О коде человеческой культуры-чтении и библиотеках
Кто учился в советской школе, хорошо помнят повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» о летчике Алексее Маресьеве, оставшемся без обеих ног и на протезах сбивающим немецкие самолеты. Есть фильм, созданный по одноимённой повести. Там есть эпизод, когда полковой комиссар просит медсестру найти в библиотеке журнал со статьей о летчике Первой Мировой войны Карповиче, который воевал без ступни. После прочтения, А.Маресьев проникается верой в то, что путём тренировок он будет ходить и будет снова летать на истребителе. Комиссар убедил его в том, что он советский человек, докажет всем, что это возможно. На врачебной комиссии, врач не мог поверить, что Маресьев без ног, считая ошибкой, что написано в истории болезни, когда перед ним он плясал барыню. Именно эта история с летчиком Карповичем вселила веру в летчика Маресьева, который впоследствии стал Героем Советского Союза. Одна небольшая статья из библиотеки спасла мужественного летчика и других, которые повторили его подвиг. В каких случаях мы обращаемся в библиотеки, что мы там ищем и что там находим?
Стало больше внимания уделять работе библиотек, многие их которых приобрели статус «модульных». Стали развиваться Национальные библиотеки, которые поражают своей новизной. Появились частные библиотеки. Но как реагирует население?В основном, посещают студенты, учащиеся, пенсионеры,имеющие читательские билеты с молодости. Библиотеки заменил компьютер, мобильные телефоны, интернет. Проще всего стало зайти в Интернет, найти необходимое, не выходя из дома. Скачал материал, реферат или доклад готов. Развитие интеллекта не происходит. Классическую литературу не читаем, лучше посмотрим «Войну и мир» в кино, получая удовольствие.
Когда человек не читает глазами буквы, в коре головного мозга не происходит установления нейронных связей, не происходит развития.Развитие происходит за счёт освоения и использования трёх основных кодов человеческой культуры: чтение, письмо, счёт.Библиотеки выполняют свою работу, помогая сохранить один из кодов - чтение. Наша страна считалась самой читающей нацией. Как мы перестали ценить то, что имеем? Когда перестали посещать библиотеку? В какой момент жизни она перестала иметь ценность? Чем ее заменили? Давайте вернёмся к истории, к работе библиотек в годы Великой Отечественной войны.
В Ленинграде, блокадном городе, в годы войны работала Публичная библиотека - одно из величайших книгохранилищ мира. В абонементе, где выдавали книги,работали, используя лишь два фонаря» летучая мышь». Но в этой тьме,работники библиотеки подбирали книги для госпиталей и библиотек-передвижек. Приходили запросы на узбекские, грузинские, татарские и другие книги - для бойцов разных национальностей, которые защищали Ленинград. Но были и другие запросы, от которых зависела жизнь человека. Ведь в осаде стали проблемой простейшие вещи, например, добывание огня. Как организовать производство кремешок для зажигалок? Как наладить производство спичек? Свечей? Белковых дрожжей? Когда не было возможности поставить в условиях блокады производство, тогда подыскивали старинные книги, обучавшие примитивному изготовлению хотя бы тех же свечей - « како катать свели», и это как раз подходило к блокадным условиям и немедленно применялось. Была найдена литература эпохи рождения самой первой спички и производство ставилось по ней. Так мирное книгохранилище участвовало в обороне города, в защите основ цивилизации, ни на один день не прекращая главной своей работы. Работники Публичной библиотеки не дали погибнуть осиротевшим, оставшимся без защиты книгам от умерших хозяев частных библиотек: зимой на саночках, а весной на мальпоста, совершая огромные концы пешком, качаясь от слабости и тяжелого груза, возили они выморочные библиотеки в свой фонд и спасли для будущих поколений сотни, тысячи книг, рукописей, архивов…
Ленинградцы мыслили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах. И ленинградцы, как писала поэт, писатель,ведущая радиопередач, Ольга Берггольц:» мы совсем по-новому поняли, что жизнь - это деятельность и что, как говорят у нас,»раньше смерти помрешь, если перестанешь трудиться.» И в блокаду учились: в городе работало одно ремесленное училище, которое за кольцо на предприятия страны отправило более пятисот молодых, умелых мастеров. А как учились ребята? Голодающие, замерзающие, когда их руки примерзали к металлу и зубы шатались во рту, как у стариков. Но они выучились мастерству зимой и пополнили кадры рабочего класса.
Работники библиотек помогали бороться с голодом, выпуская воззвания» Ленинградцы - на огороды», «Ленинградец, помни: если ты обработаешь и засеешь 15 сотых га, ты получишь капусту, ты получишь редиску, лук, морковь… Этого вполне хватит,чтобы обеспечить свою семью овощами на весь год». Суровый быт блокады, но сколько примеров, применимых в нашей жизни! В библиотеках можно найти ответы на все свои вопросы, потребности, научиться любому ремеслу, было бы огромное желание. А какие люди там работают? Преданные своему делу и любящие свою работу. Проводят интересные мероприятия, книжные ярмарки, отмечают знаменательные даты великих людей, встречи с писателями, поэтами.
Когда весь мир ополчился против России, в Европе стали сжигать книги на русском языке и многие, увидев эти кадры, возмущались. Но, мы сами, чем не хуже этих варваров? Книги выбрасываем на мусорную свалку целыми томами за ненадобностью, сдаём в макулатуру, сжигаем. Из читающей нации превратились в зомби, держащий телефон, навечно прилипший к руке. Книги перестали быть ценностью цивилизации во многих семьях.. Что же должно произойти, чтобы российский гражданин вновь вернулся в библиотеки, стал читать, размышлять? Какую картину сейчас наблюдаем? Молодой человек, отслужив в армии, устроился на работу связистом, но не смог подтвердить свою квалификацию, не сдав экзамен. Не удосужился изучить учебную литературу, разучился писать ручкой. Уволился с работы, теперь сидит дома, играя в компьютерные игры круглыми сутками. Его мать, ежедневно ездит ухаживать за больной матерью на другой конец города и ее сын никак не помогает. В другой семье, «отмазали» сына от армии, который не стал учиться, бросив учебу в институте. Работает официантом в кафе, тратя все заработанные деньги на себя. Досадует на родителей, что его не отпустили в другой город, куда уехала учиться его девушка и теперь заявляет родителям: «буду делать то, что захочу». Ещё один пример из нашей жизни: молодой человек не работает, считая, что нет работы по его специальности и за копейки не будет вкалывать. Отец отдал ему свою банковскую карту, куда перечисляется его пенсия. Зачем ему работать? Не справившись с трудностями, уходят в «себя», не предпринимая никаких дальнейших действий. Родители не могут справиться с такими взрослыми детьми, которые не становятся опорой для семьи. Коллективы не занимаются воспитанием работников, как было в советские времена: каждый решает свою проблему сам. А если не хватает общественного мнения, ресурсов семьи, чтобы измениться? Если не читать, то как можно вдохновиться на новые дела? С кого брать пример? Можно ли дальше развиваться человеку без чтения книг? Как пополнить число читателей в библиотеках?
Опыт истории придёт на помощь, когда нужно обойти каждый двор, каждый дом с предложением необходимой литературы индивидуально для каждого: для сада-огорода, как увеличить урожай? Как обустроить свой двор в новом стиле? Как стать печником? Как заработать на дому? Чем я могу быть полезным обществу, в каком ремесле? Вплоть до оказания помощи жителям соседней Монголии,нуждающихся в консультациях по огородничеству, выращиванию овощей, картофеля. Идей много и их можно найти в библиотеках, которые так изменились, неся огромный ресурс развития человечества, являясь кладезью творчества. Те, кто понимает, что сейчас, являются редкостью пишущие грамотно, владеющие речью люди и будущее за ними, тот предпринимает меры, читая вместе с детьми.
Библиотеки стремительно растут,появился новый вид туризма - библиотуризм. Российские библиотеки в сотрудничестве с институтом Гете, Шведским институтом организовывают совместные мероприятия в библиотеках стран Скандинавии, Германии, Великобритании, Италии, Польши. Но мечтой многих библиотекарей остаётся Япония и Сингапур, где уровень библиотечного дела очень высок: полная автоматизация библиотечных процессов, в книжных хранилищах по ночам работают исключительно роботы, сканирующие книжные полки и выявляющие книги, расставленные не на свои места. Будущее за библиотеками, которые не потеряют актуальности во все времена, во все века. Очень важно, чтобы с каждым годом увеличивалось число читателей и власти уже не смели говорить о закрытии библиотек. Нам надо ценить тех людей, которые преданно служат библиотечному делу,работают несмотря на трудности. И без библиотек, мы потеряем самое ценное, что у нас есть: код человеческой культуры -чтение.
Свидетельство о публикации №224091400152
Вы правильно написали, что компьютеры, смартфоны, интернет вытеснили из жизни человека чтение настоящих, "живых" книг.
Раньше в нашей стране в каждом доме стремились иметь свою мини-библиотеку, за книгами выстраивались очереди; чтоб только заполучить интересную книгу сдавали макулатуру, получали талончики и только по этим талонам получали книги.
Ну а что касается количества людей, записавшихся в библиотеки, то, наверное каждый второй был записан и с удовольствием их посещал, уходя из неё не менее чем с двумя-тремя книгами.
Были библиотеки для взрослых, были детские библиотеки. Уже с детства нас приучали к посещению библиотек и к чтению книг, а теперь не заставить школьника сесть за книгу, чтоб прочитать то, что задано по теме.
У меня правнуку 8 лет - второклассник, а его мама (моя внучка) - учитель начальных классов. Казалось бы - с детства приучала к книгам. А сейчас чуть ли не с ремнём усаживает его за чтение: не хочу - и всё. Только под угрозой наказания заставляет его читать. Как это объяснить - не знаем.
А уж в библиотеку и вовсе его, думаю, не загонишь, как впрочем и его одноклассников. И что с этим делать?
Вы пишите: "Будущее за библиотеками...", а я что-то сомневаюсь - уж слишком кардинально отлучили народ от чтения книг на бумажных носителях.
Теперь кнопку нажал и тебе прочитают любую книгу, лежи себе с закрытыми глазами и слушай текст этой книги.
Увы - издержки цивилизации.
Интересно, а библиотечные институты, в которых готовили работников библиотек, ещё существуют или ни одного не осталось?
Вы правильно пишите:"Очень важно, чтоб с каждым годом увеличивалось число читателей...".
А вот как это сделать практически, как завлечь молодёжь в библиотеки, как вложить в их умы, что без чтения "живой" книги мы сами себя обрекаем на роль роботов, теряя код человеческой культуры.
Спасибо Вам за статью с такой злободневной и очень необходимой темой .
Один момент в ней только не затронут: как ПРАКТИЧЕСКИ повернуть наш народ и особенно молодёжь и подрастающие поколения лицом к чтению книг и как заинтересовать их посещениями библиотек ?
Людмила Калачева 15.09.2024 22:09 Заявить о нарушении
Людмила, удачи Вам!
Койнова Ольга 16.09.2024 15:46 Заявить о нарушении