Диалектика эксплуатации. По труду или по капиталу?
II.
Глава посвящена диалектике «продажи товара _рабочая сила_» и выявлению, на основе этой диалектики, сути «механизма капиталистической эксплуатации».
Для этого вернемся к началу. Итак:
Рабочий не продает «труд». Рабочий продает свою «рабочую силу» (энергию, «кровь»). Маркс употребляет понятие «товар _рабочая сила_». Это верное понимание. Понимание, что рабочий продает «труд» — это неверное понимание, неверная модель.
Подчеркнем, рабочий продает свою энергию, свою рабочую силу. Диалектику этой продажи покажем на наглядном примере:
Если представить, что рабочий — это «электрическая батарейка», то продавая рабочую силу, он продает «заряд батарейки», т.е. порцию энергии, содержащуюся в батарейке. Отметим, что капиталисту нужна не сама «батарейка», а «энергия» батарейки. Ведь именно благодаря этой энергии вращаются колеса «механизма капиталистического производства»!
Обратите внимание:
Когда вам нужна «порция энергии», чтобы светил ваш фонарик, вы покупаете не «порцию энергии», вы покупаете «электрическую батарейку».
Диалектика заключается в том, что вы покупаете «порцию энергии» в форме «электрической батарейки».
Поясним:
По форме это «батарейка», а по содержанию «порция энергии». – …Это батарейка или порция энергии? – Это батарейка. – Но она же является «порцией энергии»? – Да, это порция энергии. В форме «батарейки».
В этом смысл диалектики: «то, которое не то, но одновременно то».
Подчеркнем:
То, которое не то, но одновременно то – это и есть «диалектика».
Обратите внимание:
Вы не можете купить «порцию энергии» иначе, чем в форме «твердый металлический цилиндр», т.е. в форме «батарейки».
Пример ежедневной диалектики, встречающейся в жизни любого человека:
Вам нужно, чтобы светил фонарик. Но вы не можете купить непосредственно «свечение фонарика». Для этого вам нужно купить «заряд электрической энергии» и вы готовы его купить. Но купить «заряд» вы можете только в форме «металлического цилиндра с надписью».
Чтобы получить «то», вам нужно получить «не-то», и тогда вы получите «то»… потому что другим путем нужное вам «то» вы получить не можете. Впрочем, когда вы получаете «не-то», дающее вам «то», вы можете рассматривать это как «то, находящееся в форме _не-то_».
Поздравляю вас! Это и есть краткое описание сути «диалектики».
Итак:
Когда вы покупаете «порцию электрической энергии», вы можете купить ее исключительно в форме «батарейки».
Когда вы покупаете «рабочую силу», вы можете ее купить исключительно в форме «рабочего-батарейки». (Рабочий-батарейка должен стать донором некоторого количества энергии, затраченной на выполнение ваших заданий).
Вы купили электрическую батарейку — она светит вам 8 часов. Вы купили рабочего-батарейку — он «светит» вам 8 часов (излучает, отдает энергию).
Важно:
Вы не доплачиваешь за свет!
Вы платите лишь один раз, покупая электрическую батарейку. Покупая «твердый металлический цилиндр», вы затем не доплачиваете дополнительно продавцу батарейки за «пятна света», которые производятся батарейкой. Это справедливо.
Покупая рабочего-батарейку, вы не доплачиваете дополнительно за «пятна света», которые производится благодаря батарейке.
«Пятна света», который производит рабочий-батарейка — это «товары». Точнее, «стоимости».
Еще одно важное обстоятельство в нашей диалектической картине:
Рабочий-батарейка, как и электрическая батарейка, как и любой «товар» при капитализме, стоят на рынке столько, сколько стоит производство этого «товара».
Точнее так:
«Стоимость товара» складывается из созданной в процессе работы над товаром «новой стоимости» и «старых стоимостей», созданных ранее (сырье, детали, электроэнергия, машины, инструменты) и перенесенных на товар в процессе его производства.
Поясним:
Маркс представляет «стоимость» – это верное представление! – в виде «энергетического сгустка», которым пропитан товар. Этот «сгусток энергии» создается в процессе труда рабочего, в процессе «сжигания» его «рабочей силы». Это и есть «стоимость».
Итак:
«Стоимость товара» складывается из «новой стоимости» (т.е. «энергетического сгустка», созданного в процессе работы над товаром) и «старых стоимостей» (т.е. созданных ранее «энергетических сгустков», упакованных в детали, инструменты, сырье и «перенесенных» на товар в процессе его «сборки»).
Важно, что:
Цена товара на капиталистическом рынке определяется его «стоимостью». Это означает, что «цена товара» будет колебаться вокруг значения его «стоимости», становясь то выше, то ниже ее в зависимости от рыночных условий.
В связи с этим отметим:
«Стоимость» – это однородный «энергетический сгусток», который может обладать разным размером (объемом, величиной) и который может быть измерен в деньгах. Денежное выражение «стоимости» – это и есть «цена».
Важно:
На развитом капиталистическом рынке «цена товара» будет стремиться к значению его «стоимости».
Или, другими словами:
Ни один продавец не может продать свой товар на капиталистическом рынке выше его «стоимости», т.е. выше «суммы стоимостей, затраченных на производство товара».
Также важно:
Ни один покупатель не может себе позволить покупать на рынке товары выше их «стоимости» (по «завышенной цене»). Особенно, когда речь идет о товарах, предназначенных для дальнейшего производства – сырье, детали, комплектующие, аренда производственных помещений, рабочая сила. Он просто прогорит. Его товар будет неконкурентоспособным.
Следовательно:
«Рабочий-батарейка» будет стоить на капиталистическом рынке ровно столько, сколько стоит производство этого «рабочего-батарейки».
В разных обществах параметры «производства рабочего-батарейки» будут разными, но везде будет сохраняться принцип: «только самое необходимое»! «без излишеств»! «оптимизация затрат».
По-другому быть не может. По-другому капитализм как «способ общественного производства» не выживает. Массовое отклонение «цены» от «стоимости» на капиталистическом рынке мгновенно приводит к экономическому кризису со всеми его общественно-политическими последствиями.
Капитализм — это «общество эквивалентного обмена». На капиталистическом рынке в каждом акте купли-продажи меняется лишь «форма» стоимости — стоимость в форме «товар» меняется на равноценную (эквивалентную) стоимость в форме «деньги».
Меняется «форма» стоимости, но не ее «величина». Это и есть «эквивалентный обмен».
В любой точке капиталистического рынка предлагается именно «эквивалентный обмен». Обмен по «стоимости». Лишь в экстремальных случаях (война, бедствия, голод) этот принцип будет нарушаться. Но всегда, когда мы говорим об обычном, нормальном, мирном, развитом капиталистическом рынке, принцип эквивалентного обмена будет сохраняться. Капитализм — это общество эквивалентного обмена.
Из этого следует, что:
У рабочего нет возможности продать свой товар («рабочая сила») дороже, чем стоит производство этого товара (еда, одежда, образование, медицинское обслуживание, отдых, воспроизводство детей).
Это и есть выражение «справедливости» капиталистического рынка. Ибо продавать по «завышенной цене» (т.е. выше «стоимости» товара) – это «несправедливо», и капиталистический рынок сам регулирует это обстоятельство путем колебаний спроса и предложения.
Итак:
Капиталист покупает «батарейку-рабочего» по справедливой цене «твердой батарейки» и не доплачивает за отдельные «пятна света» (не доплачивает за «стоимости», произведенные этой батарейкой).
Капиталист не может покупать товар «рабочая сила» по цене выше, чем стоимость товара. Капиталистический рынок запрещает любой несправедливый, неэквивалентный обмен.
Удачей капиталиста является то, что «пятна света», которые производит «рабочий-батарейка», можно продать на рынке и получить за деньги, которых хватит на затраты производства (включая покупку «рабочего-батарейки») и еще останется капиталисту.
Имеет ли рабочий права на «пятна света»? – Не больше, чем в случае с электрической батарейкой. Покупатель, купивший батарейку не должен доплачивать продавцу за отдельные пятна света!
В этом заключается суть механизма «капиталистической эксплуатации»!
Подчеркнем дополнительно:
Дело не в том, что «капиталисты плохие». Дело не в том, что «если капиталисты будут хорошими, то рабочим будет хорошо».
Дело в том, что рабочий всегда будет получать за свой товар («рабочая сила») ровно столько, сколько стоит производство его товара и ничего сверху. Он всегда будет получать ровно столько, чтобы хватило поесть, поспать и свести концы с концами («зарядить батарейку»).
Дело в том, что капиталист всегда будет получать бесплатные «пятна света». Он будет получать их всё больше и больше, расширяя свое производство и поднимая производительность труда за счет оптимизации и инноваций.
III.
Говоря о «товаре _рабочая сила_», автор пишет: «Согласно Марксу, этот товар всегда продается ниже своей стоимости».
Заметим, что это утверждение автора не соответствует действительности. Маркс никогда такого не писал, не говорил и, смею даже утверждать, не думал. По той причине, что это утверждение полностью противоречит экономической теории Маркса.
По Марксу, товар «рабочая сила», как и любой другой товар при капитализме, продается исключительно по своей стоимости. Любые отклонения «цены продажи» от «стоимости» товара являются временными и всегда исчезают при статистически большом количестве актов купли-продажи товара.
Проблема «эксплуатации» заключается не в том, что «капиталист недоплачивает рабочему» (т.е. «платит меньше стоимости товара»). Она заключается в том, что несмотря на то, что капиталист платит рабочему полную цену товара «рабочая сила», рабочий всегда будет «скромно» сводить концы с концами.
Почему так происходит?
Потому что именно благодаря тому, что «капиталист платит рабочему полную цену товара _рабочая сила_», рабочий всегда будет получать лишь «возмещение затрат», сделанных им при производстве его рабочей силы.
Потому что при производстве любого товара его «стоимость» всегда равна «сумме стоимостей», вложенных в товар в процессе производства.
Эта «сумма стоимостей» является объективной «базой», лежащей в основе «цены товара». Если представить «базу» в виде горизонтальной линии, то вблизи этой линии – то выше, то ниже – будет колебаться «цена товара». Чем стабильнее рынок и больше количество продаж, тем больше приближается «цена товара» к «базе», как к «линии равновесия». Тем точнее «цена товара» совпадает с его «стоимостью».
Другими словами:
Продать товар на развитом рынке выше или ниже его стоимости – невозможно. Если такое отклонение случается, то рынок выравнивает положение очень быстро. Суть капиталистического рынка – равновесие.
Развитый рынок при капитализме предполагает исключительно «эквивалентный обмен», т.е. обмен «стоимостей» на равных им «стоимости».
Капиталистический рынок – это эквивалентный обмен «стоимостей», находящихся в разных «товарных формах», т.е. в формах «разных товаров».
Капиталистический рынок – это всегда обмен «количественно» равных стоимостей, которые являются неравными «качественно» (т.е. существуют в разных формах).
IV.
Итак, при капитализме «стоимость» товара складывается из затраченных на его производство «стоимостей», а продажа товара на развитом рынке осуществляется исключительно по его «стоимости».
Из этого следует, что товар «рабочая сила» обладает стоимостью, складывающейся из затраченных на его производство стоимостей (еда, жилье, образование, отдых, здоровье, воспитание потомства), а продать товар «рабочая сила» на рынке можно лишь по его стоимости. Это означает, что рабочий вечно будет трудится за еду, жилье, образование (повышение качества рабочей силы), восстановление рабочей силы сейчас (отдых, здоровье) и в будущем (потомство).
Рынок будет требовать разумно минимизировать все эти затраты, выполняя принцип «ничего лишнего»… а всё сколько-нибудь «лишнее» будет доставаться капиталисту.
Важно, что это «лишнее», капиталист получает совершенно на другом основании. Он получает это бесплатно…. Примерно так же, как бесплатно получает «пятна света» от фонарика тот, кто купил батарейку и вставил в фонарик.
В этой диалектической тонкости заключается суть «механизма капиталистической эксплуатации».
Покажем диалектические шаги-этапы «капиталистической эксплуатации».
Но вначале дадим несколько диалектических примеров:
Чтобы насытится, человек должен купить мясо. Ему не нужно «мясо», ему нужно «насытится». Но это «насытится» он может купить только в форме «мясо».
Чтобы убрать пыль в доме, человек должен купить пылесос. Ему не нужен «пылесос», ему нужно «убрать пыль». Но это «убирание пыли» он может приобрести только в форме покупки «пылесоса».
Чтобы добраться до нужного места, человек должен купить автомобиль. Ему не нужен «автомобиль», ему нужно «добраться до места». Но купить это «добраться» он может только в форме «автомобиль».
Человеку нужно, чтобы его фонарик давал «пятна света». Купить он это может только в форме «батарейка».
Человек всегда хочет одно, но чтобы получить это, вынужден покупать другое. Назовем это «диалектикой покупок».
Ее формула:
«Функцию», которая вам нужна, вы должны купить в форме «вещи», предмета.
(забываем сейчас о функциях, содержащихся в «нематериальных вещах», т.к. это никак не влияет на ход наших рассуждений).
Это означает, что:
Вы покупаете «вещь». Все остальное – функцию, эстетическое наслаждение, престиж, хорошее настроение и прочее – вы получаете бесплатно, т.е. ничего не доплачиваете за это.
Другими словами:
«Функция», которую вы хотите купить, прилагается бесплатно к предмету, «вещи», которую вы покупаете.
Не правда ли, странно?..
Возникающий здесь «диалектический парадокс» можно сформулировать, используя терминологию Маркса:
«Потребительная стоимость» всегда достается покупателю бесплатно. В дополнение к «стоимости», которую он «покупает» на рынке (т.е. эквивалентно обменивает имеющуюся у него «стоимость» в форме денег на «стоимость», имеющуюся у продавца в форме товара), покупатель бесплатно получает «потребительную стоимость», функцию, полезность вещи.
Капиталист покупает «рабочую силу» (батарейку) и бесплатно получает ее «потребительную стоимость», которой является «способность создавать стоимости» (создавать «пятна света»).
Но есть еще одна «странность»:
«Рабочая сила» является уникальной силой во Вселенной!.. Уникальность ее заключается в том, что именно она и только она способна создавать «стоимости». Больше никто и ничто на свете не может создавать «стоимости».
Осознали?..
Это ее уникальная способность, ее уникальная полезность, ее «потребительная стоимость».
Отсюда следует:
Капиталист честно расплачивается за «батарейку». А то, что эта «батарейка» создает «пятна света», никого не интересует – продавец, продавший батарейку, не требует доплат за пятна света, продавец продавший автомобиль, не требует доплат за езду, продавец, продавший пылесос, не требует (не вправе требовать!) доплату за всасывание пыли. Продавец, продавший рабочую силу, не вправе требовать доплату за «пятна света, создаваемые ею» (товары, стоимости).
Купив вещь, функцией пользуешься бесплатно. Так диалектически устроен «рынок».
Купив товар («стоимость»), пользуешься бесплатно его «потребительной стоимостью».
Уникальная «потребительная стоимость» товара «рабочая сила» – это порождение «стоимости».
Магическая уникальность товара «рабочая сила», позволяющая ей – и только ей! – порождать «новые стоимости», напоминает волшебную палочку. Точнее, волшебную палочку с 3-мя желаниями, взмахом которой можно создать еще 3 волшебные палочки с 3-мя желаниями.
Найдя такую волшебную палочку, вы вступаете в бесконечный волшебный круговорот исполнения желаний: одно желание тратите на новую волшебную палочку, а еще 2 – на исполнение любых своих желаний. Волшебные палочки у вас никогда не закончатся, а количество выполненных желаний будет постоянно только прирастать.
Так работает покупка и эксплуатация «рабочей силы».
Одну часть «товара _рабочая сила_» вы тратите на покупку новой «батарейки» (новой порции «рабочей силы»), а 2 другие части – на исполнение ваших желаний.
Купленная «рабочая сила» у вас никогда не закончится, а количество выполненных желаний (прибыль) будет только прирастать.
В этом заключается магия «механизма капиталистической эксплуатации».
Маркс определяет «капитал» как «самовозрастающую стоимость» в руках у капиталиста.
«Волшебная палочка с 3-мя желаниями» – это то же самое.
Капитал – это самовозрастающая волшебная палочка, примененная на экономическом поприще.
В этом волшебном «самовозрастании» заключается суть «капиталистической эксплуатации».
Все остальное – это просто ее формы.
…
Диалектическим финалом этой ситуации является то, что производительность труда настолько вырастет за счет автоматизации и роботизации, что количество рабочих уменьшится почти до нуля, и продать производимую массу товара будут... некому. По причине того, что «платежеспособный спрос» (т.е. не просто «спрос», а за которым стоят заработанные деньги) — упадет практически до нуля, и производить товары капиталистам станет... незачем. Производство остановится.
Первая волна этой ситуации прокатилась по мировой экономике в 2008-2009 г.г. и носит название «глобальный финансово-экономический кризис». Кризис никуда не делся. Хотя общество, экономические и финансовые системы адаптируются к нему, его причины остаются неизменными, и дисбаланс между «ростом производительности труда за счет автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта» и «сокращением платежеспособного спроса» лишь нарастает.
Александр Клейн
20 сентября 2024 г.
Иллюстрация:
Диалектика капиталистической эксплуатации. Кл.&AI. 20.09.24
Рабочий как батарейка. Диалектика рабочей силы (Глава 1.)
http://proza.ru/2024/09/17/1415
Диалектика эксплуатации. По труду или по капиталу? (Глава 2. 1.)
http://proza.ru/2024/09/20/1166
Товар как аватар стоимости. Товар vs Услуга (Глава 2. 2.)
http://proza.ru/2024/10/16/1869
Принципы капитализма, коммунизма и госкапитализма (Глава 3.)
http://proza.ru/2024/09/20/872
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Типа того как Диалектика - ИИ-журналисты - Маркс
http://proza.ru/2024/11/13/1859
Языковые игры и День народного единства
http://proza.ru/2022/07/15/712
Свидетельство о публикации №224092001166