Пенис кита. Самая скандальная глава из Моби Дик

Продолжаю писать комментарии к главам романа "Моби Дик"
Глава XCV. СУТАНА
………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сутана (cassock) — это длинное, приталенное одеяние, которое носят католические священники и другие члены духовенства. Слово "cassock" происходит от латинского "vestis talaris", что означает "одежда до пят". Сутана у обычных священников черного цвета, но цвет может варьироваться в зависимости от ранга или положения священнослужителя. Например, кардиналы носят красные сутаны, а Папа Римский — белую (об этом упоминалось в главе XLII. «О белизне кита»). Длина сутаны доходит до щиколоток и на ней может быть 33 пуговицы (символически отражая возраст Христа). Это одеяние является символом принадлежности к духовенству и используется как повседневная одежда, а также для церемоний.
Если бы вы оказались на борту «Пекода» при вскрытии китового трупа и если бы вы вздумали в это время пройтись до шпиля, вам бы непременно попался на глаза, возбудив немалое любопытство, один весьма загадочный предмет,
весьма загадочный предмет… (стр.   ) Это пенис - половой орган самца, который используется для спаривания и передачи спермы самке во время размножения. Пенис кита, особенно у крупных видов, таких как синий кит, является одним из самых больших среди всех животных. У синего кита длина пениса может достигать от 2,4 до 3 метров. Как и у большинства млекопитающих, пенис у китов втягивается внутрь тела, чтобы защитить его, и выходит наружу только во время спаривания. Основная функция пениса кита заключается в передаче спермы во время полового акта, что позволяет оплодотворить самку. Поскольку киты живут в воде, их половые органы адаптированы для условий морской среды, включая высокое давление и плотность воды. Кстати, слово «Dick», в английском языке, это один из популярных неформальных сленговых терминов для обозначения мужского полового органа. Название романа Германа Мелвилла "Moby-Dick" на самом деле не является неприличным, хотя в нём и есть слово "Dick". В данном случае "Dick" — это имя, и в XIX веке, когда книга была написана (1851 год), слово "dick" не имело таких современных коннотаций. В то время это было обычным сокращением от имени Richard (Ричард).
……………………………………………………………………………………………………
лежащий вдоль левого борта у шпигатов. Ни чудесный резервуар в огромной голове кашалота, ни чудовищные размеры его нижней челюсти, ни сказочная соразмерность его хвостовых лопастей — ничто не удивит вас настолько, как этот мельком вами увиденный загадочный конус — длинный, как самый рослый житель Кентукки,
у основания почти в целый фут в поперечнике и смолянисто-черный, как Йоджо, Квикегов эбеновый идол. Это и в самом деле идол; вернее, идолом служило в древние времена его изображение. Тем самым идолом, что был поставлен в тайных рощах Маахи, царицы Иудеи, и за поклонение которому сын ее Аса лишил ее звания царицы и изрубил истукан ее и сжег как премерзкий у потока Кедрона, как о том туманно повествуется в пятнадцатой главе Первой Книги Царей.
служило в древние времена его изображение. Тем самым идолом, что был поставлен в тайных рощах Маахи, царицы Иудеи, и за поклонение которому сын ее Аса лишил ее звания царицы и изрубил истукан ее и сжег как премерзкий у потока Кедрона, как о том туманно повествуется в пятнадцатой главе Первой Книги Царей. (стр.   ) «идолом служило в древние времена его изображение» - В древних религиях фаллические символы и изображения пениса играли важную роль как объекты поклонения, символизируя плодородие, созидание и мужскую силу. Так в египетской мифологии культ Осириса включал фаллические элементы. Согласно мифу, когда бог Сет разрубил Осириса на части, его жена Исида собрала его тело, но не нашла его пенис, поэтому она сделала его из золота. Этот аспект символизировал плодородие и воскрешение. В культуре Древней Греции фаллос являлся символом поклонения богу Дионису, который был ассоциирован с плодородием, виноделием и жизненной силой. Изображения фаллоса использовались во время праздников, таких как Дионисии и другие сельскохозяйственные обряды. В индуизме один из символов бога Шивы, изображается в виде цилиндрической формы, что ассоциируется с фаллосом, представляя энергию творения и плодородия. Он символизирует не только физическую созидательную силу, но и бесконечную природу Вселенной, являясь одновременно и абстрактным символом божественного. В древнем Риме фаллос был связан с богом Приапом, который олицетворял плодородие и сексуальную энергию. Его культ включал изображения большого эрегированного фаллоса, который символизировал изобилие и защиту. Эти символы использовались для поклонения и ритуалов, связанных с плодородием, сельскохозяйственным успехом и продолжением рода.
«Тем самым идолом, что был поставлен в тайных рощах Маахи, царицы Иудеи» - 
Этот отрывок ссылается на библейскую историю, описанную в Ветхом Завете, в частности, в Третьей книге Царств (15:13) и Второй книге Паралипоменон (14:3-5). Он говорит о идоле, который находился в рощах Маахи, царицы Иудеи, и которому поклонялись в древние времена. Идол, о котором идёт речь, скорее всего, был изображением божества, связанного с ашерой или Ашторет (Астарта), известными языческими богинями, которые почитались в Ханаане и соседних культурах. Эти богини ассоциировались с плодородием, природой и материнством, и поклонение им иногда включало установку священных деревьев или столбов — ашер, которые часто возводились в «тайных рощах Маахи». Эти ашеры могли иметь форму фаллических символов или символизировать плодородие через свои формы, напоминающие половые органы.
«и за поклонение которому сын ее Аса лишил ее звания царицы и изрубил истукан ее и сжег как премерзкий» - Царь Аса был третьим царём Иудеи, правившим с 911 по 870 год до н. э. Он принадлежал к династии Давида и был сыном царя Авии. Аса известен своей религиозной реформой, направленной на искоренение идолопоклонства и восстановление поклонения единому Богу Израиля. Во время его правления он уничтожил идолов, включая те, которым поклонялась его мать Мааха. Во Второй книге Паралипоменон (14:3-5) говорится о реформах царя Асы, направленных на искоренение идолопоклонства: "Он уничтожил жертвенники чужеземных богов и высоты, сокрушил столбы и срубил посвящённые деревья. И повелел Иудеям взыскать Господа, Бога отцов своих, и исполнять закон Его и заповедь. Он также удалил из всех городов Иудеи высоты и статуи солнца, и царство было спокойно при нём» (Паралипоменон (14:3-5). То, как царь Аса решительно уничтожил этот идол, сжигая его и лишая свою мать царского статуса, показывает его серьёзное отношение к искоренению этого культа. Языческие культы, связанные с фаллическими символами, рассматривались как серьёзная угроза для религиозных норм того времени, что могло объяснить столь радикальные действия.
«у потока Кедрона» Поток Кедрон — это историческая долина, находящаяся к востоку от Иерусалима, важное место как в библейской истории, так и в символическом контексте. То что Аса «изрубил истукан ее и сжег как премерзкий» у этого потока подчеркивает очищающий и реформаторский характер действий царя Асы, который стремился вернуть иудеев к поклонению единому Богу.
«как о том туманно повествуется в пятнадцатой главе Первой Книги Царей.» Первая Книга Царей — это часть Ветхого Завета Библии, которая рассказывает о правлении царей Израиля после смерти Давида. В пятнадцатой главе Первой Книги Царей описывается правление двух царей: Авы, царя Иудеи, и его сына, Асы, который вступил на трон после смерти отца. Особое внимание уделяется религиозным реформам царя Асы, направленным на уничтожение идолопоклонства в Иудее. Именно в этой главе упоминается, как Аса лишил свою мать Мааху статуса царицы из-за её поклонения идолу Астарты и уничтожил этот идол. "И даже Мааху, мать свою, он [царь Аса] лишил звания царицы за то, что она сделала истукана для Астарты [Ашеры]; и Аса разрушил этого истукана, и сжёг его при потоке Кедрон» (Третья книга Царств (15:13). И хотя в этой цитате не говорится прямо, но возможно «туманно повествуется», что этот идол был в виде фаллоса, символизм плодородия, связанный с богинями вроде Ашеры, и использование фаллических символов в древних религиях делают такую интерпретацию вполне возможной. Идол, установленный в «в тайных рощах Маахи» священных рощах, имели связь с культом плодородия, и фаллические элементы могли быть частью этого изображения.
               Взгляните же вон на того матроса, называемого резчиком, который подходит сюда, с помощью двух подручных взваливает себе на спину грандиссимус,
(стр.   ) Матросы на борту "Пекода" называли китовый пенис "grandissimus", что на латыни означает "величайший" или "самый большой". Это название связано с его огромными размерами, что производило впечатление на моряков. В условиях морского быта и грубой жизни на китобойных судах такие объекты часто становились предметом шуток, а использование латинского термина добавляло комического оттенка, подчёркивая гиперболу и иронию. Термин "grandissimus" скорее всего, является литературным изобретением Мелвилла, а не общеупотребительным словом среди китобоев.
…………………………………………………………………………………………………….
как называют его моряки, и, согнувшись под ним в три погибели, едва ступает прочь, словно гренадер,уносящий павшего товарища с поля битвы. Сбросив его на баке, он принимается снизу вверх сдирать с него черную кожу, как сдирает охотник-африканец кожу с огромного удава. Когда дело сделано, он выворачивает ее, точно штанину, наизнанку, хорошенько растягивает, так что она становится чуть ли не в два раза шире, и наконец подвешивает среди снастей для просушки. Через некоторое время ее снимают, и тогда, отрезав фута три с заостренного конца и проделав по бокам два отверстия для рук, резчик напяливает ее на себя. Теперь он стоит перед вами в полном каноническом облачении своего ордена.С незапамятных времен такое одеяние одно дает надежную защиту людям его профессии при исполнении ими их необыкновенных служебных обязанностей.
Обязанности эти состоят в крошении полос сала перед отправкой в котлы, что проделывают на особого рода деревянной мясорубке, установленной у самого борта, с огромной кадкой под крутящимся валом, в которую падают один за другим тонкие пласты сала, словно исписанные листы с трибуны у пламенного оратора. Облаченный в благочестивые черные одежды, стоящий за кафедрой на виду у всех, не отрывающий взора от «листов Библии» — какой отличный кандидат в архиепископы, великолепный папа Римский вышел бы из этого резчика .
…«листов Библии» — какой отличный кандидат в архиепископы, великолепный папа Римский вышел бы из этого резчика. (стр.   ) «листов Библии» - Эта фраза относиться к тому, что полосы китового жира, которые моряки срезают, должны быть очень тонкими — настолько тонкими, как страницы в Библии. Стандартные страницы Библии обычно изготавливаются из очень тонкой бумаги, называемой библейской бумагой. Такая бумага имеет толщину примерно от 30 до 50 микрон (0,03-0,05 мм) и её плотность офсетной бумаги - 25–40 г/м;. Это позволяет разместить весь текст Библии на относительно небольшом количестве страниц. Фраза о «листах Библии» — это литературный приём, придуманный автором. Мелвилл в ней не столько использует символизм и духовное значение Библии в жизни моряков, сколько показывает ироничное название тонких полос китового жира «листами Библии». Моряки, проводя долгие месяцы вдали от цивилизации, были известны своей грубой манерой общения и черным юмором. Поэтому появление таких терминов, можно сказать имеющих богохульный оттенок, была вполне естественной, так как работа на китобойном судне была грязной и жестокой, далекой от духовности.
«какой отличный кандидат в архиепископы» - В первых изданиях «Моби Дик» эта фраза писалась так «what a candidate for an archbishoprick». В последствии в слове «archbishoprick» буква «k» исчезла и вот почему. Архаичное написание слова "archbishoprick" с буквой «k» уходит корнями в более ранние формы английского языка, когда суффикс -rick использовался в значении "власть" или "властвование". Со временем это слово стало писаться как "archbishopric", потеряв букву «k», но сохранив то же значение — "архиепископская кафедра" или "должность архиепископа". Мелвилл в данном предложение, добавляя букву «k» в конце слова, создаёт эффект двусмысленности. Фаллическая коннотация в слове "archbishoprick" появляется из-за наличия буквы «k» в конце слова, которая напоминает английское слово "prick" — вульгарное обозначение мужского полового органа. Мелвилл, используя архаичное написание с буквой «k» в конце слова, намеренно создаёт игру слов, которая основывается на том, что "rick" в старой форме слова звучит почти так же, как слово "prick", что вводит намёк на сексуальность или фаллические символы. Это подчёркивает комический и сатирический характер сцены, где "резчик" (персонаж, который разделывает китов) сравнивается с кандидатом на высокую церковную должность - архиепископа, что само по себе уже иронично. Фраза «какой отличный кандидат в архиепископы» (what a candidate for an archbishoprick) намекает не просто на важную религиозную фигуру, а то что это «великолепный папа Римский вышел бы из этого резчика». Но благодаря архаичному написанию с добавленной «k», слово также приобретает фаллическую коннотацию, усиливая игру слов и сатиру на церковные институты и на сам процесса ритуализации. В современных изданиях «Моби Дик» в слове "archbishopric" эта буква отсутствует, и слово уже не вызывает таких ассоциаций.


Рецензии
Интересно! У меня есть книга Моби Дик. Бумажный вариант. Куплена 20 лет назад, но до сих пор не прочитана. Все никак не доходят руки. Что касается пениса, то у меня опубликована статья http://proza.ru/2022/08/14/1022

Виктор Томилов   29.09.2024 22:22     Заявить о нарушении