Рабочий как батарейка. Диалектика рабочей силы
Поясню:
1. Маркс никогда не рассматривал продажу рабочим «труда». Рабочий не продает «труд». Рабочий продает свою «рабочую силу» (энергию, «кровь»). Маркс употребляет понятие «товар _рабочая сила_». И это верное понимание. Понимание, что рабочий продает «труд» — это неверное понимание, неверная модель.
Подчеркну, рабочий продает свою энергию, свою рабочую силу. Если представить, что рабочий — это «электрическая батарейка», то рабочий продает «заряд батарейки», т.е. порцию энергии, содержащуюся в батарейке. Именно это нужно капиталисту — энергия батарейки. Именно благодаря этой энергии вращаются колеса «механизма» капиталистического производства.
И здесь мы переходим к диалектической логике, без которой невозможно понять Маркса.
2. Диалектика заключается в следующем. Когда ты покупаешь батарейку, чтобы светил твой фонарик, ты можешь ее купить исключительно в форме «твердого металлического цилиндра». Обрати внимание: тебе нужно, чтобы светил фонарик. Для этого ты готов купить «заряд электрической энергии». Но купить заряд ты можешь только в форме «металлического цилиндра с надписью».
Когда ты покупаешь «рабочую силу» рабочего, ты можешь ее купить исключительно в форме «рабочего времени», которое рабочий должен отдавать тебе (тратить на выполнение твоих заданий). Ты купил электрическую батарейку — она светит тебе 8 часов. Ты купил рабочего-батарейку — он «светит» тебе 8 часов (излучает, отдает энергию).
Важно:
Ты не доплачиваешь за свет. Ты платишь только один раз, покупая электрическую батарейку. Покупая «твердый металлический цилиндр», ты не доплачиваешь дополнительно за «пятна света», которые производятся благодаря этой батарейке. Это справедливо.
Покупая рабочего-батарейку, ты не доплачиваешь дополнительно за «пятна света», которые производится благодаря этой батарейке. «Пятна света», который производит рабочий-батарейка — это «товары». Точнее «новые стоимости».
Рабочий-батарейка, как и электрическая батарейка (как и любой «товар» при капитализме) стоит на рынке столько, сколько стоит производство этого «товара».
Точнее так:
«Стоимость товара» складывается из перенесенных на новый товар «старых стоимостей» (сырье, детали, электроэнергия, машины, инструменты) и созданной в процессе работы над этим товаром «новой стоимости». Капитализм — это «общество эквивалентного обмена». На капиталистическом рынке ты можешь изменить только форму стоимости — например, «товар» изменить на «деньги». Или, например, коробку электрических батареек поменять на бутылку виски. Важно, что «стоимость» того, что ты получишь, будет точно такой же, как и «стоимость» отданного тобой. Меняется форма «стоимости», но не ее величина. Это и есть «эквивалентный обмен». И везде, в любом магазине капитализма тебе будет предлагаться именно эквивалентный обмен. Обмен по «стоимости». Лишь в экстремальных случаях (война, бедствия, голод) этот принцип будет нарушаться. Но когда мы говорим об обычном, нормальном, мирном, развитом капиталистическом рынке, принцип эквивалентного обмена всегда будет сохраняться. Капитализм — это общество эквивалентного обмена.
«Стоимость любого товара» складывается из «старых стоимостей» и «новой стоимости», созданной в процессе последнего акта труда. Т.е. «стоимость» любого товара является «суммой всех стоимостей», затраченных на его производство. Так и только так может быть при капитализме. Любой товар, вынесенный на рынок, является «суммой стоимостей, затраченных на производство этого товара». Это «база», вокруг которой пляшет цена (цена — это денежное выражение «стоимости») с учетом различных обстоятельств рынка. Это же касается и товара «рабочая сила». У рабочего нет возможности продать этот товар дороже, чем стоит производство этого товара (еда, одежда, образование, медицинское обслуживание, отдых, воспроизводство детей).
Капиталист покупает батарейку-рабочего по справедливой цене «твердой батарейки» и не доплачивает за отдельные «пятна света» (товары, точнее, «стоимости», производимые этой батарейкой).
Капиталист не может покупать товар «рабочая сила» по цене выше, чем стоимость этого товара. Именно так работает капиталистический рынок — он запрещает любой несправедливый, любой неэквивалентный обмен.
Удачей капиталиста является то, что «пятна света», которые производит рабочий-батарейка, можно продать на рынке и получить за них столько денег, что хватит на все затраты производства (включая покупку рабочего-батарейки) и еще много останется капиталисту.
Имеет ли рабочий права на «пятна света»? Не больше, чем в случае с электрической батарейкой, т.е. «купивший электрическую батарейку не должен доплачивать бывшему владельцу за отдельные пятна света».
В этом заключается суть механизма «капиталистической эксплуатации».
Поясню:
Она не в том, что «капиталисты плохие». И не в том, что «если капиталисты будут хорошими, то и рабочим будет хорошо».
Она в том, что рабочий будет получать за свой товар ровно столько, сколько стоит производство его товара «рабочая сила» и больше ничего. Т.е. ровно столько, чтобы поесть, попить, поспать, свести концы с концами.
А капиталист будет получать все больше и больше бесплатных «пятен света» — просто расширяя свое производство и поднимая производительность труда за счет инноваций.
...
Диалектическим финалом этой ситуации является то, что производительность труда настолько вырастет за счет автоматизации и роботизации, что количество рабочих уменьшится почти до нуля, и продать производимую массу товара будут... некому. Потому что «платежеспособный спрос» — «платежеспособный», а не просто «спрос»! — упадет тоже почти до нуля. и производить товары станет... незачем. Подчеркну, незачем станет производить товары капиталистам, которые производят их только для того, чтобы продать.
Первая волна этой ситуации произошла в 2008 году и носит название «глобальный финансово-экономический кризис». Кризис никуда не делся. Хотя общество, экономические и финансовые системы адаптируются к нему, его причины остаются неизменными и дисбаланс между «ростом производительности труда за счет автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта» и «сокращением платежеспособного спроса» лишь нарастает.
Александр Клейн
17 сентября 2024 г.
PS.
Не разбираем сейчас «прибавочную стоимость», скажу лишь, что именно это понятие позволяет понять работу «капиталистического реактора по производству стоимости», являясь, одновременно, и предельно «материалистическим», и предельно «метафизическим» понятием.
В следующий раз начнем так:
Диалектика стоимости. «Новые стоимости» у Маркса понимаются как «сгустки некой энергии, которую содержат товары». Это не сгустки «труда», не сгустки «рабочего времени», не сгустки «рабочей силы». Что это за «энергия»?
Кл.
Рис.:
Маркс освещающий. Кл.&AI. 17.09.24
Рабочий как батарейка. Диалектика рабочей силы (Глава 1.)
http://proza.ru/2024/09/17/1415
Диалектика эксплуатации. По труду или по капиталу? (Глава 2. 1.)
http://proza.ru/2024/09/20/1166
Товар как аватар стоимости. Товар vs Услуга (Глава 2. 2.)
http://proza.ru/2024/10/16/1869
Принципы капитализма, коммунизма и госкапитализма (Глава 3.)
http://proza.ru/2024/09/20/872
Алхимический Реактор Капитализма - чертеж Маркса
http://proza.ru/2021/02/02/162
Железное будущее капитализма
http://proza.ru/2022/03/17/909
Йена и Бернанке. Великая Рецессия!
http://proza.ru/2022/10/19/1596
Типа того как Диалектика - ИИ-журналисты - Маркс
http://proza.ru/2024/11/13/1859
Свидетельство о публикации №224091701415