Откуда есть и пошла практическая космонавтика

В начале предположение, быть может, столь же дилетантское, как и прочие мои произведения из настоящего раздела.  А вдруг Фукуямовский «конец истории» - это лишь повтор конца истории, ожидавшегося после I Мировой войны.  Но не об этом настоящая заметка.

В тот период казалось, что человечество ожидают десятилетия спокойного развития (временные недоразумения в России в результате октябрьского переворота всерьез не воспринимались).  А стремительный технический прогресс вел к ожиданию того, что вскоре появятся ракеты, на которых люди устремятся к Марсу.  Зачем нужны полеты по орбите вокруг Земли, никто не понимал.  А к Луне после прочтения Жюля Верна и Герберта Уэллса интерес пропал.

Не знаю, в какой момент и с чьей подачи возникло понимание того, что ракета, летящая в космос, должна использовать жидкое топливо, а не твердое.   Это вопрос к историкам.

Во многих странах мира стали возникать группы по созданию ракет на жидком топливе.  Группы возглавлялись энтузиастами.  Первую в мире ракету на жидком топливе запустил Годдард в 1929 году в США.

Но одно дело сделать в мастерской двухметровую ракеточку.  Другое дело - перейти к созданию более крупных машин.  Для этого нужны производственные мощности и, естественно, - деньги.  Сколько Годдард ни обивал пороги, денег на расширение своих исследований он не раздобыл.  Никто не понимал, какая будет выгода от этих ракет.  Так бедолага Годдард и продолжил делать и запускать маленькие ракеточки, которые были ему по силам.

В Германии тоже был свой энтузиаст, Оберт.  Делал ли он что-то практически, не знаю.  Это вопрос к профессиональным историкам.  Но книжки о ракетном полете Оберт точно писал.

В той же Германии в знатной и богатой семье рос малолетний хулиган Вернер фон Браун.  Учитывая его лидерские качества, можно было ожидать, что со временем Вернер займет высокий пост в преступном мире.  Но не судьба.  Однажды в руки юного хулигана попала брошюра Оберта.  Брошюра произвела ошеломляющее впечатление.  Вернер фон Браун написал письмо Оберту.  Тот ему ответил.  Завязалась переписка.  С тех пор создание ракет стало целью жизни Вернера фон Брауна.

Конечно, создание больших серьезных ракет требует серьезных денег.  В государстве, где с демократией не очень-то, деньги можно выпросить у руководства.  Вернер фон Браун обратился к Адольфу Гитлеру.   Насколько мне известно, по каким-то рассказам или воспоминаниям, Гитлер идеей не проникся и денег не дал.  Хотя пишут, что Гитлер неплохо разбирался в технике.

Опечаленный Вернер фон Браун стал искать поддержку у начальников помельче.  И нашел-таки.   Кто его поддержал, не помню.  Какой-то заместитель министра.  Не знаю, какие аргументы приводил Вернер фон Браун, клянча поддержку: то ли перспективы космических полетов, то ли перспективы создания баллистических ракет для ударов по странам прогнившей Западной демократии.  Может, найдутся историки, которые в теме.  И сии историки прояснят картину.  Результат известен: создание ракетного центра Пеенемюнде и результаты деятельности центра.

И в СССР велись работы по созданию ракет на жидком топливе.  Первая такая ракета была запущена в 1933 году в Нахабино.  Через 4 года после запуска ракеты Годдарда.

Сталин, также, как и Гитлер, и как бюрократы США, не понимал, зачем нужны эти непонятные ракеты.  Ради экономии народных денег Сталин приказал работы свернуть, менеджеров пострелять, а специалистов отправить про запас в лагеря – вдруг на что-нибудь полезное сгодятся.  Тогда можно будет устроить аттракцион невиданной добродетели, государственной мудрости и всепрощения.

А работы центра Пеенемюнде шли успешно.  Четвертая машина A4 (V2) оказалась настолько готовой к боевой работе, что использовалась для обстрела Лондона.  Разрабатывались следующие машины, A5, и так далее. Какие-то из будущих машин должны были стать двухступенчатыми,  а какие-то должны были обеспечить запуск искусственных спутников и пилотируемых космических кораблей.  Надо полагать, не позже 1950 года.

Немного о последующих событиях.  Результаты боевого применения A4(V2) показали эффективность такого оружия.  Немецкие бомбардировщики над Британией сбивались британскими летчиками.  И крылатые ракеты V1 научились, в конце концов, сбивать.  А против баллистических ракет V2 противовоздушная оборона Соединенного Королевства была бессильна.

После поражения III Рейха ракетный задел: и оборудование, и специалисты были вывезены часть в СССР, часть в США.

Владимир Врубель http://proza.ru/avtor/vvrubel пишет: "на основании Потсдамского соглашения объекты испытательного полигона в Пеенемюнде были взорваны советскими войсками, но до этого всё оборудование и технику тайно вывезли в СССР." Я про это не знал, так что с благодарностью добавляю. В СССР пытались воспроизвести V2. Тем не менее, в одной публикации я прочел, что полностью скопировать машину не получилось. В чем дело, не знаю. Вроде бы Р1 была полной копией V2, даже горючее то же самое ("Только гнусная фашистская сволочь может додуматься до того, чтобы жечь спирт в ракете").

К специалистам отношение различалось.

В США последний из немцев, приглашенных лично Вернером фон Брауном, скончался примерно в 2014 году.

Как было дело в СССР, полной картины не имею.  Знаю только, по рассказам ветеранов, что в КБ С.П.Королева работало много немцев.  Они проживали в поселке возле Монино.  Потом исчезли.  Никто из ветеранов КБ понятия не имел, куда подевались эти немцы.  Потом уже, по результатам общения на форумах, я узнал, что эти немцы были депортированы в ГДР.

Что-то я изложил.  Выводы делайте сами.

Также, я написал заметку про Спутник: http://proza.ru/2024/10/01/17.  Но в той заметке я более всего внимания уделил удивительному и достойному восхищения и преклонения деятелю – Сергею Павловичу Королеву.


Рецензии
Пётр, статья очень любительская, но читается с интересом.
(я имел отношение к ракетостроению)

Удачи вам.

Саша Щедрый   18.03.2025 16:53     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Саша/Александр. Благодарю Вас за прочтение и за отзыв. Если что-то не так написано, сообщите. Не могу обещать, что учту, текст-то, все-таки мой, но вдруг.
Я тоже имел некоторое отношение к ракетостроению, скорее, к космосу. Заканчивал кафедру В.Н.Челомея, после этого Два с половиной года стоял за кульманом в Королевском ОКБ, а еще после этого в филиале ЦАГИ где-то года полтора маялся дурью с теми, кто будто бы определял перспективы развития ракетно-космической техники. Потом взялся за ум и стал программистом.
BTW, в конце рецензируемой Вами работы есть ссылка на как бы продолжение.

Шильников   18.03.2025 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.