Аравии Южной цивилизации
Первая Цивилизация возникла 101 в. назад.
Последняя Цивилизация остановилась 71 в. назад.
===
….
Хронология цивилизаций Южной Аравии.
…….
Убейдская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1112).
65-38 века до Р.Х.
Она распространялась вдоль восточного побережья Аравии, где расселяются носители убейдской социокультурной системы. Родовая территория цивилизации находилась там, куда пришли позже шумеры. Но за несколько тысяч своего существования носители социокультов Убейда прошли всю Аравию с севера до юга, где археологи находят остатки её культуры.
===========
Джемдет-Наср Цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1302).
53-49 века до Р.Х
Возникла в Местопотамии и постепенно проникла сначала на север Аравии, а затем, пройдя по следам убейдов, достигала Южной Аравии.
===========
Сайхадская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/856).
25 век до Р.Х.
С начала 21-го века по Рождеству Христову исследователи всё чаще заявляют о существовании в это время древнейшей цивилизации сайхадов семито-сиро-месопотамского генокульта и социокульта.
============
Маинская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1479).
14 век до Р.Х.
Располагалась в северной части Южной Аравии, ближе к пустыням. Она отметилась городами Иасиль и Карнаву. Южноаравийское Древнейеменское царство, существовавшее в древности к северу от Сабы. Образовалось в 14 век до Р.Х.
==============
Сабейская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/05/1202).
12 век до Р.Х.
Саба, была южнее Майна. Её центром археологи называют Марибе. Существовало с конца 12-го века до Р.Х. по конец 3-го века по Р.Х.
==============
Аусанская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/974).
10-1 века до Р.Х.
Располагалась южнее Катабана.
=============
Махри цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/1434).
10 век до Р.Х. по 4 век по Р.Х.
Центр в Аусане. С 14 века по Р.Х. появляется Султанат Махра. Во главе султаната стояла династия Бану Афрар аль-Махри.
============
Катабанская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1389).
10 век до Р.Х.
Располагалась южнее Сабейской. Её столицей был город Тимнам. 10 век до Р.Х. по 2 век по Р.Х. Столицей Катабана была Тимна. Располагалось к западу от Хадрамаута и к востоку от Сабейского царства.
==============
Хадрамаутская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/07/1251).
8 век до Р.Х.
Центр в Шабра. С 8-Го века до Р.Х. до середины 4-го века по Р.Х. Затем Хадрамаут был окончательно поглощён Химьяритским царством.
=============
Химьяритская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/1396).
2 век до Р.Х.
Существовала в конце 2-го века до Рождества Христова. Культурный центр в Зафаре.
==============
…
Основа цивилизаций Южной Аравии, её соцокультурные ценности сложились в промежутке между 8-м и 6-м тысячелетиями до Рождества Христова. Это было время раннего неолита на этих территориях, согласно археологическим данным. Социокульты и генокульт будущих цивилизаций формировался размеренно, не прерываемый климатологическими изменениями и объёмными миграциями. Таким образом, фундамент цивилизационного комплекса, формируемый на местной основе, оказался специфическим, с некоторыми вкладками социокультурных особенностей докерамического неолита.
Начиная с 6-го тысячелетия до Рождества Христова основная ориентация культурных контактов изменяется от Ближнего Востока к Северной Африке, хотя линия связей с Месопотамией и Восточным Средиземноморьем не прерывается.
С наступлением 5-го тысячелетия до Рождества Христова, это была уже эпоха позднего неолита для Аравии, здесь, на её юге, появляются первые признаки производящего хозяйства, по всей видимости, привнесенной из Южной Месопотамии.
================
Классическая южноарабская социокультурная общность, близкая по своим основным признакам к цивилизации, окончательно сложилась с приходом кочевых переднеазиатских племен, осевших на части территории Южной Аравии в конце 2-го тысячелетия до Рождества Христова, и вступивших в генокультурный контакт с местными племенами прайеменитов. К 1-му тысячелетию до Рождества Христова эта общность приобрела черты цивилизации. Развивалась Южноаравийская цивилизация на Красноморском побережье Южной Аравии и на противоположном берегу Восточной Африки. Палеолитические материалы археологии Юга Аравии обнаруживают параллели с синхронными культурами Северной Африки.
В конце 2-го тысячелетия до Рождества Христова появляется южноаравийская письменность, а с ней и религия, которые затем распространились на Африканский Рог. В своей основе она была южносемитской, сильно отличающаяся от северосемитского, который лежит в основе греческого, кириллического, латинского алфавитов.
Создатели южноаравийской цивилизации пришли на юг Аравии, когда там существовали уже социокульты бронзового века, одним из центров которой был город Сабр, неподалёку от современного Адена в Южном Йемене.
Древние писания выделяют семитское и хамитское происхождение южных арабов, у них был единый регион происхождения для древних народов стран красноморского социокультурного бассейна. Они торговали друг с другом, у них были семейно-родовые связи, общины с жителями Эфиопии, Сомали.
=============
Современное человечество начинается из Африки. Это была эпоха раннего палеолита. Что послужило причиной миграции людей с юга, из Африки, на север, на этот счёт есть только предположения, но из всего набора климатических причин самым мощным остаётся засуха и наводнение. Наводнений глобального типа в Африке не наблюдается, только локальные, остаётся необыкновенной силы засуха, в Центральной Африке.
Спасаясь от безводия и, как следствие, от крушения среды обитания, люди устремились на север через Восточную Африку, засуха там тоже была, но близость моря оставляла мигрантам возможность к выживанию. Там они переправлялись через Красное море вблизи нынешнего Джибути в Южную Аравию. Климат здесь был благоприятный для расселения древних людей и для создания протоцивилизационных общин. Начиная от пролива до Хадрамаута археологи находят орудия олдувайского типа.
Люди жили здесь и ранее. 20-е тысячелетие до Рождества Христова отметилось в Южной Аравии изменением климата, причём резким. Пришла засуха, за два тысячелетия распространившаяся и по всей Аравии. Постепенно полуостров опустел, только юге и востоке Аравии сохранились небольшие первобытные общины, слабо социализированные во что-то социокультурное целое. Объединяло их только общее генетическое содержание.
============
Так продолжалось до 8-го тысячелетия до Рождества Христова, когда начинается обратная миграция людей со стороны Месопотамии, которая продолжалась до 6-го тысячелетия до Нашей Эры. К этому времени меняется основная ориентация соцокульта всех племён Ближнего Востока, Северной Африки, тренд изменений которых движется со стороны Месопотамии и Средиземноморья. Этот период Ранней цивилизации Южной Аравии характеризуется основными практиками позднего неолита, преемственного с ранним неолитом. Севернее возникает Цивилизация Пустынного Неолита, носителями которого были кочевой конгломерат сиро-месопотамского генокульта.
Языки здесь складывались на основе южноаравийского лингвистического склада с добавлением семитских наречий, получивших прописку в Южной Аравии вместе с прибывавшими сюда степняками сирийско-месопотамского происхождения. Это была одна из наиболее ранних волн миграции афразийских племён с 8-го по 6-е тысячелетия до Рождества Христова. Она шла не только в Южную Аравию, ранее она распространилась по Восточному Средиземноморью, Северной и Центральной Аравии, в северные и восточные районы Африки.
============
Носителями этих лингвистических новаций становились протойеменские племена. Вместе с прибывшими до них, ставших тут уже коренными сиро-месопотамцами, древние йеменцы представляли социокультурный комплекс Отщеповой Археологической культуры, иногда называемой Цивилизациумом с цивилизациями локального типа. Все они унаследовали традиции Оазисных культур, тоже иногда, а в последнее время всё чаще, называемых Цивилизационной системой.
У этих древних народов, создателей и носителей социокультов Цивилизаций Южной Аравии есть также признаки кушитских, хамитских корней, что упоминается и в Библии.
Мигранты, которые пришли в Южную Аравию, знали металлургию, гончарное дело, могли строить монументальные сооружения для духовных занятий. Здесь уже существовала своя духовная культура, испытавшая на себе влияние Восточного Средиземноморья и стран плодородного полумесяца.
Местные, оседлые племена, жили здесь уже много тысяч лет, что они доказали умениями в земледелии и ирригации, без которых выживание в этих областях было невозможно. Пришлые со своими социокультами тут не смогли бы выжить самостоятельно. Именно симбиоз межцивилизационный позволял местным цивилизациям лучше раскрыть свои возможности.
===========
Аравия 10 тысяч лет тому назад представляла из себя благодатный край. Здесь были, реки, озёра, разнообразные флора и фауна. Однако, в течение всего тысячи лет Аравийский полуостров лишился своих водных источников, к 4-му тысячелетию Аравия приобрела тот самый вид, каким её видим сегодня. Только два раза в год в горах Йемена проливаются муссонные дожди. Часть этих вод текут в Красное море, часть в Индийский океан и часть в пустыню Сайхад.
Именно тут, на краю Сайхада возникают общины, ставшие корнями древней цивилизации Южной Аравии. Основатели цивилизации научились использовать сезонные потоки воды для создания резервуаров, откуда они с помощью каналов питали свои земледельческие поля. Самым грандиозным из таких ирригационных сооружений была Марибская плотина. Отсюда начинается сельское хозяйство, способное удовлетворить потребность значительного количество прибывающих мигрантов. На этой территории ныне находится Йемен.
Таким образом, местные и пришлые цивилизации сосуществовали в разных вариантах на протяжении многих сотен лет, и даже первого тысячелетия до Рождества Христова. Каждая из них самореализовывалась в контактах с Ближним Востоком, с Восточной Африкой, предпочитая общаться с теми областями, откуда были родом основатели Южноаравийской цивилизации.
===============
Если взять предметы археологии, относимые к социокульту Хадрамаутской цивилизации, то здесь часто встречаются заимствования из областей крайнего востока Аравийского полуострова, длительное время находившихся под воздействием Южного Двуречья.
Что касается общеаравийского влияния на развитие Южноаравийской цивилизации, то изменения природы с климатом сами подталкивали племена внутренней Аравии взаимодействовать народами Южной Аравии. Часть этих племен постоянно стремилась выйти из пустынной страны в земледельческие районы и осесть там.
Скотоводы Центральной Аравии с одной стороны мало что давали для развития южноаравийской социокультурной системы. Однако они были значительно геноусточивей оседлых народов, они были менее подвержены болезням, приносимым из-за моря. К тому же внутренние арабы, вливаясь в общие миграционные потоки Южной Аравии удерживали арабский элемент, самобытность и язык в потоке заморских мигрантов, постепенно меняя цивилизационные облики, порождая одну цивилизацию за другой.
==============
Аравии Южной цивилизации в течение 1-го тысячелетия до Рождества Христова, благодаря развитию сельского хозяйства на основе ирригации смогли накопить больше миллиона жителей, столько же, сколько его было на всей территории Аравии, где люди жили небольшими скоплениями общин только вблизи оазисов, что не позволяло им создать единый социокультурный комплекс цивилизационного уровня. Здесь же, на границе Сайхада, плотность населения была достаточная, чтобы информационные социокультурные потоки быстро пронизывали все живущие здесь разнородные и разноязычные племена в нечто, подобное цивилизации.
Одной из основ цивилизации была торговля благовониями и пряностями, главными из которых были мирра и ладан, что позволяло основателям её выходить на международные рынки, привлекать новации, которые находили благоприятное применение в недрах общества.
===========
Учёные отмечают, что к 8-му тысячелетию до Рождества Христова климат на Юге Аравии улучшается, что и послужило вторичному освоению этих территорий. Новые цивилизационные системы начинают возникать сначала в Восточной Аравии, а к 7-му тысячелетию они оформляются в самобытный социокультурный блок протоцивилизационного значения в Южной Аравии. Археологи находят здесь несколько самобытных культур, которые уже невозможно назвать археологическими только. Со временем, с получением дополнительной информации, эти культуры исследователи поднимают до уровня цивилизаций.
К 6-му тысячелетию до Рождества Христова здесь возникают несколько цивилизационных систем, которые позже оформились комплекс цивилизаций Южной Аравии.
=========
К 30-му веку до Рождества Христова, происходит семитизация не только генокульта, но и социокульта сначала Восточной Аравии, а затем, к концу 3-го тысячелетия населения Южной Аравии. Семиты уже знали земледелие, ирригацию, строительство, письменность, имели элементы системной религии, предвестницы Торы. Появляется добавочный продукт, который требовал реализации. Расторопные семиты организуют морские и прибрежные торговых пути с Двуречьем, со странами Дильмун, нынешний Бахрейн, с княжествами Северо-Западной Индии.
Около 25-го века до Рождества Христова появляется Сайхадская цивилизация, основателями, учредителями которой были сайхады семито-сиро-месопотамского генокульта и социокульта.
Начиная с 25 и до 15 века до Рождества Христова в Южную Аравию по торговым путям постепенно проникают племена из Передней Азии. Древний южноаравийский генокультурный фонд пополняется хадрамаутцами, катабанейцами с семитскими корнями и соответствующим культурным багажом аккадо-вавилонского и арамейского происхождения. Эпоха была одомашнивания верблюда.
=========
С 20 века до Рождества Христова начинается время сосуществовании двух цивилизационных социокультов: кочевников скотоводов Средней и Передней Азии, и местных земледельцев Южной Аравии. Малоазийцы были приверженцами каменной индустрии, а южноаравийцы были представителями бронзовой культуры. Миграционные волны имели характерные черты савеев, савеян, детей Иоктана и внуков Авраама по Библии, изначально семиты, взошедшие на берега Южной Аравии. Поначалу семитические мигранты и оседлые южноаравийцы не социализируются во что-то общее. Этим объясняется то, что каменная индустрия древних поселений Южной Аравии не обнаруживает продолжения культурных традиций собственно аравийского неолита. Сюда проникали представители других культур, принося с собой традиции других цивилизаций. Часть из них прижилась, что можно объяснить изменениями климата и социокультурной обстановкой в Аравии и на Востоке Африки.
============
Начиная с 20 и до Рождества Христова в Южной Аравии возникает целый ряд цивилизаций:
Майнская цивилизация была на севере. Она отметилась городами Иасиль и Карнаву.
Сабейская, цивилизация, Саба, была южнее Майна. Её центром археологи называют Марибе.
Катабанская цивилизация располагалась южнее Сабейской. Её столицей был город Тимне.
Аусанская цивилизация располагалась южнее Катабана.
Хадрамаутская цивилизация существовала восточнее Аусанской. Её центром был Шабва.
Мархи цивилизация. Её центром был Аусан.
Химьяритская цивилизация.
=======
Самой развитой своими социокультами в 1-м тысячелетии до Рождества Христова была Сабейская цивилизация со своим царством. Цивилизация Саба в период своего расцвета занимала территорию от Красного моря до Хадрамаута и от Центральной Аравии до Индийского океана.
В конце 2-го века до Рождества Христова выдвигается Химьяритская цивилизация со своей одноимённой государственной системой и культурно экономическим центром Зафаре. К началу 4-го века по Рождеству Христову Химьяритская цивилизационная система социокультов распространяется по всей Южной Аравиии. Почти в течение тысячи лет Химьяритская цивилизация удерживала социокультурные контакты с Грецией, Египтом, Римом, Эфиопским Аксумом.
Начиная с 9-го века до Рождества Христова и по 4 век по Рождеству Христову начинается как расцвет, так и падение целого ряда цивилизаций Южной Аравии. В общем и целом, этот период историки называют эпохой упадка древних цивилизационных систем в истории Южной Аравии. Это время отметилось расцветом и последующим падением всех этих цивилизаций. Специалисты это связывают с возникновением у них государств, каждое из которых стремилось ограничить генокультурную связь разнородных племён.
В середине 2-го тысячелетия до Рождества Христова из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов, претендующих на статус цивилизационных. Это были минейский, катабанский, сабейский межплеменные союзы, в составе которых были разнородные этнические группы, объединённые общими социокультурными замыслами. В результате к концу 2-го тысячелетия до Рождества Христова ускоряется развитие производительных сил и сопутствующих им производственных отношений. Возникают первые рабовладельчества с классовыми стратами. На территории нынешнего Йемена появляются знатные и не знатные роды с разными имущественными кодами. Власть из рук общин переходит в руки отдельных родов.
============
17-14 века до Рождества Христова. Южноаравийская Цивилизация Сайхад существует некоторое время на северо-востоке Аравии, подпитываясь социокультурным и генетическим влиянием Месопотамии. К этому времени южноаравийский язык уже оформился. Последнее сиро-палестинское переселение до Рождества Христова было савейским. Оно закончилось к 7-му веку до Рождества Христова.
Библия отметила визит к Соломону Царицы Савской, которая привезла с собой целый караван благовоний, но не только. С ней прибыли несколько сотен девиц. Библейская история на самом деле отметила установление торговых связей между Аравийской Южной Цивилизации и северными семитами, а также попытки укрепления родоплеменных контактов между южными арабами и аксумитами. У последних были крупные источники собственных богатств, такие, как золотые копи Сасу или нубийско-мероитские золотые месторождения. Значительная часть эфиопского золота уходила в Южную Аравию, обеспечивая рост благосостояния населения Южноаравийской цивилизации.
В конце 2-го тысячелетия до Рождества Христова Древний Египет впадает в эпоху смут, за которыми последовала раздробленность и крушение Нового Царства, что позволило носителям социокультов Южной Аравии закрепиться на Северо-Востоке Африки.
================
С начала 1-го века до Рождества Христова начинаются войны между государствами. Некогда единая межцивилизационная система Южной Аравии раздирается на отдельные территории, не претендующие на уровень цивилизаций.
=============
Южноаравийские цивилизации хотя и имели общую историю, но имели и множество непохожестей, что не позволяет учёным говорить о некой Единой Южноаравийской цивилизации, хотя попытки такие имеют место. Территории этих цивилизационных социокультов располагались в долинах рек, отделённых друг от друга высокими перевалами. Общими у этих цивилизаций были негроидная масса с юга и высокоразвитые племена с севера. Дальше общины развивались самостоятельно. На небольшой территории Южной Аравии в течение долгого времени сосуществовало четыре особых языка.
Экономика Южноаравийских цивилизаций характеризовалась как сельскохозяйственная на основе ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. Выращивались такие злаки, как пшеница, полба, ячмень, бобовые культуры, овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Активно развивалась культура благовоний.
Скотоводство не было основным прибыльным делом среди хозяйств Южноаравийских цивилизаций. Мало по малу разводили крупный рогатый скот, овец на откорм и на шерсть, верблюдов. Из ремёсел были камнеобработка, строительное дело, металлургия, изделия из глины, ткачество, кожевенное дело.
==========
На первых порах развития Южноаравийских цивилизаций процветала Майнская цивилизация, успешно освоившая торговый путь с благовониями, который имел торговые фактории до Эгейского моря, в Месопотамии. После появления цивилизации Саба, цивилизация Майн частично растворилась в среде сабеев, передав новым хозяевам территории и торговые пути. После Сабейской цивилизации появляются цивилизации Катабан и Хадрамаут, которые установили контакты с персами, выйдя без торговых посредников в долину Тигра и Евфрата, и на побережье Восточной Африки.
Конец 1-го тысячелетия до Рождества Христова ознаменовался событиями, которые привели к спаду экономики Южноаравийских цивилизаций. Возродился Египет, с помощью финикийцев создавший свою торговую флотилию, способную плавать в открытых морях галсами против ветра и по муссонам. За ними греки и персы также вышли в море, установив свои контакты с Индией. При этом значительно возросла роль Персидского залива по сравнению с Красным морем.
Стал меняться климат в Южной Аравии. Пошли засухи, теряли свою привлекательность оазисы, наступали пустыни на некогда плодородные земли. Стали разрушаться и ирригационные системы, поскольку водные сбросы с гор стали более агрессивными. Поскольку цивилизационные социокульты ослабли, и в некоторых землях им вообще не находилось применение, усилилось миграционная инфильтрация кочевников бедуинов. Усилилась изоляция Южноаравийских цивилизаций от Древнего мира.
==========
Во время расцвета Южноаравийских цивилизаций земля находилась в собственности сельских и городских общин. Они решали все вопросы социальной жизни на основе саморегуляции. Общим делом считалось водоснабжение, распределение старых и новых земель между общинами, вопросы налогообложения, часть средств оставалась в общине, другая передавалась государственной власти, религиозным общинам.
Основной социокультурной ячейкой Южноаравийских цивилизаций была большая патриархальная семья. Она владела всеми землями, распределяя внутри себя её по общинному праву, она решала вопросы участия в конфликтах других общин, устраивала на своих землях оросительные сооружения. Но с появлением внешней торговли в общинах стали выделяться знатные семьи, которые выкупали владения из системы общинного пользования, где заводили своё хозяйство. Постепенно объединяясь, эта элита стала создавать небольшие царства на теле цивилизаций, постепенно разрывая единое цивилизационное тело.
Начинает формироваться новая социокультурная система со слабыми цивилизационными установками. Возникновение классов вело к превращению межплеменных цивилизационных союзов в государство. Ранее эти союзы жили по социокультурным понятиям, непрописанным на бумаге, но существующим в духе народов. В новых условиях, спровоцированных не только климатом, но и внешней политикой, внешними новыми правилами торговли, происходил постепенный переход к новым порядкам уже не цивилизационного, а государственного социокульта. Это не было катастрофическим разрушением всех устоев Южноаравийских цивилизаций. Благодаря относительной изоляции территории Южной Аравии, этот переход проходил медленно, позволяя народам планомерно менять свои генокульты и соответствующие им социокульты.
=========
К 6-му веку по Рождеству Христову нарастающий тренд разного рода факторов предопределил упадок Южноаравийских цивилизаций, начавшийся с первых веков Новой Эры.
Интересно, что закат Цивилизаций Южной Аравии сопровождался всплеском духовной жизни, в которой в аравийском формате отразилась вся совокупность условий и особенностей развития и упадка цивилизаций в эсхатологических оттенках, когда стали появляться писания с обоснованием вечности человеческих судеб и всего сущего, за пределами истории этого мира.
Развитие духовных социокультурных ценностей, пришедших на смену земледельческим и ремесленным, способствовали торговые пути с внешними мирами, по которым сюда в течение многих веков расцвета и упадка Южноаравийских цивилизаций прибывали группы постояльцев, создававших здесь свои общины со своими социокультурными ценностями с духовной экспозицией.
Также и внешние торговцы, прибывавшие сюда, не только продавали свои товары, но и покупали здесь местные, при этом знакомясь с местными историями, легендами, мифами, верованиями. Это отразилось как эпоху позднеэллинистических влияний, в эпоху проникновения сюда христианства, так и в создании торговых факторий греческого, еврейского и египетского типа, внутренне замкнутых. Это видно по археологическим раскопкам в приморских зонах.
============
Ко времени упадка и распада Южноаравийских цивилизаций относятся и попытки внесения в иконографию аллегорических образов южноаравийских богов и их эллинизации на территории Южной Аравии.
С 4-го века по Рождеству Христову в Южной Аравии появляются христианские общины, насаждаемые Римом. Вместе с тем получила развитие и духовная линия аравийской религии с культами бедуинов, с помощью которых, вроде бы примитивные бедуинские общины, стали оказывать значительное влияние на политические события на юге Аравийского полуострова.
Это была реакция на попытки иудаизации и христианизации населения Южной и Внутренней Аравии, попытка сохранить свою идентификацию, историчность присутствия. Борьба идей в области обустройства общества, общин на земле и в городах, в религиозной сфере, была ожесточённой. Она сопровождалась внутренними столкновениями, разнородными вторжениями. Южноаравийское общество можно сказать проснулось как от оков своей древности, так и от попыток его от этой древности оторвать.
Постепенно в этой отчаянной битве мнений, в борьбе за самосохранение, стала проявляться идея политического единства. Рождалось нечто свое, аравийское, неповторимое. Рождался ислам, который впитал в себя все новационные идеи, положив их на свою основу, на социокультурную систему, выработанную тысячелетиями как цивилизациями Южноаравийскими, так и цивилизациями Внутренней и Северной Аравии.
Те, кто стали основателями Южноарвийских цивилизаций, древнейеменские племена, выработали в Южной Аравии технологии, знания, представления, навыки во многих областях хозяйственной и культурной жизни, построили удивительные монументальные сооружения, города, плотины, искусственные холмы с Храмами в долинах-вади.
==========
Очень богата плеяда божественных представлений носителей Южноаравийской цивилизации. Основатели цивилизаций создали сложные представления о мире богов, собственную интеллигенцию духа, жречество, сотворили множество письменных свидетельств как о жизни богов, так и о жизни народов на своей территории.
Важно отметить, как одним из признаков высокого уровня цивилизаций было то, что писать умели все, и цари, и знать, и рабы, ремесленники, и купцы, и строители, и жрецы, и погонщики верблюдов, и ремесленники, мужчины и женщины. В разного рода надписях есть описания как исторических событий, так и статьи законов. Есть посвятительные тексты, строительные инструкции, есть надписи на гробницах, есть деловая переписка, есть записи о закладных документах, что говорит о начале денежных отношений на основе правил. Много переписок из Библии, античных и ранневизантийских текстов.
Была хорошо развита система астральных Богов. Они и сегодня видны во главе пантеонов, на фасадах сохранившихся замков. Среди них бог Астар, похожий на своего семитского одноименника. Масса солнечных божеств, национальные Боги племенных союзов, посвящённые в основном Луне. Их звали Альмаках в Сабе, Вадд в Майне, Амм в Карабане, Син в Хадрамауте. У каждого родоплеменного союза, составлявшего ту или иную Южносемитскую цивилизацию, были и свои Боги, которые должны были покровлять отдельные рода, племена, города, были и божества по функциям, по растениям и животным. И всё это на разных лексиках.
Здесь, в пантеоне Южноаравийских цивилизаций, объединились древнейшие общесемитские Боги, местные родовые божества, Боги, привезенные торговцами и рабами из Двуречья, от соседей, из Внутренней и Северной Аравии.
=======
К эпохе упадка цивилизаций историки относят подъём национальных Богов, которые оттеснили главное астральное божество Астару, а вместе с ни и других Богов, приплывших из-за моря. Это облегчило последующий переход к монотеистическим религиям, сначала к иудейству, потом к христианству, и, наконец, к Исламу и Исламской цивилизации.
Свидетельство о публикации №224092301301