Поэмы на холсте
Об этом я думала на выставке работ художника, чье творчество основывается не только на богатых культурных традициях уйгуров, но впитало в себя мировую культуру.
Ахмет Ахат (1) – член Союза художников Казахстана, академик Академии Художеств, заслуженный деятель Казахстана. Его произведения находятся в музеях разных стран и в частных коллекциях. Есть и у меня две его работы, символика которых не раз вдохновляла на написание текстов.
Сегодня я рассматриваю новые творения, радуюсь встрече с уже знакомыми и
пытаюсь понять, что чувствовал художник, когда взялся за кисть, какие эмоции, воспоминания о личном или о прошлом – земном и неземном – волновали его.
Душа моя откликается и «расшифровывает» знаки и символы, находит аллегории и метафоры и наполняется теплым светом, что несут в себе картины.
***
Художественный язык Ахмета Ахата узнаваем и неповторим. Меня привлекает мудрое, доброе и светлое мироощущение автора как в живописных работах, так и в графике.
У каждого зрителя свое понимание и чувствование картин, свое видение того, что созвучно душе.
Литографию «Земля и вселенная» я «читаю» словно многосюжетный философский роман о человеке – частице Вселенной. Как ребенок не теряет сакральной связи с матерью, когда перерезана пуповина, так и человек неотделим от Вселенной. Ребенок узнает земной мир – человечество познает Вселенную.
Но чем больше знаешь, тем больше возникает вопросов.
«Что там за облаками?» – этот вопрос волнует людей с древности. Человек рвется в небо, как птица, осваивает космос, но не разрывает пуповину с Землей.
Среди образов литографии нахожу Всевидящее око, что наблюдает за жизнью нашей планеты, отмечаю символические детали.
Мое внимание привлекает геометрическая фигура – круг. Круги здесь несут важную композиционную роль, вызывают ассоциации, подтверждают связь земного и небесного.
Круг для меня мыслится и как чертеж Вселенной – без начала и конца, и как символ поклонения солнцу – источнику жизни на Земле, и как связь жизни человека с движением планет.
Наше личное время ограничено земной жизнью, но оно вплетается в космическое Колесо Времени – безначальное и бесконечное, давая возможность понять глубину Бытия.
Центр зодиака напоминает шанырак – сферический купол в виде решетчатой крестовины, помещенный в круг.
Шанырак – необходимый конструктивный элемент юрты, жилища кочевников, – имеет важный сакральный смысл, связывает человека с Небом, с высшими силами и является символом дома, семейного очага, продолжения рода и связи поколений.
«Разгадывая» символы литографии, я чувствую спокойную мудрость автора, его тонкое мироощущение и глубокое восприятие мира.
Глубинный смысл этой работы говорит о значении человеческой жизни в контексте Вселенной, когда повседневная реальность не затмевает более глубокого ее предназначения.
***
Главный герой работ Ахмета Ахата – Время, а возврат в прошлое – философская потребность. Верно говорят: идя вперед, надо понимать, что остается позади.
Безымянные художники древности на камнях отправили в будущее послания-символы. Душа художника восприняла письмена, оставленные на скалах Тамгалы (2), почувствовала общность прошлого и настоящего и протянула связующую нить между веками. Осмысление посланий привело к созданию прекрасной серии картин-петроглифов, вызывающих раздумья о сути вечного, об эмоциональной свободе и о духовном наполнении души.
Одна из таких работ – «Петроглиф и птица».
Изображение птиц – огромный пласт в мировой культуре. Ахмет Ахат, зная мифологию разных народов и понимая важный смысл изображения птиц от древних наскальных рисунков до современных произведений, напоминает о философской сути этих образов, символизирующих жизнь и смерть, трансформацию и возрождение.
У зрителя складывается своя интерпретация увиденного. Меня же поразило алое, как пламя, оперенье птицы и я вспомнила притчу об удивительной птице Кикнус с яркими перьями и клювом, похожим на флейту.
Говорят, когда Пифагор услышал ее пение, создал музыкальные инструменты и законы музыки.
Птица Кикнус пела и собирала хворост для гнезда. Когда его становилось много, мелодия звучала грустно – Кикнус знала свою судьбу. Печаль полыхала огнем в ее душе, и сухой хворост вспыхнул от этого огня. Птица сгорела, став горсткой пепла. Когда пепел остыл, из него появился птенец. Перья его блестели и ярко сияли. Птенец собирал хворост и пел неземную песню, как и его мать. Он знал, что наступит срок и ему суждено погибнуть, чтобы дать начало новой жизни, но продолжал петь.
Символ птицы несет послание о возможности возрождения, обозначает жизненные циклы, эволюцию Вселенной, олицетворяет мысль о необходимости духовного преобразования и напоминает о хрупком равновесии мира.
****
«Живопись – это музыка, которую можно увидеть, а музыка – это картины, в которые нужно вслушиваться», – так говорил джазовый музыкант М. Дейвис.
Полотна Ахмета Ахата из серии «Восточный город» отзываются в душе мелодиями из классического уйгурского цикла «Двенадцать мукамов»(3), в образном мире которого выражены философские взгляды народа, вековые традиции, эстетика жизни.
Художник знает историю своего народа, ценит культурное наследие, традиции и быт и доносит до зрителя атмосферу древних восточных городов. В них дыхание времен, которые прошли, но не исчезли. Ушли эпохи, поселения и города приобрели другие лица, но работы художника возрождают их.
Гармония цвета, линий, дышащего пространства создает мелодию далекого прошлого, созвучную настоящему и той музыке души, что не записать нотами и не повторить, но можно запомнить эмоциональное счастье и возвращаться к нему.
Солнечные картины восточных городов вызывают ностальгические эмоции и нежное чувство любви к прошлому. Спокойствием веет от этих картин.
Насыщенная цветовая палитра с преобладанием сочных медовых и огненных красок, четкие линии и счастливое мироощущение – все это напоминает детство или прекрасный сон.
Картины словно покрыты золотистым воском и источают теплый свет. Думается, что солярное божество с петроглифов художника покровительствует ему и дарует свои лучи.
И я, освещенная этим светом, вхожу в старинные поселения Кашгара, иду по улочкам с уютными домами. От людей, которых я встречаю, приходит мудрость и понимание смысла жизни, что звучит, как назидание: мир тот, какой есть, и необходимо пройти ступени его познания. Появилось мистическое ощущение, будто они явились из моего прошлого. Думаю, это от того, что у жителей Земли много общего в генетическом коде.
Погружая нас в прошлое, художник напоминает, что самое дорогое в жизни человека – это сама жизнь. Смысл ее помогают понять и великие личности древности. Не случайно художник проводит нас по улочкам Кашгара, где в одиннадцатом веке жил поэт, философ, мыслитель и писатель Юсуф Баласагуни (4), написавший в своем труде «Кутадгу билиг»(5):
Вздымись же над пыльною мглою и чадом,
Нетленную вечность прозри своим взглядом.
***
Талантливый художник меняет наше восприятие мира и, как огонь лампады среди тьмы, высвечивает важное, помогает в привычном увидеть глубокий смысл.
Триптих «Умай» я воспринимаю как поэзию, и моя душа откликается на символические образы, что воплощают связь между реальным миром и мифологическим.
Метафоричность этой работы, аллегории и символы с глубоким философским или мистическим смыслом и послания из прошлого в наше настоящее создают эту поэму на холсте.
Левая часть триптиха – изумрудное чудо. Семантика зеленого цвета в тюркском искусстве имеет глубокое духовное значение.
Этот цвет во многих культурах ассоциируется с цветущим садом – символом рая на земле, цветом лета и полноты чувств
На полотне нахожу образ яблока – знак мудрости и познания. Тема потерянного сада мне близка, как и легенды о Боге Тенгри и его божественной супруге Умай.
Тенгри воплощает вечное небо и огонь, Умай – землю и воду.
Древние тюрки считали, что Умай участвовала в сотворении мира, когда не было ничего, кроме Великого Океана. Птица Умай нырнула глубоко-глубоко и достала со дна землю, из которой выросли горы, реки, растения, появились животные и люди.
Богиня Умай – покровительница всего живого, особенно детей и женщин. Она часто спускается на золотых крыльях с Верхнего мира, чтобы помочь людям обрести здоровье и счастье.
Единство мужского и женского при сотворении мира – важный аспект мифологии разных культур, подчеркивающих, что целью человеческого существования является баланс и гармония противоположностей.
Глядя на парные символы на картине, я размышляю о внутренней гармонии, которую помогают обрести произведения искусства.
Не случайно композиция триптиха симметрична. Это создает ритм, звучание знаков и символов. Думаю, лик на этой картине – композиционный центр. Это око Вселенной. Лик печален. Приходит мысль, что он обеспокоен тем, что мы творим с Землей.
Образы кочевой культуры говорят об отношении к миру, когда не было разделения философии мира и быта – они были тесно связаны. Об этом повествуют и работы художника, действуя на глубинном уровне и помогая зрителю подняться еще на одну ступень познания.
Я полностью подчинилась магии картины. Она для меня явилась завесой от будничности жизни. Земная реальность отступила и зазвучал многозначительный поэтический подтекст.
***
Почерк человека говорит о его характере. Почерк художника – о душе, мировоззрении, философии жизни.
Работы Ахмета Ахата пробуждают сознание и душу, предлагают посмотреть на мир мудрым и добрым взором, создают внутреннюю гармонию, способствуют возрождению духовности. И понимаешь, насколько богат и красив духовный мир художника.
Ахмет Ахат говорит о ценности сходства и различий людей, о необходимости усвоения опыта человечества и передачи его последующим поколениям.
Его работы дают понять, что личное время человека не вечно, но его деятельность, духовно-нравственные деяния, добрые дела – бессмертны.
Ю. Баласагуни писал: «Ты – путник, эта жизнь – остановка, не стой в долгом ожидании. Твоя жизнь приходит к тебе, и то, что ты дал жизни, она возвращает тебе» [1, с. 282].
Выставка Ахмета Ахата – не подведение итогов, а вектор продолжения Пути, ценностями которого является любовь к миру и людям.
Покидая выставку, я вспомнила строки Ходжи Ахмеда Яссауи (6):
Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься
И птицей опуститься на веточку сознания.
Сноски:
1. Работы художника Ахмета Ахата выставлялись на международном аукционе Christie’s, находятся в музеях разных стран, в Государственном музее искусства Востока (Москва) и в частных коллекциях.
2. Петроглифы археологического ландшафта Танбалы( Тамгалы) — один из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья. В 2004 году были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
3. «Двенадцать мукамов» – единый монументальный цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. За свою уникальность были внесены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2005 году.
4. Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни – средневековый поэт, философ, писатель и ученый тюркской эпохи. Жил в XI веке (точные годы жизни неизвестны, предположительно между 1017-1019 и 1075-1085 годов.) в государстве Караханидов (средневековое государство на территории Центральной Азии), в городе Кашгар, где и похоронен.
5. Дастан ХІ века «Кутадгу билиг» ( в переводах «Благодатное знание» или «Наука быть счастливым») – жемчужина своей эпохи, которая вобрала в себя характерные черты и особенности поэтической эстетики тюркской литературы.
6. Ходжа Ахмед Яссауи (Ходжа Ахмед Ясави) – философ, поэт, святой. Писал труды на караханидско-уйгурском языке.
Работы художника можно посмотреть в интернете.
Свидетельство о публикации №224090600777
Прекрасно передали свои чувства от увиденного.
Спасибо!
Впечатлили.
С добрыми пожеланиями,
Ирина Христюк 23.09.2024 22:01 Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!
Мила Суркова 24.09.2024 07:58 Заявить о нарушении