Нагие и голые. Аксельрод о романе Булгакова
http://proza.ru/2020/12/20/798
Речь в статье идёт о романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". У этого романа суммарное число критиков, рецензентов, аналитиков примерно сравнимо с числом читателей, и каждый исследователь находит не окученную полянку.
Это как грибы собирать в лесу, вроде всё утоптано и обобрано, но зоркий и опытный грибник с пустой корзинкой не уйдёт.
И всё у автора статьи чинно и благородно, ссылками подкреплено, но...
Споткнулась о фразу "На мой взгляд, менее всего исследователи касались эротической составляющей романа, в притягательных рамках которой нагие чертовки, порочные «иностранки», равно как и голые или полуголые отечественные гражданки (в неглиже, «а натюрель» или «в мыле и с мочалкой в руках»), занимают более чем достойное место, украшая убогие картины московского быта, загадочную обстановку квартиры № 50, подмосковные небеса, заколдованный водоем ведьм и ослепительно-колоссальную сцену бала «повелителя тьмы»."
Мне категорически не понравилась эстетическая классификация "...нагие чертовки, порочные «иностранки», равно как и голые или полуголые отечественные гражданки (в неглиже, «а натюрель» или «в мыле и с мочалкой в руках»)..."
Точнее, не понравились расставленные акценты.
Чертовки у него, значит, нагие!
А отечественные гражданки - голые!
Поскольку голая - это пошлость, а нагая - это искусство, то разберёмся, кто там в романе нагой, а кто голый.
Я добросовестно пролистала весь роман и выудила все цитаты с упоминанием женских персонажей
Женские персонажи Маргарита и её горничная Наташа - однозначно, отечественные гражданки. Приведу теперь цитаты из романа с описанием героинь одним из двух спорных эпитетов.
"И она, как была нагая, из спальни, то и дело взлетая на воздух, перебежала в кабинет мужа и, осветив его, кинулась к письменному столу." /это о Маргарите/
"Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения." /это о Маргарите/
"Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух." /это о Наташе - горничной Маргариты/
"Тут в открытую дверь вбежала Наташа, как была нагая, всплеснула руками и закричала Маргарите:
– Будьте счастливы, Маргарита Николаевна!" /это о горничной Маргариты/
"Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь?" /Маргарита обращается к Мастеру/
И лишь единственный раз в романе прозвучала самооценка внешнего вида героини:
"И вот уже Азазелло раскланивался, здоровался с мастером, сверкал ему своим кривым глазом, а Маргарита восклицала:
– Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!
Азазелло просил не беспокоиться, уверял, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей, охотно подсел к столу, предварительно поставив в угол у печки какой-то сверток в темной парче."
Чувствуете, как возвышенно и романтично М. Булгаков подал внешний вид отечественных гражданок без покрова хоть каким-то предметом одежды?
Нагая - безгрешная, невинная в своей наготе не на показ.
И только в единственной сцене в ванной комнате, где Маргарита инстинктивно смущается взгляда стороннего наблюдателя, появившегося в минуту интимной помывки, звучит слово "голая", да и то из уст самой героини.
Ответ-рецензия получается многословный из-за обилия цитат, но что уж, терпите, Автор сам предложил мне "ищите!", т.е. ищите доказательства.
Теперь о голых.
Женские персонажи романа, исполняющие роли чертовок, ведьм, воскресших трупов, украшенные эпитетом "голая" и/или "нагая" - рыжая помощница Воланда Гелла, детоубийца Фрида, юные ведьмы на берегу ночного озера во время русалочьего шабаша, женщины в туфельках и с перьями на голове на Балу Сатаны, и, наконец, алчные отечественные гражданки на фокусе в Варьете.
Сначала цитаты о чертовках и иностранках со словом "нагая".
"Тут оба разбойника сгинули, а вместо них появилась в передней совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическими глазами."
"Опять-таки эта рыжая нагая в передней!"
"Нагая ведьма, та самая Гелла, что так смущала почтенного буфетчика Варьете, и, увы, та самая, которую, к великому счастью, вспугнул петух в ночь знаменитого сеанса, сидела на коврике на полу у кровати, помешивая в кастрюле что-то, от чего валил серный пар."
"Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:
– Тебя прощают. Не будут больше подавать платок." /это о Фриде на балу Сатаны/
"Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами." /сцена на ночном озере во время русалочьего шабаша/
"Теперь уже на каждой ступеньке оказались, издали казавшиеся совершенно одинаковыми, фрачники и нагие женщины с ними, отличавшиеся друг от друга только цветом перьев на головах и туфель."
"Теперь африканец во время урагана притаился возле ниши, где помещалась статуя белой нагой женщины со склоненной головой, боясь показаться не вовремя на глаза и в то же время опасаясь пропустить момент, когда его может позвать прокуратор."
"Красавец галантно подскочил к нему и подал руку калачиком, второй прах сложился в нагую вертлявую женщину в черных туфельках и с черными перьями на голове, и тогда оба, и мужчина и женщина, заспешили вверх по лестнице."
Теперь перейдем к цитатам со словом "голая".
Сначала цитаты с участием голой нечисти.
"И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:"
"Тьфу ты! Что в туфлях! Да ведь дамочка-то голая! Ну да, ряса накинута прямо на голое тело! «Ай, да квартирка!» В душе у Аннушки все пело от предвкушения того, что она будет завтра рассказывать соседям."
"За странно одетой дамочкой следовала совершенно голая дамочка с чемоданчиком в руке, а возле чемоданчика мыкался черный громадный кот. Аннушка едва вслух что-то не пискнула, протирая глаза."
"Теперь снизу уже стеною шел народ, как бы штурмуя площадку, на которой стояла Маргарита. Голые женские тела поднимались между фрачными мужчинами. На Маргариту наплывали их смуглые, и белые, и цвета кофейного зерна, и вовсе черные тела."
Теперь цитаты с упоминанием голых отечественных гражданок.
"Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках." /сцена поиска Поэтом Бездомным иностранного консультанта в собственной коммуналке/
"...всем раздавал по два флакона заграничных духов и чулки бесплатно, а потом, как сеанс кончился, публика вышла на улицу, и – хвать – все оказались голые! Маргарита Николаевна повалилась на стул под зеркалом в передней и захохотала."
/рассказ Наташи о фокусе с разоблачением в Варьете"./
Как видим, иностранка рыжая Гелла удостоена в романе и обоих эпитетов - и голая, и нагая. Аналогично и толпа женской чертовщины на балу Сатаны описана то как нагая, то как голая. Характеристика зависит от места, времени, ситуации появления героинь без одежды.
Отечественные гражданки тоже награждены обоими эпитетами, но там перевес 5/3 в пользу романтичного, лиричного, вносящего эстетическое наслаждение слово «нагие».
Я не призываю Автора немедленно исправить часть текста, приведшего к дискуссии, где оппонентом на первичном материале была доказана предвзятость в делении женских персонажей на группы по признаку "голые" или "нагие".
Но его классификация героинь противоречит тексту великого романа всех времен «Мастер и Маргарита».
Читатели, можно на этой теме написать курсовую работу?
И еще подскажите, уместно ли статью сопроводить иллюстрацией.
Свидетельство о публикации №224091800504
Его фразе: "На мой взгляд, менее всего исследователи касались эротической составляющей романа, в притягательных рамках которой нагие чертовки, порочные «иностранки», равно как и голые или полуголые отечественные гражданки (в неглиже, «а натюрель» или «в мыле и с мочалкой в руках»), занимают более чем достойное место, украшая убогие картины московского быта, загадочную обстановку квартиры № 50, подмосковные небеса, заколдованный водоем ведьм и ослепительно-колоссальную сцену бала «повелителя тьмы»." - можно и аплодировать.
------------
Всего доброго.
Александра Вежливая 21.10.2024 18:03 Заявить о нарушении
Адрес для аплодисментов http://proza.ru/2020/12/20/798
Берта-Мария Бендер 21.10.2024 18:47 Заявить о нарушении