Смысл, др. съмыслъ, смышление - термин, этимология
от исследования логики языка, но в обратном порядке
нельзя понять, ни язык, ни мышление
Э. В. Ильенков (1924-1979, философ).
«О соотношении мышления и языка»
http://www.situation.ru/app/j_artp_234.htm
1) Существующая этимология
а) Распространенная версия
Викисловарь. Приставка: с-; корень: -мысл-. Значение: информационное содержание, совокупность значений чего-либо, постигаемых разумом; назначение, цель, разумная причина; резон, достаточное основание; устар. рассудок. Этимология по Максу Фасмеру: с+мыслити. (???)
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Происходит от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), (далее от праслав. формы ? – вставка), от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. dianoia, logismos), болг. мисъл, сербохорв. мисао (род. п. мисли), словенск. misl (род. п. misli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. mysl, в.-луж., н.-луж. mуsl. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maudziu, maudziau, mausti «тосковать (по), страстно желать», apmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», греч. mythos м. «речь», mytheomai «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. smuainim «думаю» (smoudnio), нов.-перс. moуе «жалоба» (у из d), must — то же. (???)
в) Термин "мысль" в европейских языках
Русск. мысль; болг. мисъл; босн. mislio; македон. мисла; польск. mysl; серб. мислио; силезский (диалект польского) mysl; словац. myslel si; словен. mislil; чешский mysleni. Другие европейские языки имеют свои национальные термины. Термин "мысль", судя по территориальному распространею, очевидно, сформирован на территории исчезнувшего государства Великая Моравия, где византийские миссионеры Кирилл и Мефодий в 863-885 г. создали церковнославянский алфавит и язык богослужения.
2) Национальный корпус русского языка
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 2000
Обширная терминология XI-XVII вв. на с. 226-235, Смыслъ - Смышление и производные. Переводы Библии, церковная и историческая литература, акты, летописи.
+ Смыслъ, Смыселъ. 1. Разум, ум, 1073; 2. Благоразумие, рассудительность, 1073; 3. Осмысление, понимание, сознание, XI в. 4. Вразумление, 1076; 5. Помысел, мысль, 1073. 6. Умозаключение, рассуждение, XI в. 8, 9. Воздерженность, изобретательность, хитроумие, искусство, XII-XVII вв. 10. Замысел, намерение, 1015. Значение, содержание, смысл
+ Смышление: 1. Ум, разум, 1499-XVIIв. 2. Рассудительность, благоразумие, XI в. 3. Мудрость, знание, XII в. 4. Понимание, 1499. 5. Мысль, помышление, 1073. 6. Хитрость, изворотливость, XI в. 7. Самообладание, 1499. 8. Самоуверенность, надменность, XI вв. 9. Согласие, XI в. 10. Исчисление, счет, XIV в. 11. Наука, научная дисциплина: Градовное смышление - политика; Домостройное смышление - экономика; Философия - мудролюбие, XVII в.
б) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893.
Обширная терминология: съмыслъ-съмышление (разум) на с. 755-759.
* Съмыслъ - мысль. Нечистомь съмысломь да не принесеши молитвы", Панд. Анд, XI в. Образ мыслей, XI в.; рассуждение, размышление, разумение, рассудок, в своем смысле (в полном рассудке, обычное выражение в духовном завещании), разум, значение; "съмыслъ" изв. XI-XIII вв.
* Мысль - идея, мышление, помышление, размышление, суждение, намерение, умысел, воображение, думать и т.д.
* СЪ - церк. слав. предлог (с. 637-639): от, из, по, на, обозначение способа, причины, предела, замены (вместо, за), указание предельной величины, совместности съ - вместе, присоединения, присутствия.
3) Национальный корпус русского языка
* Из Жития Василия Нового. Хождение Феодоры по воздушным мытарствам (XIV в.); "Малы преобид;вше нас и о сихъ, якоже множицею, и еще не в смысл; ми сущи, вражду сотворихь жива сущи въ уности своей или коли за власы имшися с к;мъ".
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417—1418): "Сего Господа Бога, Спаса помощника на помощь призываю: тъй бо есть Богъ нашь... премудрости наставникъ, и смыслу давець, несмысленым сказатель, учай человека разуму, даа ум;ние неум;ющимь, ... даяй просящему мудрость и разумъ, ... даай даръ на плъзу просящимь, даай незлобивымь коварьство и отроку уну чювьство и смыслъ, иже сказание словесъ его просв;щает и разумь дает младенцем".
* Наставление отца к сыну (вторая половина XIV в.—первая половина XV в.): "Мужъ мудръ, аще и рабъ и нищь, имея страх Божий, лучи царя; имуще богатства многа — без ума не имуще страха Божиа, оного съмыслом поучаяся закону Божию — спасение получит, се же, не имуще страха Божиа, — спасениа отпадет".
* Тайная Тайных (последняя треть XV в.—первая половина XVI в,): "Ведай, иже умъ — то есть верхъ всякому смыслу, им же спасется душа и изъяснится тайна, и отдалишь врагы житейскиа и духовныя, приближишь же любимых".
* Наставление отца к сыну (вторая половина XIV в.—первая половина XV в.): "Часто поминай Бога: да редко поминаа — помышляеши и поминаеши греховныя мысли".
4) Обобщение и вывод
а) В церковнославянском языке СЪМЫСЛЪ = церк. слав. СЪ предлог от, из + МЫСЛЪ; С предлог от, из + МЫСЛЪ; т.е. термин произведен от слова "мысль" = СЪМЫСЛЪ = МЫСЛЪ, МЫСЛЬ. Далее рассматривать нужно термин МЫСЛЬ.
б) Викисловарь. Мысль - процесс обработки информации человеком, результат такого процесса, идея или формулировка, появившаяся в результате обработки информации человеком, намерение, замысел.
в) Этимологическом онлайн-словарь Шанского Н. М.: "Мысль. Общеслав. Происхождение неясно. Объясняется по-разному. Одни ученые считают суф. производным (суф. -slь), родств. греч. mythos «слово, замысел», готск. maudajan «думать». Другие толкуют как однокорневое словам мудрый, мнить. (???)
г) Этимологический словарь Семенова А.В.: "Мысль. Древнерусское — мысль. Старославянское — мысль. Общеславянское — mysl. Литовское — mausti (страстно желать). Готское — maudjan (напоминать). Существительное «мысль» заимствовано из старославянского языка в XI в. Мысль — это «процесс мышления», «рассуждение», «продукт умственной деятельности». Производные: мысленный, мыслить. (???)
Вывод
Термин "мысль" зафиксирован в русском языке прим. с XI в., очевидно существовал и ранее в период создания церковнославянского языка в Великой Моравии 863-885 гг. Термины СЪМЫСЛЪ, СМЫСЛ и МЫСЛЬ и их производные имеют одинаковое содержание, применялись для обозначения процесса мышления.
Мышление — познавательная деятельность человека, умственный процесс, способ отражения действительности, неразрывно связан с использованием внутренней речи. Результат мышления - образование понятий и суждений путем анализа и синтеза понятий, в процессе мышления возникает новое знание; имеет своим продуктом – мысль. Процесс обработки информации (точнее сигналов) человеческим мозгом, уточнение действительности в сознании.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Анализ, корень
Приведем слово в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень - МЫСЛЬ, МЫШЛ+ЕНИЕ = без гласных М.С.Л., М.Ш.Л.; общий корень - М.С.Л., М.Ш.Л. Что есть подобное в библейской лексике?
* ивр. МАШАЛ (М.Ш.Л.) притча, аллегория, давать власть, этические максимы, проводить аналогии, уподобить, сравнить (операции мышления). Означает также сочетание слов, для создания и воспроизведения которых требуется тонкая работа ума (рабочий термин Талмуда), т.е. - мышление.
* ЕЭБЕ/Машал
Машал (М.Ш.Л.) — в Библии имеет значение речи, содержание которой шире и глубже, чем ее буквальный смысл, содержащей скрытые намеки, которые наводят слушателей и читателей на размышления. Форма М. — афоризм, краткая сентенция (ср. I Цар., 5, 12; Прит. I, 1, 6; 10, 1; 25, 1; 26, 7, 9; Когел., 12, 9). Кроме того, М. означает в Библии вообще возвышенную речь (синон. ср. Чис., 23, 7, 18; Псал. 49, 5; 78, 2), а также ходячие поговорки (I Сам., 10, 12), встречается и в значении примера для насмешки (Исайя, 14, 4; Мих., 2 и 4 и др.). Значение «притчи», т. е. освещения и подтверждения какой-либо мысли или морального обобщения посредством конкретного примера...
* Словарь Таргумим, Талмуда Бабли и Иерусалима и мидрашской литературы (1903) Маркуса Ястрова
МАШАЛ м. (б. х. гл. М.Ш.Л.) [что-то осязаемое, существенное, правдоподобное; прим. истина, подтверждённая примером, мудрым изречением; басня, аллегория, пример; mashal. ... ; не почитайте машаль легкомысленно, ибо через него человек получает основу и т.д.
б) Терминология
* Общий вид
СМЫСЛЬ, СЪМЫСЛ = С+МЫСЛЬ= церк. слав. С, СЪ от, из, обозначение способа + ивр. МАШАЛ говорить притчу или пословицу, насмехаться, уподобляться, становиться похожим или сходным, говорить притчу, уподоблять, сравнивать, уподобляться, становиться похожим или сходным; МАШАЛ 1. уподобление, притча; 2. поговорка, пословица, песнь.
Термин МЫСЛЬ имеет содержание: уподоблять (что-либо: предмет, явление), нахождение сходства, сравнивать. Очевидно, что речь идет об операциях мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, синтез, конкретизация.
+ Пояснение транслитерации. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Статья сообщает читателю, как происходила транслитерация (лат. передача через букву) библейских имен и терминов при переводе тестов с языка иврит на русский язык. Для ряда русских букв: Ж, Ч, Щ, ер, еры, ять, Ю, Я, юс малый, юс большой правила не установлены.
* буква ШИН (Ш, с огласовкой (точка) в правом верхнем углу) = Ш = С: Сихем, Саул, Самсон, или = З: Сузы, Измаил.
* буква СИН (С, с огласовкой (точка) в левом верхнем углу); = С: Сара, Сеир, или З: Израиль.
* Словарь Владимира Даля: "Смышление ср. помышление, мысли, дума; желания, стремления; разумение, понятие, убеждения, веденья, знание; вымысел, изобретение".
Общий вид
СМЫШЛЕНИЕ = С+МЫШЛ+ЕНИЕ = церк. слав. С, СЪ от, из + ивр. МАШАЛ говорить притчу или пословицу; уподобляться, становиться похожим или сходным; уподоблять, сравнивать; уподобляться, становиться похожим или сходным + ИНИАН дело, содержание, вопрос обсуждаемый, разбираемый; или АНА отвечать, свидетельствовать.
Содержание: уподобление, сравнение, нахождение сходства: объекта, предмета, явления с другим предметом, явлением; т.е. интеллектуальная деятельность, работа мышления (мысли) по созданию новых образов.
в) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H4911. Оригинал: МАШАЛ. Произношение: машаль. Часть речи: Глагол. Этимология: denominative от H4912 - A(qal): говорить притчу или пословицу, насмехаться; прич. насмешник. B(ni): уподобляться, становиться похожим или сходным. C(pi): говорить притчу. E(hi): уподоблять, сравнивать. G(hith): уподобляться, становиться похожим или сходным.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H4912. Оригинал: МАШАЛ (др. огласовка). Произношение: машаль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: вероятно от H4910 in some original sense женский род superiority in mental action - 1. уподобление, притча; 2. поговорка, пословица, песнь.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H6045. Оригинал: ИНИАН. Произношение: инйан. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6031 - 1. дело, труд, занятие, забота; 2. случай, событие. В современном иврите: интерес, интересовать, содержание; вопрос разираемый, обсуждаимый.
* Словарь Кляйна. Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
ИНИАН 1. занятие, задача (в Библии встречается только в Еккл.). 2. дело, дело. 3. дело, предмет. 4. Случай, причина. 6. процентов. [ср. Арам., Сир. (= занятие, дело, дело). По мнению некоторых ученых букв. означает «тяжелое занятие».
г) Библейские образы
* Еклизиаст 8:16: "Устремился я сердцем к тому, чтобы познать мудрость и рассмотреть все труды (ивр. хаИНИАН, форма от ИНИАН) на земле, из-за которых глаза людей не ведают сна ни днем ни ночью".
* Притчи 26:7: «Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ивр. МАШАЛ) в устах глупцов».
* Притчи 26:9: «Что колючий терн в руке пьяного, то притча (ивр. МАШАЛ) в устах глупцов».
* Числа 21:27: «Потому говорят приточники (ивр.МАШАЛ; приточник в русской версии – тот, кто говорит притчами, так называли Соломона (Полный церковно-славянский словарь): идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона».
* Иезекииль 16:44: «Вот, всякий, кто говорит притчами (ивр. МАШАЛ), может сказать о тебе: «какова мать, такова и дочь».
Таким образом, термины "съмыслъ, смышление, мысль, мышл+ение" - транслитерация (передача термина через букву) понятия иврита МАШАЛ (русск. М.С.Л. = ивр. М.Ш.Л). Содержание - библейская и талмудическая интерпретация какой-либо проблемы, установление (уподобление), доказательство мысли каким-либо ярким примером (притчей, пословицей); собственно процесс мышления.
Кишинев, 28.9. 2024 г.
Свидетельство о публикации №224092801196