Бог един, но не один, а с ближним
- У нас в Иудаизме есть такое понятие, как дать возможность человеку проявить свое хорошее, сделать добрый поступок. Я, например, никогда не тащу в переходе коляску сама, а просто стою с растерянным беспомощным видом и тут же находится человек готовый совершить хороший поступок и помочь мне. Получается, что перед Богом он делает хороший поступок, но и я тоже делаю хороший поступок, давая шанс другому человеку исполнить заповедь.
- Хорошо вам, хитрецам! - Пошутил я. - Вот так и получается, что весь мир на вас работает, а вроде бы Богу служит.
Одноклассница шутку поняла, а я задумался.
Нас всех учат быть хорошими. Стараться, стремиться. Но ведь в этом так легко спрятаться эгоизму: я хороший, я лучше, а вы хуже. И вот, мы уже стремимся отнять право быть хорошим у другого. Не в этом ли раскрытие притчи о Каине, который не мог позволить брату быть угоднее Богу и убил его?
Но в притчи есть продолжение о том, что с тех пор Каин поселился в земле Нод. А это значит "Странствие".
Не значит ли это, что тот, кто всегда сам стремится быть лучше других и сам получать любовь окружающих или Бога, всегда будет изгоем? Ведь все вокруг тоже хотят быть на его месте, а он мешает. Вот и гонят его везде. Вот и странствует не-при-Каянно.
Я знаю многих людей, включая себя, кто никогда не упустит случая осудить ближнего или как-то про себя отметить, что "я-то лучше". А зачем? Кому мы чего-то доказываем? И кому в этот момент служим, говоря религиозным языком? Тому, кто возомнил себя лучше и главнее всех?
Получается, что Люцифер так же ошибся, как и Каин, как и каждый из нас, когда нам свое я оказывается важнее всего.
Кстати, если упростить все эти схемы до простого партнерства: есть я и есть ты, то получится, что само по себе партнерство только тогда и возможно, когда мы даем другому возможность быть луче нас. А если мы сами хотим быть лучше, то логически приходим к идее одиночества и изоляции.
Может быть тогда и правда надо читать в Библии "элохим" - боги. Во множественном числе. Потому что если Бог один, то он и в самом деле один. Один одинешенек. И нет у него ближнего, чтобы возлюбить друг друга.
Для меня стало теперь ясно, что Бог - это не Он, а МЫ.
То, что между нами.
Те отношения, которые мы построим между собой и другими.
Мы разучились это делать именно благодаря победе индивидуализма.
Мы разучились принимать и ближних и сами себя. Принять свое несовершенство - залог хорошей самооценки, в конце концов.
Принять ближнего - залог семейного счастья, дружбы.
Ведь как просто!
Свидетельство о публикации №224090600910