторство которого приписывается Свами Сватмараме. На эту заключительную шлоку часто ссылаются, дабы избавиться от неудобных вопросов со стороны пытливых умов, желающих получить пусть не исчерпывающие, то хотя бы внятные ответы, кои могли бы осветить путь, ведущий к одной из важнейших добродетелей – к мудрости.
Немного перефразируя Шопенгауэра, скажем, что подчас вопрошающий ученик также в тягость для гуру, «как ночные гуляки, нарушающие сон мирных жителей», и согласимся, что праздные разговоры об истине действительно ни к чему. Однако остережёмся смешивать «пустую болтовню» с философским дискурсом, ибо последний пусть и не приведёт к искомой добродетели, но как сказал некогда Луций Анней Сенека: «Без пищи тоже не достичь добродетели, хотя пища к добродетели касательства не имеет».
Недаром Гераклит Эфесский, прозванный Тёмным, почитал умение мыслить величайшим достоинством, а упомянутый ранее немецкий мыслитель Шопенгауэр возможно первым среди философов, в классическом смысле, обратив свой взор к мудрости востока сказал, что «когда мы размышляем, то это собственно мировой дух размышляет, или сама природа, которая стремится к самопознанию. Это мысли не другого духа, на след которых мы желаем напасть, но мы сами стремимся то, что есть, сделать познаваемым».


Рецензии